ПРЯМОЙ ЭФИР

Батухан Баймен: Мы не бедная страна, а живем бедно

Техника мастерства, представленная с 3 марта на выставке шымкентского графика Батухана Баймена в ГМИ им. Кастеева - экстраординарна! Художник работает в технике цветной крупномасштабной линогравюры. Мир не видал ещё столь глубоко-национальной, энергетически насыщенной печатной графики в цвете. Оценив её уникальность, зарубежные искусствоведы занесли имя Мастера в Книгу Гиннеса. Порадуйтесь, соотечественники, Казахстану теперь есть, чем пополнить сокровищницу мирового искусства! Поспешите увидеть отечественную выставку века после снятия антиковидных ограничений

Выставка работ Батухана Баймена. ГМИ имени Кастеева. 03.03.2021 год

Батухан Абдикеримович, в технике линогравюры вы произвели переворот за последнее десятилетие. Когда впервые замахнулись на цветные крупномасштабные произведения?

Сегодня техника линогравюры почти забыта, если кто и делает, то камерные работы. Моя цель - пробудить интерес к линогравюре, поднять ее на мировой уровень. О расширении возможностей линогравюры задумался в 2014 году, перед своей первой выставкой в музее Кастеева. Чтобы маленькая графика не терялась в большом зале, часть работ сделал крупнее. Графические полотна размером до 5х1.5 метра позволяют включить человека эмоционально в мир персонажей картин, подтолкнуть к поиску ответа на свои вопросы.

В Ташкенте (2018) мне дали самый большой - 1,5 тыс. кв. метров! - Центральный выставочный зал. Испугался, но согласился, выставил 150 работ, 2х1,5 м - больше не позволял размер линолеума. Профессиональные художники своим глазам не поверили: быть такого не может! Это принтер, не графика! Чтобы удостовериться, узбекские искусствоведы побывали у меня в мастерской. В Алматы для наглядности привез линолеум большого размера; чтобы развеять сомнения, хотел на деле продемонстрировать, что это графика.

Каков смысл названия вашей выставки - «Номады»?

Есть казахская пословица: «Не зная прошлого, не построишь будущего». Философия моих произведений в том, чтобы открыть людям глаза - вдумайтесь, кто были наши предки! Аттила, Чингисхан, правители Золотай Орды, создав на большей части Евразии мощную империю, диктовали завоеванным народам свои правила. А сегодня, на родной земле, мы не можем свободно жить, думать, открыто говорить. Хотя в нас мало, что осталось от предков, в душе мы всё те же кочевники, номады. Проживая в городских квартирах, мы многое потеряли в языке, обычаях. Оседлый образ жизни заставляет современных казахов забыть кто мы? Откуда и куда идем? Это большая беда.

"Последний номад". Цветная линогравюра. 2020 год

 

Замысел моих графических произведений не лежит на поверхности. Смотрящий сам решает, что хочет сказать художник. Кто-то вообще ничего не может понять, а иной зритель глубже меня проникает в тему. Готового решения нет, в работе «Последний номад» символ свободного полёта - крылья падающей в пропасть крылатой лошади - можно трактовать по-разному. Почему крылатая лошадь гибнет, а бескрылые продолжают жить? – То гибну я, последний кочевник, либо казахский народ. В картине «Агония» через аллегорию кокпара показаны пережитые народные страдания, не позволяющие казахам подняться в современном мире на более высокий уровень.

"Агония". Цветная линогравюра. 2019 год

 

Почему народ не может прорваться к более высокому осознанию?

Здесь много факторов. В своем исследовании я опирался на казахстанских авторов из числа репрессированных, а также на труды Абая, Ильяса Есенберлина, Чингиза Айтматова и других. Суть в том, что под российской империей духовная элита казахского народа почти 300 лет подвергалась истреблению, потом 70 лет при Советском Союзе. Выживали лишь тёмные, неграмотные, поэтому великий народ опустился до низкого состояния. В опубликованной мною статье есть парадоксальные факты: в репрессиях 1937 года было расстреляно более двадцати тысяч образованных казахов (учителя, муллы), и только 1 таджик, 7 узбеков, 40 киргизов. После войны политика уничтожения лучшей части казахской нации продолжалась вплоть до 1986 года. Согласно советским учебникам, у казахов не было прошлого, а то, что наша история насчитывает более пяти тысячелетий, умалчивалось, вся она начиналась с 1916 года. У меня есть работа «Геноцид», где история одной большой семьи отражает историю всего народа. Образ единственной, уцелевшей из этой семьи девочки есть символ продолжения жизни, она - будущая женщина-мать.

"Геноцид" (Зулмат). Голодомор (1930-1933г.г.). 2019 год

 

Вы верите в возрождение национального духа?

Конечно, возрождение обязательно будет, история повторяется. Номады, поработив на 300 лет евразийские народы, обрекли себя на порабощение в последующие 300 лет. Однако, наше время вновь близится - время тюрков. По моему мнению, даже развитие России будет зависеть от тюркского мира, и казахи на новом витке исторической спирали сыграют не последнюю роль.

Как вы стали учеником известного графика Темирхана Ордабекова?

