ПРЯМОЙ ЭФИР

Алина Аскарова, директор Женевской школы бизнеса: чему и как учат топ-менеджеров

Программа «Деловое утро» в гостях у казахстанского кампуса Geneva Business School

Вы можете прослушать подкаст программы  «Деловое утро»:

Фото: Алина Аскарова, личный архив

Geneva Business School - один из ведущих университетов Швейцарии, предлагающий качественное бизнес-образование. Школу основали банкиры в 1995 году как Институт подготовки управляющих капиталом (Institut de Formation de Gestionnaire de Patrimoine) для обучения будущих банкиров. В 2001 году она была переименована в Финансовую школу, а в 2010 году – в Женевскую школу бизнеса. Программы учебного заведения аккредитованы такими агентствами как IACBE, AASBI и EDUQUA.

Алина Аскарова стояла у истоков создания казахстанских филиалов школы. Geneva Business School в 2014 году открылась в Нур-Султане, а позже в Алматы. Первая группа начала обучение в 2015 году. Рустам Максутов узнал  - чему могут научиться люди, которые и так многое знают и умеют?

Кто приходит на обучение в Geneva Business School?

У нас есть две программы обучения: MBA – магистратура делового администрирования и DBA – докторантура делового администрирования. Наш студент – это профессионал, достигший определенных успехов в карьере и чувствующий, что ему не хватает определенных навыков, знаний, связей. Мы даем выход на новый этап развития.

Через наши программы прошло более  200 человек. 150 получили дипломы и порядка 50-ти над ними работают.  Я не могу однозначно сказать, как меняется жизнь выпускников во время обучения. Кто-то открывает бизнес, кто-то его оптимизирует. Есть те, кто решает строить международную карьеру и уезжает из страны. Жизнь меняется у всех по-разному.  Мы принимаем людей с опытом работы на рынке не менее пяти лет. К MBA нужно подходить осознанно. Если нет опыта работы «в поле», некоторые вещи будут непонятны. Мы изучаем кейсы конфликтов между HR и сотрудниками, что такое риск менеджемент. Теория остается теорией – нужны знания, чтобы применять ее на практике.


Подкаст:  Командообразование. Ларион Лян: Как управлять очень большой компанией?


К нам в студию часто приходят люди, которые открывают бизнес сами, без квалифицированного образования, методом проб и ошибок. Что дает обучение? Насколько вообще в бизнесе нужно традиционное образование?- Практика – очень ценный опыт, но многих ошибок на практике можно избежать, сэкономив свои время и деньги, и своего работодателя. По большей части все ошибки уже были сделаны людьми, изучены и были найдены способы их решения.  Зачем учиться на своих ошибках, когда можно выучиться на чужих? Думаю, в Казахстане сложилось такое отношение к образованию, оттого, что во многих  ВУЗах многие преподаватели – теоретики. Они сами не были в бизнесе. Читают предметы по 20 лет и никогда не выходили на реальный рынок. У нас преподают только практики. Это работающзие топ-менеджеры иностранных корпораций, которые приезжают сюда. Конечно, они дают практические навыки.

Бизнес не терпит отлагательств. Сколько времени нужно на обучение и как долго оно длится?

- Занятия проходят без отрыва от работы, каждые три недели в субботу и воскресение. Более того у вас остается еще 2 выходных в месяц для семьи. Все остальное время мы обучаем  и поддерживаем онлайн. За две недели до приезда преподавателя мы направляем материалы. Люди приходят на практические занятия подготовленными. Два дня идут дискуссии, обучение, разбор кейсов. У нас нет классических домашних заданий – только кейсы и проекты. Все, что вы изучили в классе, вы можете применять на практике.

Сколько стоит обучение?

- Обучение стоит $20 тыс. на программе Regular MBA и $25 тыс. на программе Executive MBA. На Executive  у нас выше требования по стажу работы и эта программа включает три выездных модуля в Женеву, Барселону и Дубаи – города, где находятся наши кампусы. Это не тур, когда вы просто приходите в офис. Вы учитесь у первых лиц международных компаний и общаетесь с ними.

Мы не ориентируемся на широкие массы. Многие люди довольствуются тем, что открывают и ведут небольшой бизнес. Наша целевая аудитория  - те, кто хочет масштабироваться, выходить на международный уровень. В год к нам поступает 50-80 человек. Немного, по сравнению с тысячами студентов в ВУЗах. Наша задача – дать им самое качественное образование, нетворкинг и международные контакты.


