ПРЯМОЙ ЭФИР

Развитие творческих индустрий, как нового сектора экономики: миф или реальность Алматы?

Арт-эксперт Дина Дуспулова, искусствовед, автор проекта www.kzartinvest.com, размышляет о том, возможно ли в Алматы создать творческие индустрии, как новый сектор экономики. В чем сильные и слабые стороны таких кластеров и как мы, живя в Казахстане, можем использовать мировой опыт (Манчестер, Берлин, Москва, Рига) в развитии творческих кварталов

Фото: Фархат Кабдыкаиров

Взятый в стратегии «Алматы-2050» курс на усиление культурной политики города радует. Изменение экономики города за счет культуры - самый быстрый и оптимистичный способ. Выстраивание отечественной арт-индустрии поможет быстрее избавиться от сырьевой зависимости, потому что масштаб влияния культуры как инструмента, сопоставим с ролью нефти. Правильная культурная политика улучшит инвестиционный климат в Казахстане, поможет сбалансировать падение мировых цен на нефть.

Творческие индустрии, как новый сектор экономики на уровне муниципалитета, способен превратить город в культурную столицу Центрально-Азиатского региона. По словам акима Алматы, город уже стал центром креативных индустрий Казахстана. В нем сосредоточено почти 45% всех креативных предприятий страны.

Доля предприятий творческих индустрий в Алматы составляет пока лишь 6,3% от общего числа зарегистрированных предприятий. Это радио и телевидение, кинопроизводство, интернет-компании, производители мультимедийных продуктов, дома моды, коммерческий издательский сектор, дизайнерские агентства и так далее.

Фото: Андрей Переверзев

Крупные корпорации, как правило, порождают множество более мелких производителей, которые выполняют по их заказу разнообразную творческую работу. На них обычно и направлена муниципальная политика. Роль властей здесь подсобная, хотя и важная - создать благоприятные условия для развития творческих индустрий. Организации и независимые люди сами объединят мелких предпринимателей. Поддерживая начинающие (часто молодежные) творческие предприятия, городские власти могут решить множество социально-экономических проблем: трудоустройство, развитие городской среды, возрождение заброшенных районов. Одновременно обеспечивается постоянный приток новых сил и новаторских идей, необходимых для постиндустриальной экономики.

В чем же наши проблемы?

Во-первых, в Казахстане творческие индустрии существуют изолированно, разрозненно и не складываются в единый сектор творческой экономики. Профессиональное сознание творческих предпринимателей не позволяет им самим ощущать себя частью единой творческой сферы. Графический дизайнер, не видит своей связи с другими творческими профессиями, скажем, с производителем мультимедиа-продуктов или модельером.

Во-вторых, в Казахстане вопрос о развитии творческих индустрий открыт.  Власти мало верят в идею творческих индустрий как самостоятельного сектора экономики, то есть в возможность соединения культуры и коммерции. В этот сектор входят малые, микро-предприятия и индивидуальные предприниматели. Их отличает творческая энергия, восприимчивость к инновациям, гибкость и способность адаптироваться к изменчивой обстановке на рынке, они - производители продукции и услуг по индивидуальным заказам.

Читать также: Существует ли арт-бизнес и арт-инвестиции в Казахстане

Из-за отличия малых предприятий творческих индустрий от стандартного предпринимательства, к ним относятся как к экономически несерьезному сектору, но «креативность» сегодня - ключевое понятие мировой экономики.

Концепция творческих индустрий возникла на стыке культуры и экономики в Великобритании, признанном лидере в этой области.

Британская экономика нашла выход в перепрофилировании бывших промышленных городов. Вслед за Британией, творческие индустрии стали значимой отраслью в экономике многих стран. В канадской, австралийской, даже китайской моделях творческих индустрий речь идет о различной степени участия государства. Британская модель развития – базовая, с 1998 года творческие индустрии создают 112,5 млрд. фунтов стерлингов дохода (на Лондон приходится 77 млрд. фунтов), это более 5% ВНП страны. В этом секторе занято 1,3 млн. человек, объем его продукции вырос на 16% против 6% общего роста продукции во всех отраслях. Экспорт продукции данной сферы в торговом балансе страны составляет 10,3 млрд фунтов стерлингов, а производят и продают творческие индустрии по сути «воздух»: компьютерные и мультимедийные технологии, дизайн.

