ПРЯМОЙ ЭФИР

Что тормозит развитие туризма в Казахстане

В Казахстане есть государственная программа развития туристской отрасли, Концепция ее развития, образовано АО «НК Казах туризм». Однако больших изменений так не произошло. Редакция публикует мнение международного эксперта, евразийского комиссара по устойчивому развитию туризма ЕТО Людмилы Кузнецовой

Фото: Людмила Кузнецова, евразийский комиссар по устойчивому развитию туризма 

В мае была утверждена государственная программа развития туристской отрасли Казахстана на 2019-2025. Ее цель - увеличить долю туризма в общем объеме ВВП не менее 8% к 2025 году. На реализацию программы выделяется 1,4 млрд тенге, из них около 70% из  внебюджетных источников.

Ранее, в мае 2014 была  утверждена Концепция развития туристской отрасли до 2020, которая утратила силу 30 июня 2017 года. Одной из задач в Концепции было также увеличение вклада туристской отрасли в экономику государства.

В 2017 образована АО «НК Казах туризм». Однако больших изменений так  не произошло.

Фото: Pixabay.com

Туризм, как отрасль экономики, только начинает формироваться, требуя системного и комплексного подхода. Часто, ссылаясь на данные Всемирной туристской организации, говорят о доле туризма в ВВП и о его мультипликативном эффекте - влиянии на более, чем 30 отраслей экономики, о создании 5-9 рабочих мест в других секторах экономики, приходящихся на одно создаваемое рабочее место в туризме. В мире этот эффект достигается за счет системного и комплексного подхода. За счет создания условий для развития устойчивого туризма, который тесно связан с устойчивым развитием территории.

Страны постсоветского пространства в настоящее время находятся в активной и нарастающей конкуренции за инвестиции, информационные потоки, но, прежде всего, за людей — как талантливых менеджеров и преподавателей, так и туристов. 

Удобное географическое положение или обилие уникальных природных и культурно-познавательных ресурсов не гарантируют экономический успех и непрерывный поток отдыхающих. Исследования показывают, что туризм, как и любой другой бизнес, глобализировался: клиенты сравнивают, делятся отзывами. Необходимо создать уникальные продукты, постоянно их совершенствуя и улучшая.

Фото: Pixabay.com

Сдерживающие факторы развития туризма

У туризма в Казахстане несколько сдерживающих факторов развития:

- отсутствие эффективной стратегии развития индустрии туризма и менеджмента территорий;

- туристские объекты существуют и рассматриваются локально, не образуя единый турпродукт;

- неразвитая туристская инфраструктура (объекты и события советского типа);

- нет концепции круглогодичного использования территорий.

Когда Всемирная туристская организация говорит о доли туризма в ВПП, о создаваемых рабочих местах и влиянии туризма на более чем тридцать отраслей экономики, то подразумевается, что имеется развитая инфраструктура, что решены вопросы благоустройства населенных пунктов, принимающих туристов. Объекты туризма – это не отдельное государство в государстве. Нужно создавать единые туристско-территориальные комплексы с населенными пунктами, проживающими в них людьми, современной инфраструктурой, с благоустроенными сервисными точками, эффективной организационной моделью  и пр. Это - совместная зона ответственности акиматов и уполномоченных органов.

Отдельно объекты туризма развивают в тех странах, где вопросы инфраструктуры уже решены и бизнес, имея четкую картину и «правила игры», их развивает. У нас, к сожалению, все гораздо сложнее.

Госпрограмма и карта туристификации

В настоящее время начаты работы по карте туристификации Казахстана с выделением 10-ти и 50-ти топовых проектов. Карта вошла в государственную программу развития туризма до 2025 года.

В нее входят 10 топовых туробъектов республиканского значения: побережье озера Алаколь, горный кластер Алматинского региона, Щучинско-Боровская курортная зона, туристская зона «Мангистау», восстановление исторической среды древнего Туркестана, развитие делового туризма  в городе Нур-Султан, побережье озера Балхаш, Баянаульская курортная зона, Имантау-Шалкарская курортная зона, туристская зона «Байконыр».


Читайте также: Новый Узбекистан. Как Шавкат Мирзиёев трансформирует туризм


В 2018туризм разработаны мастер-планы развития этих объектов с привлечением международных компаний: казахстанского филиала известнейшей американской консалтинговой компании McKinsey & Company и  австрийской компании Masterconcept Consulting.

Однако, ни один из этих мастер-планов, на мой взгляд, не разработан с учетом  системного и комплексного подхода к развитию туристских объектов и зоны их влияния.

Почему?

Иностранные компании не ставят задачей комплексное управление территорией, её устойчивое развитие, требующее системного подхода в сложившихся в стране условиях и не рассматривают потенциал якорного туристского объекта в совокупности с зоной его влияния, включая находящиеся в ней населенные пункты и другие объекты. В силу нехватки времени на изучение экскурса в историю объекта, традиций и особенностей менталитета они нацелены на выполнение одной узкой задачи – сделать мастер-план на заказанный объект, без учета особенностей и потенциала развития всего туристско-территориального комплекса.

Хороший мастер-план –  эмоциональный. Он показывает, что сделает путешествие и отдых запоминающимся. Должна быть разработана философия каждого мастер-плана, а в разработанных мастер-планах, на мой взгляд,  эмоция и философия отсутствует. Как отсутствует и уникальность предложения. Конечно, все 10 объектов сами по себе уникальны, как природные объекты. Но я говорю об уникальности именно предложения. Должна быть рассказана история, которая бы интриговала, манила к посещению каждого объекта.

Кроме того, одним из основных посылов разработанных мастер-планов является заключение о необходимости привлечения инвесторов. Само по себе это хорошо и правильно.  Но посыл дает основание акиматам ставить поиск инвесторов в приоритет. Компании-разработчики мастер-планов умалчивают или не считают нужным и важным обратить внимание на то, что инвестор пойдет туда, где определены «правила игры» для всех участников процесса, то есть там, где разработан юридический механизм взаимодействия. Причем, не только на первоначальной стадии вложения денег, но и далее - на стадии эксплуатации.

Автор: Людмила Кузнецова, Евразийский комиссар по устойчивому развитию туризма ЕТО

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Поделиться публикацией :

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить

Новости партнёров

Загрузка...
Загрузка...

Установите приложение Бизнес FM

Бесплатно для iOS и Android