ПРЯМОЙ ЭФИР

Константин Горожанкин, Ticketon.kz: Весь бизнес в стране, включая e-commerce, уперся в стену

Константин Горожанкин, co-founder двух крупных казахстанских интернет-проектов – Ticketon.kz и Processing.kz рассказал Business FM, как переживает онлайн-бизнес пандемию коронавируса

Константин Горожанкин. Фото: личный архив

Крупнейший казахстанский сервис продажи билетов Tiсketon.kz последние пару лет взял курс на рынки крупных городов Азии. Бизнес-модель предполагала проведение собственных фестивалей, концертов, и развитие сети по продаже билетов в семи городах: Алматы, Нур-Султане, Шымкенте, Караганде, Бишкеке, Ташкенте и Душанбе. Эти семь городов определяют всю концертную индустрию Азии. Присматривались даже к большому росийскому рынку - но коронавирус спутал все планы.

Масштабы ущерба для индустрии развлечений, вызванного пандемией COVID-19, пока сложно оценить. Закрылись кинотеатры, перенесены музыкальные туры (а гастроли звезд международного уровня часто планируются за год вперед), запрещены крупные публичные мероприятия.  До карантина через Ticketon.kz в сутки продавалось от 10 тыс. до 25 тыс. билетов, сейчас 10-30 билетов в день. Обороты упали в 10 тыс. раз.  

Константин, раз вы занимаетесь процессингом, то вы видите обороты большинства игроков рынка. Как изменились предпочтения казахстанцев? Есть ли бизнес, которые вырос в кризис?

- Много разговоров о том, что сегмент e-commerce растет. Нет, e-commerce уперся в стенку. Если говорить про Ticketon.kz, то 13 марта были остановлены все спортивные и концертные мероприятия, выезды на природу. Бизнес остановился. Если смотреть в целом по рынку, то на кризисе выросли только пара сегментов: мобильные операторы и сервисы доставки. Особенно в период жесткого карантина, когда по улицам двигались только курьеры Glovo, Chokomart и Яндекс-такси. Эти игроки выросли, но общаясь с ними на разном уровне и видя их обороты, я понимаю, что рост  неровный. Люди массово заказывали готовую еду только в первую неделю карантина. Это позволило некоторым ресторанам сохранить примерно 10% от прежней выручки. Потом люди стали экономить, заказывать продукты  через сервисы типа arbuz.kz и готовить домашнюю еду. Еще есть спрос на онлайн-курсы, но к сожалению, у нас в Казахстане нет образовательных платформ или явных лидеров в этой нише. Казахстанцы сидят на русскоязычных или англоязычных сервисах.

Константин Горожанкин. Фото: личный архив

Что происходит с Ticketon.kz?  

- Мы спасаем бизнес. Ключевое – сохранить команду специалистов, которых мы собирали и обучали долгие годы. Также необходимо помочь концертным площадкам, кинотеатрам, театрам преодолеть этот кризис. Мы – большие игроки, у нас есть доступ к кредитам. У отдельно стоящих кинотеатров или частных театров он ограничен. Поэтому мы организовали сбор пожертвований для театров, придумываем всякие маркетинговые штуки. Готовим письма для власти, показывая, каким образом другие страны выходят из кризиса, как помочь рынку.

И какая помощь сейчас нужна бизнесу? Много говорят про отмену налога на Фонд оплаты труда (ФОТ)?

- Бизнес двигается гораздо быстрее, чем думает правительство. Люди уже оптимизировали фонд оплаты труда, отправив сотрудников в отпуска без содержания. Все, что сейчас нужно -  деньги. Сейчас у всех возникли кассовые разрывы, все другу-другу должны, возникает кризис неплатежей, как в 90-е годы. Наше правительство должно действовать так, как действуют западные правительства, «поливая» рынок деньгами через банки. Государство должно гарантировать кредиты бизнеса перед банками.  Если этого сделано не будет, я  предвижу много банкротств на рынке, во всех сферах. Например, у онлайн-бизнеса залогов просто нет – только команда и софт.


Читайте также: Звездные концерты как бизнес: почему банки и сотовые операторы стали инвестировать в билетные сервисы


Все ваши проекты – бывшие стартапы. Во что бы вы сейчас вложились?  Какие отрасли сейчас имеют потенциал?

- В онлайн нужно выходить всем – магазинам продуктов питания, аптекам, туроператорам. Но думаю, ключевое - онлайн-образование. Кстати, в Россию этот тренд пришел  раньше. В прошлом году самый большой рост в России среди процессинговых услуг был в сегменте онлайн-обучения. В Казахстане во  время карантина родители увидели, как обучают детей в школе. Многие «почесали репу» и решили, что надо что-то менять, в том числе и я. 

