ПРЯМОЙ ЭФИР

Звездные концерты как бизнес: почему банки и сотовые операторы стали инвестировать в билетные сервисы

7 и 8 декабря в шестой раз прошел международный форум концертной и ивент-индустрии Colisium Almaty. Мероприятие объединило активных игроков концертного рынка Средней Азии из Нур-Султана, Москвы, Алматы, Бишкека, Ташкента, Душанбе, Самарканда, Баку, Еревана, Ашхабада, Бухары. Форум прошел в Алматы, в пространстве SmartPoint.

Фото: Free-Photos from Pixabay 

Организаторы звездных концертов встретились в Алматы, чтобы поговорить о шоу-бизнесе. Оборот индустрии развлечений на постсоветском пространстве составляет $2 млрд в год. Половина этих денег приходится на рынок России, остальное делят между собой Казахстан, Украина и Беларусь. В СНГ 22 города с населением свыше миллиона – именно они представляют собой привлекательную нишу для игроков рынка. Такие данные привел организатор форума музыкальной индустрии Colisium Сергей Бабич (Россия).

- В любой европейской  стране человек тратит в разы, на порядки больше денег, чем у нас. И не потому, что зарплаты больше. Там культура потребления другая. Это то, над чем нам предстоит работать. Нам предстоит показывать зрителю большое количество качественного эмоционального продукта, - рассказал Сергей Бабич.

Сергей Бабич, скриншот с видео

Не случайно форум проводится в Алматы – именно Среднюю Азию организаторы концертов и шоу видят новой точкой роста. $2 млрд в мировом обороте индустрии развлечений составляет всего 0,3% - капля в море. Ниша еще свободна и рынок будет расти. Сейчас к этому есть все предпосылки – например, в Алматы за последние пять лет появились  две новые площадки – Almaty арена на 12 тыс. мест, и Halyk арена на 3 тыс. мест. Да, пока в Челябинске и Екатеринбурге развлечений в пять раз больше, чем  в Астане, говорили выступающие. Но скоро ситуация может поменяться. 

- Нам бы очень хотелось расширить свою территорию и проводить концерты в Казахстане. Для этого нам нужны партнеры, - объяснил Владимир Зубицкий (Россия), известный промоутер, генеральный директор SAV Entertainment и Русского Шоу-Центра. 

Битва гигантов

Когда концерты звезд станут проводиться чаще, развернется конкуренция за рынок продажи билетов. Во многих странах мира эта ниша монополизирована. Рынок Северной Америки контролирует компания Livenation, которая сделала крупнейший в мире билетный сервис  Ticketmaster. Компания присутствует в 38 странах мира, открыв там филиалы. Европейский билетный оператор Eventim Live  присутствует на рынке 26 стран. В отличие от конкурента,  Eventim Live не открывал филиалы, а  купил крупнейшие концертные агентства в разных странах (в России - 51% акций промоутера Talent Concert International (TCI).  

Своей задачей глобальные игроки видят интеграцию, открывающую американским и европейским артистам новые возможности.  Казахстан тоже попадает в их фокус. В прошлом году агентство TCI провело в России  стадионный тур группы RAMMSTEIN. Благодаря этому легендарный фронтмен группы Rammstein, поэт и музыкант Тилль Линдеманн в декабре 2018 добрался до Алматы, выступив с музыкальной программой на сцене Grand Opera и презентовав свой сборник ранних стихов — «Messer».

- В прошлом году на туре RAMMSTEIN была обкатана  технология. Одна крупная компания через год или два будет вести туры о гастролях сразу на несколько стран. И те артисты, которые раньше были недоступны в Алматы, станут доступны, - сказал Владимир Зубицкий.

