Мажит Байтенов: Не боюсь быть разным
С начала 2000-х стиль Мажита Байтенова начал кардинально меняться с изобразительного на абстрактный. Последние годы, соединив национальную тематику с абстрактным экспрессионизмом, художник создает свои самые оригинальные картины, творчески отображая воздействие подсознательных импульсов
Мажит Садыкович, расскажите о своей категории в художественном рейтинге. Что она дает ее обладателю?
В 2009 г. основатель галереи "Ретро", искусствовед Надежда Полонская со словами: "У вас неплохая категория: 4-Б!", - показала мне московское издание Единого рейтинга художников советского и постсоветского периодов. Всего восемь категорий, присуждаемых Советом из 25 искусствоведов при Союзе художников России. Каждые пять лет Совет согласно показателям художника пересматривает категорию в лучшую или худшую сторону. Недавно, получив предложение о пересмотре, я отправил в Москву десять работ. Мне повысили категорию до 4-А ("состоявшийся профессиональный художник, востребованный художественным рынком"), это близко к третьей ("ведущие художники"). Первые две категории - у художников, живших более 100 лет назад. Сейчас доступна электронная версия книги.
В четвертой категории около 40 художников постсоветского пространства. Сертификат работает на мировом арт-рынке на русском и английском языках. Регулярно отслеживаемые Советом категории рейтинга стимулируют художников повышать уровень мастерства. Приобретая работу, коллекционеры ориентируются на рейтинг автора. Художник, зная ценовой диапазон своей категории, не ошибается в определении стоимости произведений, и покупателю его не обмануть.
Согласно рейтингу в каком ценовом диапазоне ваши работы сегодня?
Точно не скажу, слышал, что мое произведение 1989 г. из триптиха "Спасите Арал" было оценено в 37 миллионов тенге по нынешнему курсу. Тема гибели Арала была злободневной, писал по заказу председателя союза художников, работал тогда в реалистическом направлении. Одно полотно триптиха было приобретено Карагандинским областным музеем, два оставшихся я безуспешно пытался вернуть назад. Время было переходное, Советский Союз распадался, возможности вывезти произведения из города, где проходила выставка, не было. Много позже товарищи видели мои картины в одной частной галерее, вскоре они вновь исчезли. Одна из работ триптиха сохранилась у меня на фотографии: женщина с ребенком, полуразрушенные корабли.
Как начинался ваш творческий путь?
Тяга к искусству у меня от великого предка, жырау Байтен сала, я его потомок в четвертом поколении, родом из Баянаула. С детства часто слышал от окружающих: в тебе сидит художник, учись. И я учился: с 6 по 8 класс в художественной школе, в 1965 г. поступил в очень сильное Алматинское художественное училище им. Гоголя, в 1994 г. окончил художественно-графический факультет Карагандинского университета.
В 1973 г. вы первый в республике использовали изобразительные приемы декоративно-прикладного искусства в станковой живописи.
Да, так писала в своей статье основатель Карагандинского областного музея изобразительного искусства, ныне покойная Наталья Иванина, известный в мире искусствовед, академик. За работу "Кошары" она отметила меня как одного из ведущих художников Центральной Азии. На меня всегда оказывали сильное воздействие декоративные цвета курак корпе ручной работы. А началось все с идеи написать авангардную картину в двух-трех цветах, возникшей у меня при виде кошмы. Сейчас эта уникальная вещь находится в запаснике музея Кастеева напротив работы Айтбаева "Счастье".
В своей работе вы применяете как традиционные, так и авангардные приемы. Кто вам творчески ближе: традиционалисты или представители нью арта?
Трудно сказать, мне многие вещи нравятся. Я живописец и график, в 1975 г. участвовал во всесоюзных акварельных выставках, выставляться начал с 1973 г. Мы, семидесятники с разных областей, дружно съезжались на пленэры, где я общался с целой плеядой выдающихся художников: Айтбаев, Тогузбаев, Шарденов, Мамбеев. Из художников мирового уровня братьями по абстрактному искусству считаю Миро, Пикассо, Поллока. До сих пор удивляюсь, как авангардно мыслили более 100 лет назад Кандинский и Малевич.
Художнику надо жизнь изучать, смотреть вокруг, и не просто повторять, а вдохновляясь тем, что делали другие, создавать своё, новое. Я делаю только то, что мне по душе, хочется оставить потомкам что-то интересное, чтобы помнили: был такой художник, не топтался на месте, искал и нашел свой стиль. Хорошо, у нас сейчас свобода, не то что в советские годы - цензура, проверки. Помню слова посетительницы на персональной выставке 2005 года: "Какой вы разный!"
В чем специфика вашего стиля?
Я во многих стилях работал, с 1980-го по 2000-й писал декоративные картины национальной тематики. Хорошее было время, в советские годы правительство выделяло большие дотации, работали специальные фонды, дирекция художественных выставок закупала много работ. Только в 1976 г. с молодежных выставок в музей Кастеева попало 21 мое произведение! В то время я писал в близкой к Матиссу цветовой палитре. По оценке товарищей это был лучший период моего творчества. Согласен, красивые картины, но человеку свойственно меняться , люблю слово "прогресс". Развиваясь, ушел совсем в другое направление. Сейчас это творческие работы из подсознания, в них по-своему отражаю знаки тюркского мира. Работаю очень быстро, эскизы не делаю, они у меня в голове. Но дело не в скорости художника, просто Бог дал мне такую способность, хочется быстрее вытащить образ из подсознания и сразу писать на большом холсте. Мое подсознание свободно, последние картины рисую в технике "разбрызгивания" красок, растянув холст на полу.
Почему выбрали эту технику?
Сейчас много работаю акрилом - можно большие полотна писать. Это открытие сделал на кипрском Мировом симпозиуме художников в 2020 году, где участвовал в проекте мецената, коллекционера и прекрасного человека Суат бея Гюнсела. После Кипра большинство казахстанских художников перешли на работу акрилом, масло меньше применяем.
На Северном Кипре художники из Казахстана впервые почувствовали, что такое поддержка: большие холсты, отличного качества краски в неограниченном количестве - европейского, не китайского производства. А в Казахстане некому нас защитить, нет в стране Закона об изобразительном искусстве. Поддержку художников нужно поставить на государственный уровень, чтобы финансовый размах был, как в других республиках. Сколько лет бьёмся как рыба об лёд, чтобы выжить, заработать на холсты и краски, ведь нельзя простаивать, когда душа просит. Хорошо, я преподаватель, всё, что заработаю, на краски и уходит. С 2004 г. работаю на кафедре архитектуры и дизайна в Казахском агротехническом университете в Нур-Султане. Бывает, талантливые ребята попадаются, с ними интересно.
Спасибо за интервью.
Автор: Дина Дуспулова, арт-эксперт
Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook