ПРЯМОЙ ЭФИР

Фондовые рынки с KASE: Как проводят IPO и чем «народное IPO» отличается от обычного

В эфире - шестнадцатый выпуск программы «Фондовые рынки с KASE». Андрей Цалюк, заместитель Председателя Правления Казахстанской фондовой биржи (KASE), рассказал об IPO и его разновидности - «народном IPO»

Вы можете прослушать подкаст программы  «Фондовые рынки с KASE»:

Фото: kaztag.kz

Добрый вечер, дорогие друзья! В эфире программа «Фондовые рынки с KASE». С нами Андрей Цалюк, заместитель Председателя Правления Казахстанской фондовой биржи (KASE). Сегодня у нас очень интересная тема «народное IPO»

- Сегодня, уважаемые слушатели, мой выпуск посвящен начинающим инвесторам. Мы поговорим об IPO и его разновидности - "народном IPO". Вызвано это тем, что Президентом Казахстана поставлена совершенно конкретная задача возобновить уже в этом году программу Народного IPO, которая была свернута после проведения в 2014 году публичного размещения акций АО "KEGOC".

Андрей, насколько я помню, в прежних передачах мы лишь вскользь упоминали про IPO. Вы можете подробнее объяснить, что это такое?

- IPO – это три заветные для каждого рыночного инвестора буквы. Заветные, потому что в результате IPO на рынке появляются новые ликвидные акции.

Буквальный перевод этой аббревиатуры – первоначальное публичное предложение. Первая буква, с которой начинается английское слово Initial, означает, что размещаются новые акции данного эмитента, которые ранее никогда не продавались. То есть, привлекается новый акционерный капитал – деньги, которые действующие и новые акционеры отдают за полученные ими новые акции компании. Вторая буква, с которой начинается слово Public, говорит о том, что размещение проводится для неограниченного круга лиц, то есть является публичным. Ну и третья буква, сокращающая слово Offering, означает, что размещение проводится через предложение, под которым, как правило, подразумевают подписку.

Да, но есть же еще и SPO, и мне кажется, что эти понятия часто путают…

- SPO – другие заветные три буквы. Это Secondary Public Offering - вторичное публичное предложение. В отличие от IPO, в данном случае публике предлагаются либо новые акции, (но при условии), что IPO уже когда-то было, либо акции, которые уже когда-то были размещены. Во втором случае их продает уже существующий акционер или акционеры. Прироста акционерного капитала компании в этом случае не происходит. Здесь наиболее распространенный вариант – фиксация прибыли от продажи бизнеса его владельцем. То есть, кто-то создал стартап, вырастил его до мощной привлекательной компании, и теперь публично продает эту компанию или ее часть всем желающим.

И Вы правы, что частенько вторичные предложения, то есть SPO, или вообще все публичные предложения акций называют IPO. Типичный пример – проведенное не так давно успешное размещение Kaspi.kz, в результате которого этот банк, являющийся по сути финтех-компанией и маркетплейсом, стал самой дорогой публичной компанией Казахстана. Это было SPO, так как акции продавали существующие акционеры. Хотя часто можно было услышать, что "Каспи провел IPO в Лондоне".

Я предлагаю не заморачиваться по этому поводу. Главное – понять суть.

Где это все происходит и как это делается? Вы уже рассказывали, что IPO – это подписка и ее проводят прямо в торговой системе биржи. Это всегда так?

- Нет, так не всегда и, более того, так происходит достаточно редко.

В классическом варианте вывод акций компании на биржу сопровождается IPO. Владельцы компании, испытывающие необходимость в привлечении капитала для дальнейшего развития бизнеса, по какой-либо причине делают выбор в пользу капитала акционерного (то есть дополнительного выпуска акций), принимают решение, что размещение будет публичным и нанимают помощников, которые организовывают это предложение. В качестве помощников – их называют финансовыми консультантами или андеррайтерами – обычно выступают инвестиционные банки или крупные брокеры. Андеррайтер совместно с юристами и эмитентом готовят основной документ IPO – инвестиционный меморандум, содержащий не только всю необходимую инвесторам и регуляторам информацию о компании, ее ценных бумагах и проектах, но и план использования привлеченных денег.

Для усиления привлекательности предложения вся эта команда организует рекламную кампанию и отправляется в роуд-шоу. Это серии встреч с различными частными и институциональными инвесторами, на которых эмитент показывает себя, объясняет, зачем ему деньги, что он собирается с ними делать и почему его акции надо покупать.

На роуд-шоу озвучиваются и условия подачи заявок на покупку акций. В процессе и по итогам роуд-шоу андеррайтер формирует книгу заявок на покупку акций, то есть собирает заявки с инвесторов.

Как правило, книгу заявок формируют не в торговой системе какой-то биржи, а в информационной системе андеррайтера. И когда книга готова, эмитент и его помощники определяют окончательную цену размещения и его аллокацию, то есть кому и сколько дать акций, так как нередко купить хотят гораздо больше акций, чем планируют разместить. Потом с инвесторов собирают деньги, и размещение считается состоявшимся.

А при чем тут биржа?