Владимир Зубицкий. Фото: Kassy.ru

С появлением электронных билетов в индустрию развлечений стал инвестировать бизнес, казалось бы, далекий от концертной деятельности. Началось создание экосистем, предлагающих спектр услуг. Это особенно хорошо заметно на российском рынке. Так, телекоммуникационный оператор МТС купил двух операторов продажи билетов - Ticketland.ru и «Пономиналу», создал сервис МТС.афиша и анонсировал строительство концертной площадки «МТС Live Arena» на 8 тыс. мест рядом со Сколково. Группа Тинькофф сотрудничает с оператором Кассир.ру – теперь билеты, купленные через приложение банка, продаются со скидкой. Рекламная платформа Mail.ru в 2019 году стала совладельцем сервиса продажи билетов TIWO.ru и закрыла сделку по консолидации 100% разработчика музыкального плеера BOOM. Это официальный музыкальный сервис для социальных сетей «ВКонтакте» и «Одноклассники», в числе лидеров по доходам среди приложений в App Store (Apple) и Google Play в России.

- Чтобы быстро набрать клиентскую массу,  МТС сделали 50% кэшбэк на все билеты, купленные через  приложение. Представляете - 35 млн абонентов  МТС могут прийти на концерт, заплатив половину стоимости билета! Или билетный сервис TIWO. Вы можете себе представить, что такое билетный сервис, который интегрирован внутрь вКонтакте - самой посещаемой социальной сети в России и его возможности? Они еще не запустились, но в ближайшее время это произойдет, - рассказал Сергей Бабич.

Поедут ли звезды в Казахстан

Крупнейший казахстанский сервис продажи билетов Tiсketon на большой российский рынок смотрит, как на путеводную звезду. «Надо выходить в Россию», - говорит Константин Горожанкин, один из основателей сервиса, президент Ассоциации казахстанского интернет-бизнеса и мобильной коммерции (АКИБ). Россия в планах, а пока Ticketon осваивает рынки крупных городов Азии. В  2012 году сервис продал 16 тыс. билетов. Сейчас они продаются за один день. Оптимизма добавляет и то, что каждые тридцать секунд казахстанцы тратят на покупки  онлайн $2 283 – еще два года назад цифра была $178.

 - Мы не видим, что люди экономят на развлечениях. Экономят на поездках за рубеж. Они стали тратить деньги здесь в Казахстане. Для внутреннего бизнеса это отрадный факт. Но рынок развлечений - это города.  В нашем регионе перспективными городами являются – Алматы, Астана, Шымкент, Бишкек, Ташкент, и на подходе Ашхабад и Душанбе. Эти семь городов будут определять всю концертную индустрию Азии, которая возможна. Мы сейчас думаем о строительстве  и развитии сети в этих городах, много инвестируем, - сказал Горожанкин.

Константин Горожанкин. Фото  kipyat.com

Мало построить билетную сеть. Чтобы мировые звезды приезжали в Казахстан, нужно решить проблемы с логистикой и инфраструктурой. Фуре с концертным оборудованием проехать от Алматы до Уральска – все равно что через всю Европу, от Лондона до Стамбула. Еще одна проблема – поиск спонсоров. Выручка за билеты миллионные гонорары звезд мирового уровня не окупит.

- Звезды будут приезжать, если будут деньги рекламодателей. Проблема  в том, что на рынке произошел спад, когда в Казахстане запретили рекламу алкоголя  и табака. Все алкогольщики и табачники привозили артистов, им это было выгодно. И все они ушли с рынка, - пояснил Нурберген Махамбетов, музыкальный продюсер радиостанции Business FM.

Рынок развлечений в Казахстане в 2018 году составил 254 млрд тенге ($656 млн), по данным Комитета РК по статистике. Сюда входят траты на кино, театры, концерты, спортивные мероприятия, походы в цирк и тд. Рост по сравнению с 2017 годом - 11%. Но эксперты считают, что цифры гораздо больше.

- Не все показывают реалии. Многие проводят мероприятия в регионах и вообще не платят налоги. Не платишь налоги, значит, не учитываешься  общей казне. Не входишь в статистику. По нашему внутреннему ощущению рынок раза в три больше, - пояснил Алексей Баёв, глава Bayev.group. Кстати, его компания провела республиканское исследование, чтобы понять, сколько рядовые казахстанцы готовы тратить в месяц на развлечения. Оказалось, что 12 тыс.тенге ($30)– оптимальная цена, которую люди в Казахстане готовы отдать и не пожалеть, если что-то пойдет не так.

Автор: Ольга Настюкова

Поделиться публикацией :

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить

Новости партнёров

Загрузка...
Загрузка...