Рифат Абдураманов: Почему нанимать на работу надо оптимистов
Самые лучшие продавцы обладают невероятной эмпатией. Они просто чувствуют эмоции покупателя. «Они могут молча сидеть возле покупателя и молча продать», - рассказывает Рифат Абдураманов, владелец компании «HR Капитал». И в этом нет никакой магии.
Вы можете прослушать подкаст программы «Dream team»:
Как найти такой бриллиант среди гранита с помощью знаний человеческой психологии. О тесте на личностные качества Рифат Абдураманов рассказал в проекте Dream Team. Ведущий эфира – Данияр Даутов.
Данияр Даутов: Что такое тест на личностные качества, и чем он может быть полезен владельцам бизнеса?
Рифат Абдураманов: Прежде чем об этом рассказать, я хочу сказать вот о чем: на первом месте, при найме сотрудников, стоит продуктивность, на втором месте стоит продуктивность, на третьем также продуктивность, а дальше и все остальное, в том числе и тест на личностные качества. В первую очередь нужно провести интервью на продуктивность, то о чем мы говорили ранее. С помощью интервью на продуктивность мы проверяем прошлые результаты кандидата на должность, а с помощью теста на личностные качества мы проверяем инструменты человека.
Вы можете послушать подкаст программы Drem Team:
Тест на личностные качества – это тест из 200 вопросов, чтобы его заполнить нужно 20-30 минут. Вопросы очень интересные. Ответы – да, нет, может быть. Когда кандидат заполняет этот тест появляется график, состоящий из 10 точек, каждая из этих точек это отдельное личностное качество человека. В совокупности, эти точки показывают нам поведение человека в той или иной ситуации. Более того, мы можем прогнозировать, как он себя поведет в той или иной ситуации.
С помощью двух этих инструментов мы видим объемную картину того, кто к нам пришел.
Данияр Даутов: А что это за точки такие, из каких качеств они состоят?
Рифат Абдураманов: 10 точек: первые 3 точки отвечают за внимание, уровень счастья и умение контролировать.
1 точка – внимание. Если у человека на графике высокая точка внимания – это бегун на длинные дистанции, он может выполнять длинные по своему сроку реализации проекты. Умеет планировать, организовывать, есть цели в жизни, знает куда он идет, любит порядок. Если точка низкая - это полная противоположность, т.е. человек бегун на короткие дистанции, не умеет планировать, не умеет организовывать.
Как еще можно практически проверить? Приглашаешь к себе сотрудника, даешь ему несколько поручений. У людей с низким вниманием в голове не запоминаются поручения. Они должны получать по одному заданию - порционно, записывать в блокноте. Им нужно давать срок для выполнения задания. Иначе вы даете человеку несколько задач, он выходит из кабинета и… половину забывает.
Для интереса расскажу, что в последнее время с вниманием у людей огромная проблема, в том числе из-за социальных сетей. Люди даже общаются через телефон, а это на самом деле, не та вещь, которая помогает внимание удерживать.
2 точка – самая важная точка на графике – точка счастья. Она показывает кто перед нами оптимист или пессимист. Оптимисты это те ребята, которые двигают нашу цивилизацию вперед. Если у человека на графике точка счастья высокая, то этот человек имеет склонность, к тому чтобы многие вещи упрощать. Также с высокой точкой счастья человек высок в стратегии, она показывает насколько он честен, вранье начинается тогда, когда все сложно. А еще таких людей называют везунчиками и допустим, если вы на продажи ставите человека с высокой точкой счастья, то видите как деньги к нему липнут. Точка счастья низкая – человек все усложняет, по честности большой вопрос, если он сталкивается с препятствием, оно кажется ему непреодолимым. В каждой компании должно быть как можно больше оптимистов.
Читать также: Dream Team: как отличить потенциал сотрудника от «понтов»
3 точка – контроль. С высокой точкой контроля человек умеет контролировать себя, свои эмоции, свое тело, свое окружение. Контроль бывает только хорошим. Что это значит? Я руководитель, я им дал задачи и не дергаю их 20 раз. Я им даю возможность быть самими собой. Если у человека точка контроля в приемлемой зоне – это очень хорошо, если низкая - он нервный.
4 точка – уверенность. Она показывает нам, насколько последователен и предсказуем человек в своих решениях, прежде всего для своего окружения. Бывает руководитель, который ставит цель и говорит: «Ребята, мы идем этим путем!». Если точка уверенности у него высокая, то люди находящиеся рядом с ним вправо, влево резко не сворачивают. Человек с низкой точкой уверенности постоянно все меняет, он даже эти изменения не контролирует. Чем большим количеством людей человек руководит, тем больше у него должна быть точка уверенности. Разная высота точки уверенности должна быть приемлема для разных должностей. Например, продавец может быть и с такой и такой точкой уверенности, для длинных продаж лучше человека с высокой точкой брать, для коротких продаж подойдет человек с низкой точкой уверенности. Для творческого человека точка уверенности не должна быть слишком высокой, это креативные ребята, они должны быть достаточно гибкими.
5 точка – активности. Она показывает, сколько у человека энергии, как легко он начинает дела. Интересная комбинация, если точка активности очень высокая, этого человека постоянно тянет в новое. Он терпеть не может рутину, он любит новые области, новые идеи, легко начинает. Если точка активности низкая, то человека предпочитает рутину, он не хочет лезть в новое, он предпочитает заниматься тем, чем он привык заниматься, тем, в чем он уверен. Прежде чем зайти в новую область, он ее изучает.
