ПРЯМОЙ ЭФИР

Что тормозит развитие туризма в Казахстане - часть 2

Редакция публикует мнение международного эксперта, евразийского комиссара по устойчивому развитию туризма Евразийской туристской организации ЕТО Людмилы Кузнецовой

Фото: Людмила Кузнецова, евразийский комиссар по устойчивому развитию туризма 

В первой части мы говорили о проблемах в развитии туризма, о государственной программе развития туризма до 2025 года, о карте туристификации.  И закономерно встает известный вопрос: ЧТО делать?

Моё мнение, что каждый проект из топовой десятки приоритетных туристских зон должен быть разработан, как модель устойчивого развития туризма в совокупности с устойчивым развитием территории. В модели должны быть рассмотрены все составляющие. Разрабатывая её, надо стремиться сделать каждую модель лучшим предложением с учетом индивидуальности каждой зоны. Маркетинговые исследования показывают, что среднее больше не работает. И не обязательно сразу закладывать и тратить большой бюджет. Надо создать систему, включающую операционный план, и заставить систему работать, а затем заняться её совершенствованием.


Читать также: Что тормозит развитие туризма в Казахстане


А всё, что сказано мною ранее о проектах, разработанных иностранными компаниями, не означает, что мы не должны их привлекать. Должны! Мы очень многому учимся у них. Совместная работа, как правило, даёт наилучший результат. Это показывает практика. И ключевые слова здесь «учимся» и «результат».

Реализация туристского потенциала через систему стандартизации и сертификации

Разрабатывая концепции горных курортов  и других туристских объектов, мы столкнулись  с проблемой отсутствия необходимой для разработки нормативной базы, включая стандарты.  Имея утвержденные стандарты, становится возможным создать систему сертификации не только объектов туризма, но и соответствующих туристско-территориальных комплексов. Именно система стандартизации и сертификации объектов и территорий позволит не только создать конкурентную среду и станет катализатором развития отрасли «Туризм», но и будет основой для цифровизации отрасли принципиально новой, соответствующей лучшим мировым стандартам, системы.

Модель развития устойчивого туризма на основе системного и комплексного подхода  - гарант для инвестиций в отрасль

Наша команда разработала модель устойчивого развития туризма, которая состоит из нескольких элементов, начиная от территориального и заканчивая коммуникациями. В нашей модели таких элементов 12.  Но на самом деле, они все должны быть под номером 1, так как модель устойчивого развития строится на принципах системного и комплексного подхода. Все элементы модели необходимо развивать параллельно и непрерывно. Нет первого и нет крайнего, каждый элемент важен, как и важна система, т.е. непрерывный процесс. Также необходимо понимать, что предлагаемые туристам услуги должны превышать их ожидания. Причём не важно: рассматриваем отдых выходного дня, т.е. краткосрочный, или средне- и долгосрочный. Только тогда можно рассчитывать на, так называемого, возвратного туриста и, соответственно, на получение долгосрочной экономической выгоды.   

Фото: Pixabay.com

В операционной деятельности, как говорят наши иностранные партнеры, необходимо учитывать, что гости - это не клиенты. И не надо думать, что им продаётся продукт. В туризме этого недостаточно, надо «открыть своё сердце». Надо превышать ожидания. Гость запомнит место отдыха тогда, когда оно превысило его ожидания. Не надо ожидать, что гость сам всё увидит, ему надо всё показать, «История должна быть рассказана».

Кроме того, когда говорят о развитии туризма и отдельных объектах, то больше внимания уделяют созданию лучших условий для иностранных туристов. И это понятно, валюта приходит в страну. Создавая туробъекты, мы должны обеспечить высокое качество для всех: и для наших соотечественников, и для иностранных туристов. Наши исследования показывают, что население готово платить за качественные услуги.  Как правило, именно местные жители заполняет нишу посещений туристских объектов краткосрочного и среднесрочного отдыха и мы обязаны предоставить услуги на уровне мировых стандартов. Будем любить и уважать свое население – больше шансов, что иностранных  туристов у нас также прибавится.

Модель, о которой я сказала ранее, конечно же, теоретическая, но мы её построили и наша международная команда готова её реализовать на примере создания такой модели туристско-территориального комплекса в Туркестанской и Алматинской областях с последующим распространением на другие регионы. Кроме того, эти проекты могут стать образовательной базой для получения и повышения квалификации в индустрии туризма.  Причем, не только теоретической. Создали же уже университет международного туризма!

Почему такой системный и комплексный подход у нас не используется?

Видимо, проблема в кадрах. Соответственно, в умении определять узкие места и проблемы, а также находить пути их решения, в том числе неординарные.  То есть до сих пор работает старое мышление и используются старые подходы, а ещё плюс отсутствие опыта и желания системно и в комплексе решать вопросы устойчивого развития туризма. Проводятся много форумов, конференций, мероприятий, в том числе выезжают за рубеж, но кто-нибудь на регулярной основе оценивает их результативность?  Становится ли от этих действий отрасль лучше, а приток туристов внутренних и из вне больше? Где достоверный и актуальный анализ отрасли?

Коммуникационные стратегия в области туризма - основа успеха в привлечении инвестиций!

