ПРЯМОЙ ЭФИР

Эксперимент помог развенчать миф о незрячих людях

Ученые показали, что по сравнению со зрячими людьми слепые с меньшей вероятностью будут соотносить желтый с бананами, а красный — со стоп-знаком, однако они предлагают аналогичные выводы и объяснения о цветах реальных и выдуманных объектов. Для понимания этой характеристики оказалось достаточно повседневной жизни в обществе

Фото: Pexels

Философы-эмпирики, такие как живший в XVII веке Джон Локк, считали, что знание основано на чувственном опыте и получено на базе ощущений. Согласно этой логике, люди, родившиеся слепыми, могут изучить произвольные факты о цветах, но не в силах постигнуть их в полной мере, отмечает naked-science. Однако группа нейробиологов и психологов из Университета Джонса Хопкинса в Балтиморе и Йельского университета (США) провела эксперимент, показавший, что изначально незрячие, на самом деле, познают цвет так же, как все.

В статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, рассказывается, что слепых и зрячих взрослых сначала спрашивали о цвете разных случайных объектов (фрукты, растения, драгоценные камни, доллары, ручка, стоп-знак), о том, почему они имеют такой цвет, а также о вероятности того, что два подобных объекта будут одного цвета. 

Хотя незрячие участники исследования не всегда соглашались с остальными в фактах — к примеру, что огурец — зеленый, — их рассуждения о том, почему эти овощи такого цвета и могут ли два огурца быть одного цвета, оказались аналогичными. Результаты не менялись в зависимости от объекта — будь то монеты, свадебные платья и так далее. Как зрячие, так и слепые показали одинаковую глубину понимания и объяснения того, почему тому или иному предмету свойственен определенный цвет и несет ли он какую-то функцию.

Один из показательных примеров — окрас белых медведей. Респонденты, имеющие зрение, сказали, что эти животные — белые, чтобы сливаться со снегом. В то же время довольно много слепых опрошенных заявили, что медведи обладают темным мехом — чтобы поглощать тепло и оставаться в тепле, — то есть логично обосновывали свою точку зрения. 

Потом ученые попросили добровольцев спрогнозировать цвет воображаемых объектов. «Мы хотели понять, как люди рассуждают о вещах, с которыми никогда не сталкивались, — объяснили исследователи. — Отличный способ проверить, насколько люди понимают цвета».

Такие предметы — вроде зеленого драгоценного камня размером с руку или гаджета треугольной формы размером с большой палец — будто бы встречались на отдаленном острове, население которого имело свои язык, культуру, обычаи и так далее. В результате обе группы испытуемых делали идентичные выводы: следовательно, их знания о цвете транслировались на новые примеры и не зависели от запоминания, посчитали авторы работы.В дальнейшем специалисты хотят выяснить, как мозг управляет пониманием цвета и когда слепые или зрячие дети приобретают знание о нем. «Предположительно, это происходит при случайном обучении посредством речи и чтения, но когда именно? Слепые и зрячие дети усваивают такую информацию одинаково? Есть ли различия в развитии, если ребенок делает это в более раннем возрасте, прежде чем начнет разговаривать? А слепые дети понимают цвета только после того, как научились говорить?» — подытожили ученые.

К слову, ранее этот же научный коллектив объяснил, как незрячие узнают о внешности животных. 

Проведенные исследования показали, что слепые имеют представление о свете и цветах, но исследователи все еще не совсем понимают, что такие люди могут сказать о внешности других людей или животных и как появляются эти знания.

Некоторые работы показывают, что люди, рожденные слепыми, помнят вербальные факты — например то, что фламинго розовые. Поэтому группа ученых из Университета Джонса Хопкинса решила выяснить, как эти вербальные факты и собственные догадки влияют на представления людей о внешности различных животных и насколько это близко к реальности. 

Для проведения исследования ученые выбрали 20 слепых и 20 зрячих людей и попросили их по-разному сгруппировать различных животных: от большего к меньшему, от высокого к низкому, по текстуре кожи (мех, чешуя и так далее), форме и цвету.

В целом слепые и зрячие участники сходным образом распределяли животных по группам и в ряд. Например, они одинаково предположили, что дельфины похожи по форме на акул, а ленивцы похожи по текстуре на гризли. Пятнадцать из 20 слепых и 19 из 20 зрячих участников оценили слонов больше носорогов. Но между группами также наблюдались различия.

Обе группы больше всего расходились во мнениях о том, какого цвета были животные. Зрячие участники создавали группы для белых, розовых, черных, черно-белых, коричневых и серых животных и легко их распределяли. Но для описания каждой группы цветов они использовали много слов и не соглашались друг с другом. Слепые люди же создавали группы, похожие на те, что формировали зрячие, но без привязки к определенному цвету.

Для описания внешности животных слепые люди полагались на аналогичные биологические классификации, которые ученые используют для группировки видов. Эта стратегия очень хорошо работает для формы и текстуры: птицы, например, имеют перья и крылья. Поэтому, если слепому человеку назвать имя какой-нибудь птицы, он сможет примерно описать ее. Однако эта методика не работает для определения цвета объекта, так как животные одного вида зачастую могут быть разного цвета.

Поделиться публикацией :

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить

Новости партнёров

Загрузка...
Загрузка...