Когда я учился на факультете художественной графики в Шымкентском педагогическом институте (1972-77), наш преподаватель по рисунку Темирхан Ордабеков всегда отмечал мои зарисовки, наброски. Хотя мне больше нравилась скульптура, на 5 курсе по его совету я выбрал графику для дипломной работы. Как руководитель, он обучал меня всем тонкостям технологии линогравюры, и был очень строг: никаких каникул, хочешь быть графиком, сиди, работай! Закрывал снаружи дверь мастерской на ключ и уходил. (Смеется) Обидно: все гуляют, а я работаю взаперти, но, несмотря на жесткий контроль, доверял ему. На защите диплома мою серию графики высоко оценили, отобрали для участия в молодежной республиканской выставке. Тимур ага лишь одобрительно потрепал по плечу, на похвалу он был скуп.

После армии я вернулся к линогравюре, она – мой мир, хобби на всю жизнь, работаю для себя, на творчестве никогда не наживался. Делиться внутренним миром – потребность души; кажется, что без графики взорвусь, энергии порой так много, что трудно остановиться. Откуда столько силы? - В голове столько идей, не успеваю воплотить, все получается. Так было в этот раз перед выставкой в Алматы, большинство новых работ за время пандемии сделал очень быстро.

В 80-е годы я активно выставлялся в Казахстане и за рубежом, но надо было обеспечивать семью. Чтобы заработать деньги, в 1992 ушел в бизнес. Перерыв в творчестве длился пятнадцать лет. Когда вновь приступил в 2007, руки не слушались. Постепенно, копируя старые работы, вошел в колею. С 2011, одна за другой прошли крупные персональные выставки в Шымкенте, Алматы, Бишкеке, Ташкенте; на Кипре меня ждал особенно большой успех. На открытии нынешней выставки в музее Кастеева обычно немногословный Тимур ага произнес самую длинную речь, выступил как настоящий оратор - так учитель был рад и горд за меня.

Батухан Баймен

У вас есть ученики, и можно ли научить творчеству?

Я никогда не работал в вузе, как Тимур ага, и походящего ученика ещё не нашел. Научить рисовать можно любого, однако способность к творческому мышлению - в крови. Хорошо, если из тридцати студентов в группе найдется хотя бы один с творческими задатками. Моя мать, Канымкуль, была народной мастерицей: текеметы, килемы, сырмаки, шитье. Из одиннадцати детей в семье лишь я один находился рядом, и всегда знал, что буду художником. Отец был категорически против, в 8 классе не пустил меня в Алматинское художественное училище, а после 10 класса в Ташкентский художественный институт. К счастью, в Чимкентском педагогическом институте открылся художественно-графический факультет, и он махнул рукой: сам поступай! Спасибо, мамин брат вмешался, помог, иначе не поступил бы на худграф - проходного балла на вступительных экзаменах мне не хватало! (смеется)

Как по-вашему, в Казахстане подходящая атмосфера для творчества и спроса на искусство?

В Казахстане много хороших художников, убедился в этом на Кипрском международном симпозиуме. По сравнению с Узбекистаном, Киргизстаном, другими странами, ребята у нас сильные, творческий потенциал мощный. Но впечатление такое, что после 70х-80х годов о художниках забыли, современные работы в наших музеях редко увидишь, нет спроса. Разве музей Кастеева купит мои работы? – Денег на закуп произведений у музеев нет, везде сокращение кадров, себя содержать не могут.

Ощущение, что искусство в Казахстане не нужно, сами по себе работаем, для себя же выставляем. Все расходы по организации выставки, начиная с аренды зала, рекламы и кончая обратной междугородней транспортировкой работ - на художнике. Я иду на это не для того, чтобы понравиться, медаль получить, погони за славой нет. Просто, когда внутри все кипит, разве можно не рисовать и не показывать свои произведения? - Хочется поделиться. А зачем, для кого? Может, себя обманываю? Мол, смотрите, какой я! Это больно: на открытии выставки «Номады» 3 марта в Алматы - лишь горстка друзей и знакомых. Не было ни СМИ, ни представителей министерства культуры или акимата, кто мог бы поинтересоваться: «Какие у вас проблемы?» В Узбекистане и то лучше было по части освещения в интернете, не говоря о громкой пиар кампании на Кипре вокруг моей выставки в газетах, радио, телевидении. На открытии сам Суат бей Гюнсел и Министр культуры и экологии со свитой присутствовали.

А вы знаете, что по вложениям в культуру Казахстан на 10 месте в мире? По творческой экономике - на 107 месте.

Да, парадокс: мы не бедная страна, деньги есть, а живем бедно. Кипрский миллиардер Суат бей Кипр в остров искусства тюркоязычных народов превратил, культурную революцию один делает! В Казахстане таких суат беев не меньше сотни, а толку? Нет идеологии, как нет и механизма, чтобы художники выставлялись. Моральной поддержки нам не хватает, никто не старается понять, поддержать нас, пусть не деньгами, просто вниманием, никому ничего не нужно!

Автор: Дина Дуспулова, арт-эксперт

Поделиться публикацией :

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить

Новости партнёров

Загрузка...
Загрузка...