ПРЯМОЙ ЭФИР

Куда мы катимся. Эксперт предрекает хаос в сфере пассажирских перевозок

Казахстанцы заслуживают ездить в хорошем общественном транспорте, говорит заместитель директора НИИ транспорта и коммуникаций, почетный автомобилист РК Байболат Баймаханбет. Он считает, что отрасль пассажирских перевозок буквально «увязла» в проблемах – от антисанитарии в автобусах, до нехватки кадров. Если в Нур-Султане и Алматы идет процесс обновления автопарков, то увиденное в регионах шокирует, говорит он.

Фото: Байболат Баймахамбет, личный архив

- Пассажирский транспорт республики находится в плачевном состоянии. Отрасль лежит на боку. В Казахстане 145 компаний-перевозчиков общественного транспорта – из них я обследовал  135. Большинство не имеет ничего, кроме ручки и блокнота! Представьте себе авиакомпанию или железнодорожную, у которого нет своего транспорта, производственно-технической базы, специалистов. Трудно такое представить? Но, к великому сожалению, к автотранспорту именно такое отношение.

Региональный автопарк 

Вы сами видите – очень много аварий с участием автомобильного транспорта. В мирное время мы убиваем людей. В прошлом году автобус в Актюбинской области сгорел, погибли 52 человека. Очень много нелицеприятных ситуаций.  

Получается, периодически возникающие требования перевозчиков о почти двукратном повышении платы за проезд в общественном транспорте - обоснованы?

- У народа последние 5 лет зарплата не поднимается, почему тарифы должны расти? Это социальный вопрос. На автобусах ездят малообеспеченные, социально незащищенные слои населения. Дети – бесплатно, студенты и школьники – со скидкой. Если расходы не покрывают стоимость проезда в 80 тенге, они должны субсидироваться государством.

И они субсидируются?

- К великому сожалению, субсидии выделяются только тем перевозчикам, которые приобретают новые автобусы. Это - в корне не правильно. Есть правила субсидирования, утвержденные приказом МИИР. Там черным по белому написано, что субсидируются социально значимые маршруты, то есть – убыточные.

Как вы оцениваете транспортную реформу Алматы?  

За последние годы в Алматы проведена большая работа, организована первая в Казахстане линия BRT, внедрены 110 километров выделенных полос для общественного транспорта. Но этого недостаточно. Когда мы говорим об обслуживании пассажиров, речь идет не только о транспорте. Ширина улиц, полосность, расположение остановок, крыша должна быть на остановке, скамейки, правые бесконфликтные съезды. Это целая наука, на которую мало кто обращает внимание.

Большая проблема – сейчас на конечных остановках нет условий для водителей. Им некуда даже сходить в туалет, покушать, отдохнуть. Водители ежедневно встают в 4.30, в 5 утра и до 23.00 на маршруте. Летом у нас жара, зимой - мороз. Люди устают, они не железные. Мы рекомендовали на конечных остановках сделать такие пункты. Сейчас в Алматы только в микрорайоне Жулдыз есть что-то по нашим рекомендациям. Вот в Актобе аким сделал комнаты отдыха в вагончиках – это же элементарно! Есть модульные блоки. Необязательно капитально строить, можно как-то недорого выйти из положения.

А как обстоят дела с общественным транспортом в других городах?

Туркестан, дверь маршрутки 

- Я часто бываю в Астане. Там приобрели автобусы Iveco. Они же неприспособлены для перевозки пассажиров в городских условиях. Автобусы должны быть низкопольные, чтобы пассажир, даже пожилой, легко мог подняться на ступеньки. Потом, откуда пошла «мода» строить теплые остановки? В Усть-Каменогорске есть такая теплая остановка – там бомжи живут.

Приехал я в Туркестан, духовный и культурный мир тюрских народов. Приезжают туда иностранцы – а какие автобусы там? По народному их называют «бусики». Сажусь, дверь не закрывается, водитель держит ее ремнем. Такие технически неисправленные средства вообще не должны выезжать на линию.

Что нужно сделать, чтобы создать эффективную транспортную систему?

Закон  «Об автомобильном транспорте» требует доработок. Есть правила перевозок пассажиров  и багажа, правила технической эксплуатации автотранспортных средств. К великому сожалению, эти три основополагающих документа по некоторым моментам не согласуются между собой.  

Если мы хотим совершить крутой прорыв, надо принять государственную программу развития пассажирского транспорта. По аналогии с программой «Сто школ, сто больниц».Мы должны готовить кадры, создавать производственно-технические базы. Современные автобусы сейчас напичканные электроникой, как самолеты. Для их обслуживания нужны высококлассные специалисты.  Два раза должен быть медосмотр – утром и вечером. Техническая проверка один раз – перед выездом. Это нигде не соблюдается.

 Автор: Ольга Настюкова

Поделиться публикацией :

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить

Новости партнёров

Загрузка...
Загрузка...