ПРЯМОЙ ЭФИР

Есмгали Жуманов: «Я - Чингисхан»

Картина живописца Есмгали Жуманова «Я - Чингисхан» выдвигается на соискание Государственной премии Республики Казахстан в области литературы и искусства имени Абая. Работа свежая, нигде не выставлялась. Мощная вещь, манифест художника на фоне только что прошедших выборов Президента страны. О таких произведениях принято говорить: «Искусство спасёт мир»

 

Есмгали Жуманов «Я - Чингисхан». 2020, х.м, 200х300

                                                                  РЕЦЕНЗИЯ

 

По признанию искусствоведов, Есмгали Жуманов - один из крупнейших художников современного Казахстана. В отличие от воззрений прошлой социалистической эпохи, причудливые сюрреалистические и мистические сюжеты позволяют приверженцу классической живописи воплощать новое отношение к миру. Фантазийный сюр, утверждает живописец, навеян игрой надсознания, высшего разума. Наиболее свободно «Я» художника проявляется в последней крупной работе «Я – Чингисхан». Поэтическое воображение автора погружает зрителя в красочное сновидение, изобилующее образами и символами.

Есмгали Жуманов

Основная идея картины – борьба Добра и Зла. На переднем плане в центре полотна – сам художник в облике Чингисхана на белом коне, под копытами которого - обернутое в саван, поверженное Зло. По убеждению живописца, Чингисхан - носитель Добра, идеи гуманизма о всеобщем мире на земле, он - не простой поработитель, захватчик и разрушитель. Вскинутая голова гарцующего коня, сияющий фиолетовым светом плащ и орлиный взор Чингисхана выражают силу и вдохновение победителя, создают настроение радостного торжества. Его взгляд обращен к группе склонившихся в почтении правителей покоренных стран и народов. Они сложили оружие к его ногам и принесли богатые дары. Над ними в лучах света Всевышнего Тенгри парит несущая золотые яйца птица Самрук - символ вечной борьбы Добра и Зла.

Чингисхан - основатель тенгрианства, средневековой религии тюрко-монгольских кочевников. Жуманов точно передает переходы и яркие оттенки обожествлённого сапфирово-синего неба – Тенгри. На уровне государственного культа его почитали народы евразийских степей и Центральной Азии. Простирая руки в стороны, небесный владыка Тенгри разрывает под куполом шанырака земную оболочку, и старая шаманка-повитуха принимает родившегося из прозрачного сосуда мальчика – будущего Чингисхана.

Дух завоевания - отличительная черта имперской идеи тенгрианства. Незыблемая вера Чингисхана в Вечное Синее Небо способствовала необыкновенным успехам полководца в создании обширной кочевой империи. Став властителем самого большого в мире государства, Чингисхан воспринимал себя орудием верховного божества Тенгри.

Левая часть картины переносит зрителя в реальность наших дней. В борьбе сил Света и Тьмы, Добра и Зла участвуют современные персонажи. Представители теневых структур - лица, предпочитающие держаться в тени, ждут своего часа и, не привлекая особого внимания, воплощают замыслы по уничтожению людей, в том числе путем пандемии коронавируса. Образ Робота с зажатой в железной руке человеческой головой есть символ наступления цивилизации машин на цивилизацию людей по всем направлениям. Этому способствуют компьютерные технологии, в частности мобильный Интернет пятого поколения 5G. Сетевые технологии привели к тому, что бумажные деньги уходят в прошлое. Возникают электронные деньги и их носитель – электронные поля. Тот, кто завладеет инструментом их производства – будет владеть миром. Процесс обезличивания людей до записи в базах данных двух цифр – 0 и 1 при потере контроля со стороны людей – ведет к торжеству Зла, машинной цивилизации.

Несмотря на то, что цивилизация машин достигла огромной власти над людьми, потомки Чингисхана могут и должны создать средства информационного управления территорией Казахстана без объединения ее с общемировой компьютерной сетью. Такая система позволит создать мобильное общество, в котором каждый получит доступ к необходимой информации в любом месте и в любое время. Чингисхану потребовалось тридцать лет, чтобы создать армию, воспитать военачальников, способных реализовать доктрину всемирного единодержавия. Если подчиняешь себе множество людей, прежде всего, стань властителем их душ; люди никуда не денутся, если ты покорил их души, - говорил Чингисхан.

Выдающийся представитель цивилизации людей Чингисхан ценил в своих подданых такие добродетели, как верность, преданность, стойкость; пороки, которые презирал - измена, предательство, трусость. По этим признакам он делил людей на две категории. Для одних материальное благополучие и безопасность превыше достоинства и чести, поэтому они способны на трусость и измену. Другие живут по особому кодексу честного и уважающего себя человека, и ни на что не променяют свою честь и достоинство. Важно, чтобы власть правителя опиралась на них, а не на господствующее сословие, правящую нацию или официальную религию. Картина «Я - Чингисхан» проникнута верой в высокие нравственные качества людей, занимающих высшие государственные посты. Согласно идеологии Чингисхана, это люди, характер и образ мыслей которых делает невозможными измену и предательство.

Дина Дуспулова,

искусствовед, канд.филос.наук,

арт-журналист, куратор,

член жюри Академии искусств «Мондиаль-арт», Франция

Поделиться публикацией :

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить

Новости партнёров

Загрузка...
Загрузка...