ПРЯМОЙ ЭФИР

Как формируются тарифы на коммунальные услуги в Казахстане?

Обзор структуры тарифов в тепло-, электро-, водоснабжении и водоотведении

Фото: pixabay.com

 

В структуру тарифов на коммунальные услуги, будь то водоснабжение и водоотведение, тепло- или электроснабжение, входит целый ряд факторов, пишет finprom.kz

Среди них есть как регулируемые со стороны государства, так и нерегулируемые факторы влияния: удорожание логистики и стратегических товаров (угля, мазута, ГСМ и прочего), рост оптовых цен на товарный газ, удорожание электроэнергии, которая используется при производстве и поставках абсолютно любых видов коммунальных услуг, и т. д.

Разберёмся, как формируется структура коммунальных платежей в РК.

Так как на улице холодно и отопительный сезон в разгаре, начнём с теплоснабжения. В сфере теплоэнергетики работают 395 субъектов естественных монополий (СЕМ), подконтрольных Комитету регулирования естественных монополий (КРЕМ) МНЭ РК.
• 60% в конечной цене тепла для потребителей, или 3960 тг за Гкал, занимает само производство тепловой энергии (ТЭЦ);
• 37%, или 2442 тг за Гкал, составляет доля передачи и распределения тепловой энергии (теплотранзита);
• ещё 3%, или 198 тг за Гкал, приходится на долю снабжения (непосредственно сбыта).

В свою очередь, структура тарифа непосредственно производства тепловой энергии на 50%–70% складывается из стоимости топлива (угля, газа, мазута).

Какие факторы при таком раскладе отвечают за рост цен на производство тепловой энергии? Например, удорожание угля (разрезы «Богатырь», «Каражыра») за период с 2017-го по 2022 год составило сразу 33%. Этот момент не регулируется государством и полностью решается конкурентной средой. Удорожание газа за тот же период составило 27,5% (речь идёт об оптовой цене, этот момент регулируется МЭ РК). Покупка мазута субсидируется государством (сумма субсидий составляет более 14 млрд тг в год). В результате за период с 2016-го по 2022 год рост тарифа на производство тепловой энергии составил 24,3%.

 

Что касается электроэнергии, здесь ситуация следующая:
• 56%, или 11,8 тг за кВт∙ч, составляет доля в конечной цене энергопроизводящих организаций (таковых насчитывается 50, их работу регулирует МЭ РК);
• 40%, или 8,47 тг за кВт∙ч, приходится на долю в конечной цене энергопередающих организаций, или ЭПО (таковых насчитывается 146, из них региональных электросетевых компаний, или РЭК — 19, их работу регулирует КРЕМ МНЭ РК);
• 4%, или 0,85 тг за кВт∙ч, составляет доля в конечной цене энергоснабжающих организаций, или ЭСО (таковых насчитывается 35, они тоже подотчётны КРЕМ МНЭ РК).

В свою очередь, структура тарифа РЭК выглядит следующим образом:
• 25% — инвестиционная программа;
• 22% — заработные платы сотрудников;
• 18% — нормативно-технические потери;
• 6% — затраты по рынку мощности;
• 5% — текущий ремонт;
• 2% — налоги;
• 22% — прочие затраты.

Проще говоря, электроэнергия сначала производится на электростанциях, потом некоторая её часть передаётся по сетям (ЭПО), и лишь затем распределяется ЭСО по конечным потребителям, среди которых и население. На каждом этапе формируется своя стоимость.

Заметим: из общего объёма производства электроэнергии доля ЭСО составляет лишь 22% (данные 2021 года). Половина этого энергопотребления приходится непосредственно на население. В период с 2019-го по 2022 год рост цен ЭПО превысил 70%. В 2022 году при увеличении цен ЭПО на 10% рост тарифа ЭСО для конечных потребителей составил лишь 8%.

 

В сферах водоснабжения и водоотведения КРЕМ МНЭ РК регулирует весь цикл тарифообразования до конечного потребителя. В этих секторах работают 592 СЕМ. Заметим: цены на водоснабжение в Казахстане — одни из самых низких в мире.

Структуры тарифов в водоснабжении и водоотведении идентичны:
• 30% — заработные платы сотрудников;
• 25% — инвестиционная программа;
• 13% — электроэнергия;
• 32% — прочие затраты.

 

Примечательно, что население — основной потребитель тепла (67% потребления), услуг водоотведения (64%) и водоснабжения (61%).

В сфере электроэнергетики, как мы уже упоминали, из общего объёма, распределяемого энергоснабжающими организациями, население потребляет 50%.

Таким образом, на тарифы влияет множество факторов, среди которых часть подлежит государственному регулированию, часть — нет. Частично рост тарифов обусловлен самими инвестиционными программами СЕМ, которые предусматривают инвестиции на создание новых, а также расширение, восстановление, реконструкцию, техническое перевооружение, обновление и поддержку существующих мощностей и сетей. А частично тарифы зависят от объективных реалий рынка, инфляции, стоимости национальной валюты и цен, определяемых конкурентной средой.

Отдельно заметим: так как основным потребителем коммунальных благ является население, своевременная оплата коммунальных услуг остаётся ключевым источником финансирования инфраструктуры и предприятий ЖКХ, своевременных ремонтных работ и в целом благополучного функционирования сектора. При этом, напомним, масштабы дебиторской задолженности остаются крайне высокими. Ответственность за проблемы сектора ложится на подобных неплательщиков.

 

Поделиться публикацией :

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить

Новости партнёров

Загрузка...
Загрузка...