- Параллельно с роуд-шоу или в конце него акции эмитента проходят листинг на выбранной бирже. Как мы уже знаем, эта процедура подразумевает предоставление эмитентом на биржу и иногда регулятору различных документов, чтобы доказать соответствие акций и их эмитента листинговым требованиям. В процессе листинга эмитент акций раскрывает информацию о себе, своей деятельности и своих ценных бумагах бирже и регулятору, а те уже делают эти документы достоянием публики.

Весь процесс IPO считается завершенным, когда на бирже, на которой получен листинг, открываются торги размещенными акциями. Компания получает публичный статус, и ее ценные бумаги торгуются на организованном открытом рынке, то есть на бирже. С этого момента акции оцениваются этим рынком постоянно, могут быть включены в различные индексы, по ним считается рыночная оценка и прочее.

Конечно, это очень упрощенная схема, но суть, думаю, понятна.

А чем отличается "народное IPO" от обычного, не народного?

- Прежде всего, такие размещения – это часть плана приватизации, то есть продажи госсобственности народу. На рынке предлагаются не новые акции, а уже купленные когда-то государством. Фондовый рынок уникален тем, что он предоставляет государству очень простой, органичный способ делиться со своим народом результатами деятельности национальных компаний. Надо просто продать их акции людям. И чем эффективнее государство будет управлять этими компаниями, тем дороже будут их акции и тем выше будут дивиденды. На мой взгляд, просто и гениально.

В результате "народного IPO" эмитент акций не получает денег, их получает государство. Отсюда вытекает специфическая мотивация IPO, которая отличается от классики. Это развитие рынка, вовлечение в него населения, создание для населения условий получения дохода в будущем, повышение финансовой грамотности населения, пополнение государственного бюджета.

Для "народного IPO" характерна мощная рекламная и PR-кампания. Ее цель – широкий охват населения. Если целевой аудиторией роуд-шоу обычных IPO являются уже действующие инвесторы, то информационная кампания "народных IPO" ориентирована на население, еще не вовлеченное в рынок.

"Народное IPO" – прекрасный механизм развития местного рынка ценных бумаг, так как каждое успешное размещение выводит на рынок бумагу, обреченную на высокую ликвидность. Спустя восемь лет после размещения КазТрансОйл и шесть лет после размещения KEGOC акции этих компаний по-прежнему являются одними из самых ликвидных на местном рынке.

Характерной особенностью программы народного IPO, реализованной в Казахстане в 2012-14 годах, был выбор компаний, акции которых предлагались населению. Это были так называемые тарифные компании – АО "КазТрансОйл" и АО "KEGOC", прибыльность которых зависела, прежде всего, от тарифов, регулируемых государством. Таким образом минимизировался риск инвестиций населения. Во всяком случае, государство при желании могло минимизировать эти риски через изменение тарифов.

Примечательно, что и сейчас в списках приватизации есть такие компании. Это Казахстан Темир Жолы, Самрук Энерго и Казпочта. Данные компании уже не один год готовятся к IPO и, возможно, в этот раз мы увидим их акции на казахстанском рынке.

А почему "народные IPO" 2012 и 2014 годов проводились на бирже? Вы же рассказали, что это, как правило, не биржевая история?

- К началу четвертого квартала 2012 года в системе учета Центрального депозитария было зарегистрировано всего чуть более 9 тыс. лицевых счетов физических лиц. В рамках правительственной программы "народного IPO" на рынок планировалось привлечь не менее 160 тыс. казахстанцев. Собирать столь объемную местную книгу заявок с помощью зарубежного андеррайтера было бы дорого, да у него бы и не получилось, наверное, так как ему пришлось бы работать на "чужом поле". Результаты анализа показали, что наиболее приспособленной структурой для сбора такого большого количества заявок была Казахстанская фондовая биржа со своей торговой системой. В эту систему брокеры могли подавать собранные заявки своих клиентов, и эта система тесно взаимодействовала с системами ЦД, что позволяло оперативно проводить необходимые проверки поданных заявок, а затем эффективно провести расчеты по заключенным в результате размещения сделкам. Поэтому букраннером – так иногда называют тех, кто собирает книгу заявок – всех казахстанских "народных IPO" стала KASE. На КазТрансОйле мы получили 35 521 заявку, на КЕГОКе – 42 723. Это был настоящий вызов, поверьте. Но мы справились без сбоев, чем я лично горжусь.

Вообще без ложной скромности должен сказать, что KASE обладает уникальными для Казахстана опытом, технологиями и персоналом для проведения подобного рода мероприятий. Мы полностью готовы исполнить поставленную Президентом страны задачу возобновить программу "народного IPO". И нашему рынку это очень нужно.

Что вы можете посоветовать нашим слушателям? Насколько выгодно участвовать в "народном IPO"?

- Времени у нас уже не осталось на освещение столь серьезной темы. Я думаю, что в своих выпусках я еще уделю внимание IPO. Мы проанализируем казахстанский и мировой опыт проведенных размещений и их последствий для инвесторов.

Спасибо большое! Хочу напомнить, что с нами был Андрей Цалюк, заместитель Председателя Правления Казахстанской фондовой биржи (KASE). До новых встреч в эфире!

Поделиться публикацией :

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить

Новости партнёров

Загрузка...
Загрузка...