ПРЯМОЙ ЭФИР

Каково это — преподавать кодинг 100 девочкам онлайн

Министр образования и науки Асхат Аймагамбетов сообщил, что 2,6 млн учащихся начнут занятия дистанционно

В марте никто и подумать не мог, что этот учебный год для школьников начнется за компьютерами из дома, а не на линейке в школах. Пандемия COVID-19 перевернула привычный образ получения услуг, в том числе образовательных. Министр образования и науки Асхат Аймагамбетов сообщил, что 2,6 млн учащихся начнут занятия дистанционно. Тем временем, даже не у всех школьников есть доступ к интернету. Рассказываем о том, каково это было преподавать онлайн кодирование и какие есть плюсы и минусы онлайн обучения.

Ангелина Гербольт, 27 лет, город Иссык

Бакалавр по специальности робототехника и мехатроника, магистр наук в области информатики по специальности Data Science, Назарбаев Университет.

Об учебе и выборе специальности

Я из простой школы, где не было урока программирования, но мне всегда нравилась математика. При поступлении в Назарбаев Университет, я указала специальность программирование. На foundation периоде в день открытых дверей у всех факультетов были унылые презентации и казалось, что учеба будет скучной. Только один преподаватель был заряженный и приглашал выбрать специальность по робототехнике, уверяя, что это профессия — будущего. Так, между программированием и робототехникой, я выбрала вторую специальность. В первое время в университете было сложно и были периоды фрустрации и сомнений в своих способностях. Расслабиться смогла только уже на четвертом курсе и поняла, что робототехника — больше про железо - “hardware”, но мне интересны software и прикладная математика. 

Об опыте преподавания

После бакалавриата хотела найти работу по своей специальности. Но, мне предложили попробовать учить робототехнике детей в частном центре дополнительного образования. Решила, что это отличная возможность узнать моё это или нет — преподавание. К тому же, в планах подать на докторскую степень, а там обязательный компонент программы — ведение занятий.

Начав, меня затянуло в преподавание и я поняла, что мне нравится учить. Когда ты понимаешь, что помог людям что-то узнать или понять, то это мощная отдача. Больше всего в преподавании мне нравится реакция людей. В начале многие приходят не зная, что такое программирование и боятся чего-то не понять.

С 2017 года я начала вести бесплатные курсы по робототехнике, созданию игр для виртуальной реальности и Data science в американском уголке в г. Нур-султан. До своего первого онлайн курса я провела семь краткосрочных, продолжительностью от двух до трех месяцев. На оффлайн занятиях участвовали обычно 15-20 человек. 

Онлайн VS Оффлайн занятия

Мой самый большой страх по онлайн занятиям было то, что на курс запишутся 100 человек, а в конце останется один. Иногда бывает что, отток составляет от 40 до 60% учеников. Поэтому мы принимаем больше участников, зная, что не все дойдут до конца. К сожалению как и в оффлайне, так и в онлайн прослеживается такая же динамика оттока.

В летний онлайн технический лагерь MakerCamp, мы приняли 136 участниц, однако в первый же день занятий было 100 участниц. Всего мы получили 905 заявок со всех уголков Казахстана и городов других стран Центральной Азии. 

Ученики расслабляются когда понимают, что записи занятий будут доступны для просмотра позже и что не нужно ехать или идти, чтобы попасть на занятия. Казалось бы, возможность без передвижения попасть на уроки должна стимулировать посещение, но на деле все наоборот.

Онлайн обучение — опыт без лиц и контакта с людьми

На первом онлайн уроке я чувствовала себя очень странно, так как не было возможности видеть участников. Люди стесняются включать камеру и мне было сложно вести урок и взаимодействовать с аудиторией без зрительного контакта. Обычно по лицу можно было прочитать понятна была тема или есть сомнения. 

Здесь же у всех экраны черные и лиц нет. Ощущение будто бы ты псих-одиночка, которая сидит и разговаривает сама с собой. Ты не знаешь, что делают люди, возможно листают ленту в Инстаграме, не слушают тебя или ты у них просто на заднем фоне. Тут уже все зависит какой ты спикер, как объясняешь и каким голосом. 

Через какое-то время я приняла что, на данный момент, это — реальность онлайн обучения. Возможно онлайн урок воспринимается как публичное выступление, где ученики не хотят перебивать спикера и задавать вопросы.

Есть и положительная динамика. В начале девочки не знали меня и стеснялись, и не говорили о том, что у них не работает код. Через пару уроков почувствовали себя комфортнее и стали смелее задавать вопросы и писать в чате, если у них проблема с кодом. 

Бывают проблемы технического характера — не всегда и не у всех стабильный интернет, платформа может лагать и скидывать участников. Это тоже влияет на качество уроков и на концентрацию учениц. Решали эту проблему, делая записи уроков и последующей рассылкой участницам.

Плюсы онлайн обучения

Считаю, именно кодирование преподавать онлайн может быть удобнее оффлайна. К примеру, мне не приходится переходить постоянно от компьютера к доске и обратно. Бывает, что не во всех кабинетах и помещениях предусмотрены передвижные доски, и это создает неудобство. Также и для учениц, проще смотреть только в один экран монитора, где они могут писать код и параллельно следить за тем, что я делаю и слушать объяснения.

Занятия проводила с элементами игр, чтобы не было слишком сложно сидеть по два часа на одной сессии. Так, мы предсказывали гороскопы через программирование и создавали программу по карте путешествий. На уроках лагеря каждый день я старалась объединить технологии с креативностью и девочкам такой формат понравился.  

Также здорово видеть, что в онлайн лагере участие принимают девочки из небольших городов. Есть участницы из Мамлютки, Кульсары и Жанаозена и у них есть шанс активно участвовать в жизни за пределами своих городов. В начале, некоторые не знали как работает платформа видеосвязи ZOOM, сегодня они кодят на Python свои первые мини-игры.

Участницы MakerCamp - умные и заинтересованные подростки. Они не боятся бросать себе вызов и с интересом относятся к социальным проблемам, стараясь найти креативные решения, что видно по их домашним заданиям и групповым проектам по лагерю.

Автор: Айнур Искакова

Поделиться публикацией :

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить

Новости партнёров

Загрузка...
Загрузка...