ПРЯМОЙ ЭФИР

Мажит Байтенов: Не боюсь быть разным

С начала 2000-х стиль Мажита Байтенова начал кардинально меняться с изобразительного на абстрактный. Последние годы, соединив национальную тематику с абстрактным экспрессионизмом, художник создает свои самые оригинальные картины, творчески отображая воздействие подсознательных импульсов

Мажит Байтенов

Мажит Садыкович, расскажите о своей категории в художественном рейтинге. Что она дает ее обладателю?

В 2009 г. основатель  галереи "Ретро", искусствовед  Надежда Полонская со словами: "У вас неплохая категория: 4-Б!", - показала мне московское издание Единого рейтинга художников советского и постсоветского периодов. Всего восемь категорий, присуждаемых Советом из 25 искусствоведов при Союзе художников России.  Каждые пять лет Совет согласно показателям художника пересматривает категорию в лучшую или худшую сторону. Недавно, получив предложение о пересмотре, я отправил в Москву десять работ. Мне повысили категорию до 4-А ("состоявшийся профессиональный художник, востребованный художественным рынком"), это близко к третьей ("ведущие художники"). Первые две категории - у художников, живших более 100 лет назад. Сейчас  доступна электронная  версия  книги.

"Движение"

 

В четвертой категории около 40 художников  постсоветского пространства. Сертификат работает на мировом арт-рынке на русском и английском языках. Регулярно  отслеживаемые Советом категории рейтинга стимулируют художников повышать уровень мастерства. Приобретая работу, коллекционеры ориентируются на рейтинг  автора. Художник, зная ценовой диапазон своей категории, не ошибается в определении стоимости произведений, и покупателю его не обмануть.

Согласно рейтингу в каком ценовом диапазоне ваши работы сегодня?

Точно не скажу, слышал, что мое произведение 1989 г. из триптиха "Спасите Арал" было оценено в 37 миллионов тенге по нынешнему курсу. Тема гибели Арала была злободневной, писал по заказу председателя союза художников, работал тогда в реалистическом направлении. Одно полотно триптиха было приобретено Карагандинским областным музеем,  два оставшихся  я безуспешно пытался вернуть назад. Время было переходное, Советский Союз распадался, возможности вывезти  произведения из города, где проходила выставка, не было. Много позже товарищи видели мои картины в одной частной галерее, вскоре они вновь исчезли. Одна из работ триптиха сохранилась у меня на фотографии: женщина с ребенком, полуразрушенные корабли.

"Спасите Арал"

 

Как начинался ваш творческий путь?

Тяга к искусству у меня от великого предка, жырау  Байтен сала,  я его потомок в четвертом поколении, родом из Баянаула. С детства часто слышал от окружающих: в тебе сидит художник, учись. И я учился: с 6 по 8 класс в художественной школе, в 1965 г. поступил в очень сильное Алматинское художественное училище им. Гоголя, в 1994 г. окончил художественно-графический факультет Карагандинского университета.

"Натюрморт с маской"

 

В 1973 г. вы первый в республике использовали изобразительные приемы декоративно-прикладного искусства в станковой живописи.

Да, так писала в своей статье основатель Карагандинского областного музея изобразительного искусства, ныне покойная Наталья Иванина, известный в мире искусствовед, академик. За работу "Кошары" она отметила меня как одного из ведущих художников Центральной Азии. На меня всегда оказывали сильное воздействие декоративные цвета курак  корпе  ручной работы. А началось все с идеи написать авангардную картину в двух-трех цветах, возникшей у меня при виде кошмы. Сейчас эта уникальная вещь находится в запаснике музея Кастеева напротив работы Айтбаева "Счастье".

"Круговое движение"

 

В своей работе вы применяете как традиционные, так и авангардные приемы. Кто вам творчески ближе: традиционалисты или представители нью арта?

Трудно сказать, мне многие вещи нравятся. Я живописец и график, в 1975 г. участвовал во всесоюзных акварельных выставках, выставляться начал с 1973 г. Мы, семидесятники с разных областей,  дружно съезжались на пленэры, где я общался с целой плеядой выдающихся художников: Айтбаев, Тогузбаев, Шарденов, Мамбеев. Из художников мирового уровня  братьями по абстрактному искусству считаю Миро, Пикассо, Поллока.  До сих пор удивляюсь, как авангардно мыслили более 100 лет назад Кандинский и Малевич.

"Степная Мадонна"

 

Художнику надо жизнь изучать, смотреть вокруг, и не просто повторять,  а вдохновляясь  тем, что делали другие, создавать своё, новое. Я делаю только то, что мне по душе, хочется оставить  потомкам  что-то интересное, чтобы помнили: был такой художник, не топтался на месте, искал и нашел  свой  стиль. Хорошо, у нас сейчас свобода, не то что в советские годы - цензура, проверки. Помню слова посетительницы на персональной выставке 2005 года: "Какой вы разный!"

"Табун"

 

В чем специфика вашего стиля?

Я во многих стилях работал, с 1980-го по 2000-й писал декоративные картины национальной тематики.  Хорошее было время, в советские годы правительство выделяло большие дотации, работали специальные фонды, дирекция  художественных  выставок закупала много работ. Только в 1976 г. с молодежных выставок в музей Кастеева попало 21 мое произведение! В то время я писал в близкой к Матиссу цветовой палитре. По оценке товарищей это был лучший период  моего творчества. Согласен, красивые картины, но человеку свойственно меняться , люблю слово "прогресс".  Развиваясь, ушел совсем в другое направление. Сейчас это творческие работы из подсознания, в них по-своему отражаю знаки тюркского мира. Работаю очень быстро, эскизы не делаю, они у меня в голове. Но дело не в скорости художника, просто Бог дал мне такую способность, хочется быстрее вытащить образ из подсознания и сразу писать на большом холсте. Мое подсознание свободно, последние картины рисую в технике "разбрызгивания" красок, растянув холст на полу.

Почему выбрали эту технику?

Сейчас  много работаю  акрилом - можно большие полотна писать. Это открытие сделал на кипрском Мировом симпозиуме художников в 2020 году, где участвовал в проекте мецената, коллекционера и прекрасного человека Суат бея Гюнсела. После Кипра большинство казахстанских художников перешли на работу акрилом, масло меньше применяем.

На Северном Кипре художники из Казахстана впервые почувствовали, что такое поддержка: большие холсты, отличного качества краски в неограниченном количестве - европейского, не китайского производства. А в Казахстане некому нас защитить, нет в стране Закона об изобразительном  искусстве. Поддержку художников нужно поставить на государственный уровень, чтобы финансовый размах был, как в других республиках. Сколько лет бьёмся как рыба об лёд, чтобы выжить, заработать на холсты и краски, ведь нельзя простаивать, когда душа просит. Хорошо, я преподаватель, всё, что заработаю, на краски и уходит. С 2004 г. работаю на кафедре архитектуры и дизайна в Казахском  агротехническом университете в Нур-Султане. Бывает, талантливые ребята попадаются, с ними интересно.

Спасибо за интервью.

Автор: Дина Дуспулова, арт-эксперт

Поделиться публикацией :

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить

Новости партнёров

Загрузка...
Загрузка...