Например, на поверхности лежит идея, как исправлять тот ужасный уровень образования, к которому мы пришли. Надо записать видеоуроки с лучшими преподавателями страны по всем предметам от 1 до 11 класса, на казахском и русском языках. Найти лучших из тех учителей, кто еще не уехал или не ушел на пенсию, в каких бы городах они не находились - Нур-Султане, Алматы, Караганде, Павлодаре. А затем выложить эти уроки, чтобы дети по всей стране, в том числе из небольших городов и аулов, могли у них учиться. Вот здесь и технологическую платформу можно создать. Это может сделать и бизнес. Я готов к общению. Кто готов это поддержать, господа бизнесмены?

В свое время у меня с партнером Антоном Цой был проект по онлайн-обучению goup.kz, с удобным личным кабинетом, двумя планами камер. Два года «пушили», но не набрали критической массы желающих платить за контент. Сейчас ситуация поменялась - надо строить такие проекты. Если мы не изменим подход к образованию, то будем и дальше деградировать.

Все же вы – наглядное свидетельство того, что отечественное образование не самое плохое. Мало кто знает, но  именно в Казахстане придумали международные банковские переводы с телефона на телефон. И сделала это ваша команда.

- Да, было такое. Первые 9 лет моей жизни были отданы банковской сфере. В 2004 году мы первыми в стране запустили смс-информирование (это когда о приходе зарплаты вас извещает радостная смс-ка). Чуть позднее, когда появились первые смартфоны, но еще не было App store  и Google play, мы написали первое банковское приложение, позволяющее переводить деньги с телефона на телефон. Это был совместный проект «Народного банка» и «Билайна». Мы разместили на 100 тыс. сим-карт «Билайна» банковский апплет с ЭЦП. Человек, покупающий сим-карту, получал банковское меню в телефоне и возможность защищено делать переводы на любую Visa-карту мира.

Оказалось, мы реализовали это первыми в мире. Был большой шум. В Казахстан приехало руководство Visa,  прошла пресс-конференция с участием Григория Марченко. Я и моя команда получили премию в размере оклада, а банк стал зарабатывать по нескольку миллионов долларов в месяц на этом сервисе. Тот момент стал «щелчком» - я понял, что пора уходить в свой бизнес. Стал прокачивать бизнес-навыки (на тот момент нулевые), искать идею, а потом инвестиции. Так появился Processing.kz - первый в стране стартап, поднятый на американские частные инвестиции. И это были инвестиции не в наши недра, а в мозги. Сейчас мы - второй игрок для рынка e-commerce, постепенно выходим в соседние страны, работаем с банковским сектором.

Какие бизнес-процессы перестраиваются, какие последствия происходящего вы предвидите?

- Случился идеальный шторм: коронавирус, обрушившаяся нефть, падающая экономика. Мы на маленькой шлюпке, вокруг бушует океан  и никто не понимает, в том числе наши правители, что будет дальше. Выход будет очень сложным. Ближайший исторический пример – Великая американская депрессия. Но американская экономика поднялась на военных заказах. Мне бы не хотелось, чтобы  мир вышел из этой истории через какую-то большую войну. Надеюсь, человечество сможет найти более правильный выход. Если говорить о казахстанских реалиях, то многое зависит от нефти. Мы планируем так: спрос на развлечения вырастет до прежних значений за 3-4 месяца, осенью.


Читайте также: Веб-сериалы про жизнь в ауле без прикрас. Александр Аксютиц рассказал, что смотрит казахстанский зритель на карантине


Думаете, после двухмесячного карантина у людей будут деньги на кино и концерты?

- Мы понимаем, что выход из карантина будет связан с тем, что у людей кончатся деньги. Поэтому сделали возможность покупать билеты в рассрочку и в кредит.  Если вы помните, во времена Великой депрессии  произошел взлет немого кино и Чарли Чаплина. Людям хотелось уйти в юмор от того, что происходит вокруг. Думаю, у нас будет такая же реакция. Я надеюсь, что летом границы все же откроют, потому что если не откроют, то иначе будет совсем тяжело. Но, пока мы сидим в карантине, тенге упал на 30%, и путешествовать за границу стало на треть дороже. Поэтому тех, кто останется в стране, летом будет очень много. И просидев дома два месяца, люди захотят  общения и развлечений.

Автор: Ольга Настюкова

 

Поделиться публикацией :

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить

Новости партнёров

Загрузка...
Загрузка...