Фото: redok.ru Один из крупнейших арт-кластеров российской столицы в бывшем здании шоколадной фабрики «Красный Октябрь» 

Компьютерные технологии придают индивидуальному творчеству масштаб и характер «индустрии»- компьютерные издательские комплексы, технологии веб-дизайна, средства мультимедиа, электронная коммерция и т.д. Благодаря медийным технологиям и методам трансляции и тиражирования (полиграфия, видео, телевидение, мультимедиа, Интернет), культура в трансформированном виде становится достоянием очень широкой аудитории. Поэтому творческие индустрии – это медийная стадия, а не просто культура и искусство, но медийное пространство питается уникальными продуктами живой культуры, являясь ее оболочкой.

Из чего же складываются творческие индустрии? Креативная экономика включает следующие элементы:

  • крупные коммерческие предприятия - телевидение, издательства, звукозаписывающие фирмы или интернет-корпорации; 
  • малые и средние творческие предприятия, которые группируются вокруг туристической индустрии, крупных компаний, или складываются в городские кластеры; 
  • агентства-посредники между городскими властями и малыми творческими предприятиями. Они подсказывают властям как стимулировать развитие творческих индустрий и помогают творческим предпринимателям наладить бизнес; 
  • традиционные организации культуры — архивы, театры, библиотеки, музеи, концертные организации;
  • независимые профессионалы, которые мигрируют между этими секторами и образуют подвижную творческую среду

Для создания ситуации в Алматы, приводящей к желаемому результату, в задачи новой культурной политики городских властей входит:

- Перенос финансирования культуры из социального блока в блок развития. Культура в постиндустриальной экономике является огромным сектором жизни. Культурный досуг сегодня – такая же обязательная часть инфраструктуры, как дороги и электричество. После индустриализации у людей появляется много свободного времени, и город превращается в бизнес по обслуживанию досуга.

- Интересы города сегодня полностью совпадают с интересами художников. Культурная политика и искусство не могут существовать друг без друга. Мэрия должна содействовать профессиональным арт-институциям в создании условий для развития, чтобы они попадали в грантовые конкурсы, фестивали.

Отрадно, что на 2020 год акимат Алматы собирается выстраивать «событийный ряд крупных культурно-зрелищных, массовых спортивных мероприятий». Назрел вопрос проведения 1-вой Международной Алматинской Биеннале, 2020, (International AImaty Biennial), ведь чтобы прозвучать на весь мир и городу, и художнику нужны такие события, чтобы в музеи и на концерты стояли очереди.

- Через развитие творческих кластеров город обретает свое лицо и быстро становится известным, решается проблема нехватки туристов. Использование мирового опыта (Манчестер, Берлин, Москва, Рига) в развитии творческих кварталов для «оживления» серого городского ландшафта должно стать приоритетом социально-экономической политики на муниципальном уровне в Алматы. Сгруппированные, творческие кластеры могут стать частью инфраструктуры туриндустрии. Реализация продукции и услуг малых предприятий творческих индустрий окажут влияние на инфраструктуру туризма и отдыха, будут развивать сеть сувенирных магазинов, маленьких художественных галерей, кафе, ресторанов, клубов и т.д.

Как внедрить в умы людей идею нового экономического статуса творческих индустрий?  Это возможно, если развитие творческих индустрий является осознанным приоритетом политики городских властей. Для успешной реализации такого рода городских проектов требуется:

- продуманная система поддержки, в том числе: льготная аренда, система малых кредитов, венчурные инвестиционные фонды и т. д., а также постоянное консультирование небольших компаний по вопросам ведения бизнеса.

- наличие специальных агентств-посредников между сообществом творческих предпринимателей и городскими властями.

Автор: Дина Дуспулова, арт-эксперт

Поделиться публикацией :

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить

Новости партнёров

Загрузка...
Загрузка...