ПРЯМОЙ ЭФИР

О погоде на арт-рынке Казахстана

Нынешний рынок современного искусства никогда бы не развился до такой степени как сейчас, не приди на него молодые инвесторы из развивающихся стран БРИК и Ближнего Востока. В течение последних десяти лет мир искусства следует за смещением сил с Запада на Восток. Все рекорды аукционных продаж были побиты уже после 2008 года, когда экономика претерпевала тяжелые времена

Выставка в рамках фестиваля "Красивый бизнес. Азия 2020"

В разгар кризиса рост остановился, но ненадолго: в 2009 рынок снова стал набирать обороты и к 2011 догнал по показателям докризисные времена. Благодаря обладателям новых капиталов из Китая, всего за 8 лет общий объем продаж Christie's Гонконг вырос с $98 млн в 2003 году до $836 млн. в 2011 году. Россия в современной структуре мировой торговли является пока небольшим рынком художественными ценностями. В списке Artprice 400 самых дорогих работ современного искусства второй половины XX века только 2 русских художника, китайских имен в этом списке 183. Российских инвесторов на рынке современного искусства также гораздо меньше китайских. Тем не менее, по данным главы аукциона "Совком" Юрия Тюхтина, в России 80 из 100 самых богатых людей коллекционируют, а 50 коллекционируют много.

Леонардо да Винчи "Спаситель мира";$450 млн; аукцион Christie’s, 2017 год

Для сравнения: в Казахстане на 50 сверхбогачей всего три крупных коллекционера. Инвестиции в произведения искусства у нас мало популярны, понятие казахстанского арт-рынка остается размытым. Все же, казахстанские капиталы могут испытать на себе эту особенность рынка искусства - стать неким естественным убежищем во времена финансовых потрясений. С одной стороны, в стране появилось новое поколение потенциальных покупателей искусства, Многие получили образование в зарубежных вузах и приучились к мысли, что современное искусство — перспективный объект инвестиций, а признанные художники не появляются сами по себе: сообщество коллекционеров должно их взращивать. С другой, арт-бизнес – рискованная игра, в ней есть правило, о котором знают в основном профессионалы

- погоду на рынке искусства делают не художники и не галерейщики, а богатые и знаменитые покупатели.

С этой точки зрения, казахстанские галерейщики неправильно строят бизнес. Посмотрите, что делается на нашем пространстве? - Появились замечательные магазины, рестораны. Хоть одна коммерческая галерея выросла за эти годы? Нет, они все пахнут бедностью. Проблема в том, что клиенты презирают их галереи за бедность, те в свою очередь ненавидят их за богатство. И нет у них площадки, чтобы договориться, отсутствует системный диалог между участниками рынка искусства – галерейщиками, художниками, покупателями.

Начиная с сентября, издатель журнала “Forbes Kazakhstan” Арманжан Байтасов, владелец Media Cafe в центре Алматы, запустил проект «Арт-журналистика». И правило о погоде на рынке искусства заработало: Media Cafe преобразилось в диалоговое пространство для встреч творческой интеллигенции с журналистами. В течение трех месяцев на фоне экспозиций картин  еженедельно шли творческие встречи живописцев и скульпторов разных поколений, выступали драматурги, редакторы культурно-информационного журнала Altyn Art. Прозвучали новости о победе казахстанских живописцев на Международном симпозиуме на Кипре (68 наград на 201 участника, в том числе одна золотая!), о рекордной продаже произведения Гани Баянова на аукционе в Астане, об успехах Союза ремесленников Казахстана и женской ассоциации художников «Тан Шолпан». Так что, стоило известному бизнесмену проявить инициативу, и лёд тронулся. Хватит ли отечественным new money предприимчивости и открытости новым идеям, покажет время, но погода на рынке казахстанского искусства зависит от них.

Гани Баянов «Девочки с белым верблюжонком»; $168 тыс.; 2018 год

Цель проекта Арт-журналистика» - повысить качество и количество арт-публикаций - переросла в нечто большее. Под занавес 2020 года, куратор Дина Дуспулова получила приглашение на участие в фестивале: «Красивый бизнес. Азия» (торговый центр «Алма-Ата» 19-27 декабря). Девять алматинских художников в блистательном составе: Есмгали Жуманов, Зейнелхан Мухамеджан, Лилия Позднякова, Георгий Ли, Дина Буксикова, Гульжанат Кабижанова, Алмас Нургожаев, Дауренбек Бекназаров, Ерсайын Жапак представили выставку современного казахстанского искусства разных направлений и жанров. Журналисты всех местных газет не скупились на восторженные отклики: «уникальная», «новая», «провокационная». Воодушевленные пиаром, художники увлеченно выступали перед камерами в прямом эфире на Ютубе, обсуждая недостатки в художественном образовании, перспективы создания креативной экономики и музея современного искусства в Алматы.

Выставка в рамках фестиваля "Красивый бизнес. Азия 2020"

Стоит вспомнить, в 1966 году мировой рынок искусства также начинал строиться усилиями британской газеты «Таймс» и галереи Sotheby’s. Выходили публикации с графиками и таблицами о том, что инвестиции в искусство – замечательная во всех отношениях вещь. Они раскрутились очень сильно. В 80-е годы в мире наблюдалась настоящая лихорадка инвестиций в арт–предметы.  Цены взвинтили японцы, которые покупали все. В 1991 г. произошел крах арт-рынка, он лежал в руинах до 95-го года, цены упали в 2-2,5 раза. Однако рынок искусства мало подвержен крупным спадам и сильно диверсифицирован. Популярность арт-инвестиций стала резко расти в середине нулевых. С 2003 по 2007 год спрос на современное искусство поднимался очень быстро.

Пабло Пикассо «Алжирские женщины»; $179,3 млн; 2015 год

Сегодня сегмент ультра-премиальных произведений искусства прекрасно себя чувствует. Это уже не просто очень дорогое хобби или консервативные инвестиции, а нечто на стыке филантропии и миссионерства. У многих мультимиллионеров меняется отношение к коллекционированию. Они создают частные музеи, стремятся нести искусство в массы.

Джефф Кунс «Кролик»; $91 млн; Аукцион Christie's, 2019 год

Таким образом, мировой рынок искусства доказал, что его будущее определяется будущим богатейших людей планеты. Арт-рынок лишь отчасти является составляющей мировой экономики. Зато он является частью экономики группы Ultra High Net Worth Individuals (лиц, чьи активы превышают $50 миллионов). Их экономика, в отличие от мировой, находится на подъеме. Сверхбогатых людей с каждым годом становится все больше, объем капитала в их распоряжении растет, в том числе активы, куда входят и предметы искусства. Количество миллионеров в мире в 2019 году достигло 34 миллионов человек, из которых 42 % проживают на территории США. Около 600 тысяч миллионеров - коллекционеры произведений искусства среднего и высокого ценового уровня. Для них, убежденных в том, что разница в доходах населения будет расти, лучшей сферы для инвестиций, чем искусство, не придумать. Вкладывать деньги в искусство перспективно и выгодно.

Автор: Дина Дуспулова, арт-эксперт

Поделиться публикацией :

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить

Новости партнёров

Загрузка...
Загрузка...