ПРЯМОЙ ЭФИР

Мнение эксперта: Почему в Казахстане нет единой системы учета и контроля за сбором и вывозом отходов

В октябре Минэкологии предложило повысить тариф за вывоз мусора. Тариф в Нур-Султане составляет 246 тенге он и не поднимался с 2012 года. Для того, чтобы покрывались расходы на смазочные материалы автомашин и зарплаты мусоровывозящих организаций, необходимо установить тариф в пределах 500-600 тенге. Людмила Кузнецова, Национальный консультант в проекте ОБСЕ по вопросам управления твердыми бытовыми отходами (Казахстан), поделилась своим опытом работы над региональной системой управления отходами. Business FM приводит ее мнение.

Фото: Nathan Copley from Pixabay 

Без повышения тарифа на утилизацию и переработку мусора проблему с твердо-бытовыми отходами в Казахстане не решить. Такое мнение высказал вице-министр экологии, геологии и природных ресурсов РК Ахметжан Примкулов на форуме «Стратегия Казахстана в сфере утилизации отходов».

Мнение Минэкологии меня очень удивило и заставило написать о том опыте и о той картине, которые мы получили, работая над региональной системой управления отходами в одной из областей. Хочу сразу подчеркнуть, что наша консалтинговая компания работает в разных регионах Казахстана и моё мнение относится не только к одной области, а практически ко всем регионам и населенным пунктам страны. В городах Нур-Султане, Алматы, Шымкенте и областных городах еще вопрос с ТБО как-то решается, но в остальных населенных пунктах – это большая проблема для всех участников процесса. Думаю, что для профильного Министерства тоже.


Читать также: Олжас Худайбергенов рассказал, что надо сделать Казахстану, чтобы жить, как в Сингапуре


Бесспорно, вопросы с тарифами решать необходимо, но в основе тарифа лежат затраты. А на основе каких данных учета и кто определяет эти затраты? Самое легкое – поднять тариф. А вот для того, чтобы разработать и внедрить систему учета за образованием отходов потребления у источников их образования, а потом контролировать движение этих отходов, захоронение на полигонах, определить затраты -  это ведь гораздо сложнее.

Людмила Кузнецова. Фото: личный архив

Гораздо сложнее и заниматься этим вопросом комплексно и системно. Наш анализ показал, что достоверных данных, включая данные государственной статистики,  о количестве собранных, вывезенных и захороненных отходах на полигонах ТБО нет ни в одном населенном пункте, включая вышеперечисленные города.  Как нет и полигонов, полностью соответствующих требованиям природоохранного законодательства, включая систему учета объема поступающих отходов . Зато есть несанкционированные и санкционированные свалки, которые исчисляются на всей территории страны тысячами.

Есть мусоровывозящие компании, компании, занимающиеся сортировкой отходов и их переработкой. Но нет даже более-менее точного  понимания о количестве и объеме вывезенных отходов! Нет учета и контроля! Много чего нет. Но есть желание повысить тариф. На основании чего? Каких данных? Какого анализа? Каких затрат? Как работают мусоровывозящие компании? Из чего складывается их тариф? Мы можем полностью нарисовать портрет нашей системы, вернее её отсутствие. По всем этапам её жизнедеятельности.

Много чего у нас нет! У нас даже нет Правил обращения с отходами потребления. Есть типовые правила благоустройства, где есть общие требования к отходам потребления. И всё!  Типовые! То есть безликие, не привязанные к конкретным условиям. А изменить их практически нельзя, у них же статус типовых! Так нам говорили и юристы акимата и уполномоченный орган.

Разрабатывая Региональную систему обращения с отходами потребления, мы дали не только предложения по совершенствованию законодательной и нормативной базы всех уровней, но и первоочередные мероприятия для создания региональной системы управления отходами! Это было в начале 2017 года. Сегодня – закончился год 2019. Ничего не изменилось! Обивали пороги уполномоченного органа, других заинтересованных инстанций! Однако, никаких движений до сих пор нет. Мы даже предлагали определить регион для разработки пилот-проекта, меморандум инициировали многосторонний во главе тогдашнего уполномоченного органа – Министерства энергетики, а также РОПом и акиматами . Результат? Меморандум есть, а действий нет. Результата нет!


Читать также: Алишер Еликбаев: как получить грант в $100 тыс. на развитие бизнеса от фонда «Саби»


Хотели разработать Правила обращения с отходами, но не нашли вместе с уполномоченным органом и юристами акимата основания для их разработки и, соответственно, процедуры утверждения. Выпущены ряд приказов Министерства по вопросу определения объемов образования отходов и определению тарифа, но , во-первых, как оказалось, никто исполнение этих приказов не контролирует, а, во-вторых, эти приказы локальные, не системные, как и вся НЕсистема.

Сегодня модная тема – раздельный сбор отходов потребления, но тоже, мода есть, а системы нет. Тема модная и для нас новая, а отношение к ней старое. Если нет учета за сбором и вывозом ТБО, в том числе раздельным, то как можно прогнозировать объемы переработки и затраты на неё, да и на сам раздельный сбор?

Говорят, что переработка мусора должна войти в тариф, а как же тогда еще одна модная тема – эффективная и доходная отрасль переработки мусора? Почему переработка должна входить в тариф? Почему РОП финансирует и так прибыльную переработку, а не финансирует предприятия и систему сбора, вывоза, учета и контроля? Видимо, тоже нет полномочий.

Сколько в стране построено современных полигонов для захоронения отходов? Не знаю ни одного, который бы на 100% отвечал требованиям нашего (надо сказать, жесткого) природоохранного законодательства! Требования жесткие есть, а контроля за исполнением нет. Но есть желание все эти нерешенные вопросы решить за счет повышения тарифа! Не разбираясь!

Как нет центра помощи для субъектов, занятых сбором и вывозом отходов потребления. Мы помогали мусоровывозящим компаниям, которые к нам обращались, рассчитать тариф и объясняли методику расчета.  И тоже можем сделать соответствующие выводы по поводу нашей НЕсистемы.

Самое страшное то, что в отчетах, в своём видении сложившейся ситуации с отходами мы, в Казахстане, как и в других вопросах, желаемое выдаем за действительное. А вопросы решаем методом наименьшего сопротивления. Например, повышением тарифа.

Почему мы занялись этим вопросом – отходами потребления? Всё очень просто. К нам обращались иностранные инвесторы, которые были готовы зайти на наш рынок переработки ТБО. Года три мы с ними ходили по акиматам. Акиматы заинтересованы в передовых технологиях и инвестициях, а иностранные партнеры готовы работать и вкладывать деньги в переработку ТБО. Готовили меморандумы о сотрудничестве. НО, как только вопрос подходил к подписанию меморандума – дело стопорилось и останавливалось. Почему? А потому что инвестору нужны были гарантии от акимата по поставке   конкретного постоянного объема ТБО для переработки и его морфологический состав, а акимат, не имея достоверной информации боялся взять на себя эти обязательства. Ну нет у нас системы учета и контроля за сбором и вывозом отходов, их морфологического состава! Так и разбежались инвесторы. Вот тогда мы и предложили акимату, учитывая свой опыт в комплексном управлении территории, а также полученный опыт у наших зарубежных партнеров, разработать обоснование региональной системы управления отходами области.

А Вы говорите – тариф надо повышать. Надо, но обоснованно. СИСТЕМУ надо выстраивать! И чем быстрее – тем лучше.

Автор: Национальный консультант в проекте ОБСЕ по вопросам управления ТБО (Казахстан),

Генеральный директор ТОО «ГеоДата Плюс»

Кузнецова Людмила

 

Поделиться публикацией :

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить

Новости партнёров

Загрузка...
Загрузка...