В этом убеждена Ризвана Садыкова, эксперт в области международных отношений и информационного продвижения, бывший редактор английской редакции Национального Агентства «КАЗИНФОРМ», которое стала лучшим в Центральной Азии в 2010 году. Она получила приглашение главы МИД Индии рассказать о своем опыте представителям крупнейших информагентств Индии, университетскому и бизнес сообществу... Я хочу процитировать ее мнение читателям:

«Анализировал ли кто из руководителей, какие компании отвечают за коммуникации международных событий (Игр, Выставок, Форумов т.д.) и предыдущий опыт в Казахстане и Центральной Азии в целом? Например, почему успешно были выстроены коммуникации австрийской компанией Rocket media communications в таких проектах как  7-е зимние Азиатские игры 2010- 2011, Астанинский экономический форум, «Atom Project», Игры Кочевников и как «Nomad Universe» (Кыргызстан и Саудовская Аравия) . И почему этого не случилось  на Универсиаде 2017 и EXPO 2017?

Более того, знает ли кто-то о том, что в марте 2019 года артисты культуры и художники казахстанской делегации произвели фурор на финале Всемирного конкурса фольклорной музыки и искусства World Folk Vision Евразийской организации международного сотрудничества ЕОЭС в рамках Этнофестиваля «Кочевники Вселенной», завоевав два Гран При из 7и номинаций среди 55 стран (в номинациях «Лучшая этномузыка»- ансамбль «ХаСсак» и  «Сохранение культурно-исторического наследия» -Театр Батыров «Арлан Жете», специальный приз получили художники и ювелиры). Кто знает, сколько зрителей и визитеров Фестиваля захотели посмотреть нашу страну - страну этих замечательных артистов? Это ли не вклад в привлечение туристской привлекательности нашей страны? 

Фото: Pixabay.com

Если говорить в общем, все понимают, что конкуренцию за рынки сбыта и услуг не остановить! Не секрет, что имидж целой страны может пострадать от неправильно выбранной коммуникационной стратегии, коммуникационной компании. За один миг можно потерять то, что формировалось годами! Ведь Глобальные коммуникации, уникальные события и факты – это основа имиджа и означает, что высококачественный имиджевый и информационно насыщенный контент о наиболее значимых и привлекательных событиях, национальных и международных форумах, достижениях как отдельных стран, так бизнес-сообщества, должен транслироваться  для зарубежной аудитории  для основных телевещателей по всему миру. Нужно рассказывать истории, которые  не только информируют, но и привлекательны как в эмоциональном, так и художественном аспектах. 

Знает ли часто сменяемое руководство имеющих к данному вопросу ведомств и национальных компаний эффект от привлечения многочисленных иностранных, в основном английских ПР компаний и, рекламных роликов BBC и euronews?  Кто оценивает их результативность на постоянной основе? Какие компании привлекаются для глобальных коммуникаций? Есть ли долгосрочные стратегии и договорные отношениями с такими компаниями? Кто эти компании? Что мы и весь мир видит о нашей стране и какой имидж формируется для привлечения туристов и потенциальных инвесторов? Не часто ли мы выдаем желаемое за действительное? Настала пора подумать о более тесной координации ведомств и компаний, имеющих отношению к международному продвижению и привлечению инвестиций. В этой связи, имеет смысл подумать о налаживании более стабильного партнерства с теми лояльными компаниями,  кто уже внес вклад в узнавание нашей страны и регион, и роль англоязычного телеканала Kazakh TV агентства Хабар тоже очень важна». 

К сожалению, очень часто в своих информационных материалах у нас рекламируют туристские объекты - уникальные природные ресурсы, объекты культурного наследия, но умалчивают об имеющейся туристской инфраструктуре. Думаем, что привлекаем такой рекламой туристов, которые, поверив, захотят приехать полюбоваться нашими нерукотворными достижениями, а на самом деле столкнутся с не очень качественным сервисом, и не только  из-за слабой инфраструктуры…  Вот тогда мы с помощью дорогостоящей рекламы рискуем навсегда потерять надежду войти в мировой рынок туризма.


Читайте также: Новый Узбекистан. Как Шавкат Мирзиёев трансформирует туризм


Как видим, формирование полноценной отрасли экономики «Туризм» требует новых подходов, новых идей, компетентности и кадров новой современной формации. Кадры новой современной   формации – это не возраст, а состояние души, знаний, ответственности и желание. Не так давно был назначен Уркен Бисакаев - новый руководитель АО «НК Казахтуризм» и многие профессионалы связывают с его приходом большие надежды на улучшение ситуации в развитии туризма не только потому, что он имеет опыт управления туризмом, занимался вопросами управления территориями в области, но и имеет желание улучшить ситуацию в отрасли. Думаю, что его опыт позволит системно и комплексно решать задачи, поставленные перед национальной компанией. Надеемся, что он сформирует команду профессионалов, которой будет по плечу обеспечить современные подходы к устойчивому развитию туризма в стране.

Мы уверены, что если реализовать наши предложения по устойчивому развитию туризма, объединить усилия заинтересованных государственных органов, профессионалов, экспертов, то отрасль экономики «Туризм» принесет свои плоды и заставит территорию работать и приносить доход. Ведь Территория становится источником дохода в том случае, если она вовлечена в бизнес-процессы – деятельность, приносящую доход.

Автор: Людмила Кузнецова Евразийский комиссар по устойчивому развитию Туризма Евразийской туристской организации ЕТО

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Поделиться публикацией :

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить

Новости партнёров

Загрузка...
Загрузка...