Читайте также: Рифат Абдураманов: Почему нанимать на работу надо оптимистов


Вы затронули тему нетворкинга. Бывали ли у вас случаи, что предприниматели создавали совместные проекты?- Это происходит  в каждой группе. Представьте, вы почти все выходные год проводите с одними и теми же людьми. Различия между одиночным нетворкинг-ивентом и таким обучением – колоссальная. Вы год вместе делаете домашние задания, обсуждаете кейсы, тимбилдинги  - это сближает.

Каково это – снова сесть за парту, уже будучи руководителем? Может ли бизнесмен не сдать экзамен

- Да, обучение - выход из зоны комфорта. У нас учатся руководители, у каждого из них люди в подчинении  и по пять ассистентов. И вот такие люди попадают в академическую среду. Мы просим сдавать домашние задания вовремя. Проверяет домашнее задание преподаватель, который читал курс. Оцениваются домашние задания чаще всего в группе – группа дает обратную связь. Если человек не набрал 75%, он не прошел. Не сдал вовремя – наказание. Финансовое. Все люди взрослые и должны понимать, что если один сдает вовремя, а второй опаздывает, обидно получать одинаковую обратную связь.

Я знаю некоторых топов, которым будет обидно показывать свою некомпетентность в глазах публики.

У нас жесткая дисциплина и каждая процедура задокументирована. Все студенты равны – вне зависимости от статуса. Не бывает звезд во всех вопросах. Кто-то силен финансово, кто-то в маркетинге – наоборот, нужно прокачать слабые стороны. За пять лет работы у нас было всего несколько случаев, когда люди не заканчивали обучение. Но к нам приходят не совсем обычные люди. Обычный человек в 45-50 лет не идет учиться, он нянчит внуков и считает, что все хорошо. Больше половины клиентов приходят по рекомендациям от уже отучившихся людей – мужья, жены, руководители подразделений отправляют своих коллег. Например, директор по инвестициям или HR отправляют своих коллег

Мир меняется. Программы MBA сейчас и пять лет назад совершенно разные. Пять лет назад были востребованы направления технических навыков - Logistics and Supply Chain Management, Production & Operations – как считать? Какую программу установить? Какую модель создать? Сегодня ценится дизайн мышления, методики скоростного форсайта (Rapid Foresight) как инструмента коммуникации и принятия решений, теория «потока». Программы меняются и даже если человек не планирует строить карьеру в большой корпорации, знания останутся с ним навсегда и могут помочь, например, в построении своего бизнеса.

Возвращаемся к истокам. Как возникла идея открыть тут филиал, и как эту идею восприняли в самой Женеве?

- Я сама училась в Женеве. Когда закончила бакалавриат, мне было всего 19 лет. Стоял выбор  – возвращаться в Казахстан или продолжить обучение. Женевская школа бизнеса предложила поработать в департаменте маркетинга, который курировал работу со странами СНГ и русскоговорящими студентами. Там я проработала 2 года. Мне все нравилось, но я понимала, понимала, что расти некуда. В Швейцарии нет текучки кадров, там люди могут по 20 лет занимать одну и ту же позицию. Я сказала руководству, что планирую уезжать в Казахстан. Тогда мне предложили открыть офис и стать рекрутером. Тогда был 2014 год, прошла первая девальвация, настроения упаднические. Люди не были готовы оставлять работу, семью и ехать за границу ради учебы. Меня попросили «привезти Швейцарию в Казахстан». Мы разработали бизнес-план. Почти год занимались рекрутингом. Наконец, когда мы собрали первую группу, случилась вторая девальвация.

Фото: Алина Аскарова, личный архив

Акционеры за голову не хватались?

- Мы недавно встречались с ними в Барселоне. Я спросила: о чем вы думали, отправляя меня в Казахстан? Мне 21 год, в нашей стране происходят шоки в экономике. Мне сказали: ты наш продукт.Ты у нас отучилась, мы хотели посмотреть, насколько обучение может принести плоды. Вначале мы открыли кампус в Нур-Султане, потом в Алматы. Сейчас казахстанская школа дает интересные предложения, это был хороший толчок для развития.

Может ли топ-менеджер, который у вас не обучался, получить в бизнес-школе профессиональный совет по какой-то рабочей проблеме?

- У нас есть  проект «consulting project». Мы выбираем казахстанские компании, запрашиваем проблему, которую можно рассмотреть в качестве кейса. Студенты предлагают несколько решений по этому проекту, готовят рекомендации. Это мозговой штурм, который занимает несколько недель. Компании потом сами принимают решения, принимать эти рекомендации или нет. Это хорошая возможность получить идеи без каких-либо трат. Для студентов это возможность на практике посмотреть, могут ли они быть консультантами и диверсифицировать свою деятельность на рынке.

Поделиться публикацией :

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить

Новости партнёров

Загрузка...
Загрузка...