6 точка - настойчивости. Если точка активности показывает, как мы дела начинаем, то точка настойчивости показывает, как человек дела доводит до конца. Люди с высокой настойчивостью очень быстрые. Быстро ловят суть, понимают идею, быстро обучаются и быстро действуют. Если точка низкая – человек медленный. Чтобы что-то сделать, ему нужно дать разгон, он затягивает некоторые вещи. Руководители с высокой настойчивостью терпеть не могут рядом с собой медленных людей.
7 точка – ответственность. Она очень глубокая - показывает, насколько человек понимает последствия своих действий. У человека с высокой ответственностью уникальная способность держать давление и удар. Если у вас есть сотрудник, у которого точка ответственности высокая, с ним можно прямо общаться. Человек с низкой точкой ответственности найдет кучу оправданий и причин своим действиям. На самом деле больше всего нас интересуют взаимодействия этих точек, мы их называем «синдромами». Например, есть американский синдром – «я - лучший». Это очень высокая настойчивость в сочетании с низкой ответственностью, т.е. когда никакого давления нет, человек крутой, а когда давление - он прогибается.
8 точка - правильность оценки. Если точка счастья показывает, насколько человек силен в стратегии, то точка «правильность оценки» показывает, насколько человек силен в практике. У кого высокая правильность оценки, этот человек может посмотреть на проблему глазами оппонента. Например, если у продавца высокая правильность оценки, он свои товар, услугу ни в коем случае не навязывает. Он смотрит на проблему глазами покупателя и дает ему решение.
9 точка - чуткость. Показывает насколько теплый человек или холодный. Если высокая точка чуткости, человек любит людей, готов помогать, сервисноориентированный человек. У него очень хорошо развита интуиция, он многие вещи просто чувствует. По моим наблюдениям, самые лучшие продавцы – с высокой точкой чуткости. Они просто чувствуют эмоции покупателя. Они могут молча сидеть возле покупателя и молча продать. Такие люди важны, которые находятся на передовой – продавцы, менеджеры по работе с клиентами, официанты, медработники, воспитатели те, кто непосредственно сталкиваются с клиентами. Если точка чуткости низкая – холодный человек. Эмоций от него не исходит, он очень сухой, замороженный товарищ, он не пускает к себе, он вокруг себя как бы выстроил невидимый стеклянный панцирь.
10 точка – точка общения. Это тоже одна из важнейших точек. Она рассказывает насколько у человека развит PR. Насколько легко он входит в контакт с людьми, насколько легко начинает общение. Бывает, люди за 5 минут становятся друзьями, а есть те, кто предпочитает находиться в одиночестве. У человека яркая речь с высокой точкой общения, либо это речь серая, невыразительная – с низкой точкой общения. Если у руководителя высокая точка общения, то человеку легко своих сотрудников ставить на цель, потому что без общения ставить людей на цель бесполезно.
Данияр Даутов: Может ли владелец бизнеса взять на работу сотрудника, опираясь только на этот тест?
Рифат Абдураманов: Конечно, нет! Тест на личностные качества важен, он на самом деле показывает более широкую картину по кандидату. Но уверяю вас, я видел сотрудников с не очень хорошим тестом, но при этом обалденно продуктивных. Таким просто нужно помогать.
Данияр Даутов: Значит ли это, что этот тест показывает нам своего рода риски, с которыми мы можем столкнуться?
Рифат Абдураманов: Точно! По крайней мере, мы будем знать о них. Тест показывает, в чем может быть у кандидата подвох, что от него ожидать.
Данияр Даутов: Могут ли все эти точки личностного теста как-то соприкасаться, или вообще каждая точка рассматривается отдельно?
Рифат Абдураманов: Каждая точка рассматривается отдельно, но в графике который мы получаем, нас больше всего интересует соотношение между этими точками. Эти соотношения мы называем «синдромами». В данном случае, это не медицинский термин. Таких синдромов на графике может быть порядка 60, которые очень сильно помогают нам, как в бизнесе, так и в личной жизни. Кстати, по одной из точек на этом графике можно выбрать себе супруга или супругу.
На нашем графике есть очень интересные синдромы - синдром эффективного человека, синдром не эффективного человека, синдром вруна, синдром манипулятора, синдром вора и другие.
Д. Скажите, можно ли человеку поднять эти низкие точки? Или с чем родился с тем и живи?
Рифат Абдураманов: Люди меняются и их личностные качества меняются вместе с ними. Но проходя обучение у нас, у человека есть возможность поднять свои личностные качества. Можно вытащить внимание, можно сделать человека более позитивным, можно подправить контроль, однозначно поднять точку уверенности. Точка уверенности поднимается с помощью знаний. В первую очередь стоит поднимать эти точки владельцу бизнеса.
Конкурс на 1 млн тенге – сертификат
Друзья, напоминаем Вам про конкурс, в котором мы разыгрываем сертификат на сумму 1 000 000 тенге, которым можно полностью, либо частично оплатить один из курсов обучения в компании HR-Капитал. Отвечайте правильно на вопрос и присылайте варианты ответов по What's App на номер: 8 777 555 01 55.
Вопрос. Какая самая главная точка на графике?
Автор проекта - Рифат Абдураманов, ведущий эфира - Данияр Даутов, кодировка в текстовый формат - Надежда Федорова.