ПРЯМОЙ ЭФИР

Почему в 2030 году у вас не будет гаджетов

Нас все больше затягивает в ловушку программного обеспечения, которое используем, но которым не владеем. С его помощью компании диктуют нам, когда наши устройства устареют и за сколько можно получить доступ к новым функциям. Не так важно, покупаете вы или арендуете гаджеты. Именно программное обеспечение будет структурировать их использование

Фото: Pexels

Журналистка Gizmodo Виктория Сонг в своем материале показывает, что безграничный выбор технологий — лишь иллюзия. На самом деле, мы все больше попадаем в зависимость от проприетарного программного обеспечения. Вместе с Вектор предлагаем адаптированный перевод текста.

Арендовать гаджеты и быть счастливым

Раньше владеть вещами было просто. Выбрали интересующий товар в магазине, заплатили за него, забрали домой и делаете с ним что хотите. Но больше это так не работает. А к 2030 году технологии достигнут той точки развития, где сама идея владения объектами покажется нам устаревшей.

Многие пишут, что миллениалы менее заинтересованы во владении вещами, чем их предшественники. Если бумеры десятилетиями стремились жить не хуже соседей, то миллениалы якобы больше ценят впечатления, а не товары. В этом есть доля правды, но сдвиг от продуктов к услугам наметился намного раньше.

В 2016 году Всемирный экономический форум (ВЭФ) опубликовал в Facebook видео с восемью прогнозами на 2030 год. «У вас ничего не будет. И вы будете счастливы. Вы сможете арендовать все, что пожелаете. И это доставят вам дроном», — говорилось в нем.

В статье о прогнозах на 2030 год, опубликованной в Forbes перед ВЭФ-2016, утверждается: «Все, что вы считали продуктом, теперь стало услугой. У нас есть доступ к транспорту, жилью, еде и всему необходимому для повседневной жизни. Одна за другой эти вещи стали бесплатными, так что в итоге нет смысла владеть многим».

Формулировки ВЭФ чересчур оптимистичны, но это именно то будущее, куда мы стремительно движемся. Я арендую свою квартиру, а значит, и всю бытовую технику в ней. Если бы я хотела, то могла бы арендовать и мебель, и одежду. Конечно, у меня есть свой компьютер и телефон, но многие используют корпоративные или арендованные гаджеты. Я люблю готовить и делать покупки, но могу также подписаться на доставку продуктовых наборов и забыть об этом вообще. Мне даже не понадобятся тостеры, рисоварки, блендеры, фритюрницы или что-либо еще, кроме микроволновой печи. Для поездок есть Citi Bike, Uber и Zipcar.

Вы можете удивиться — и в чем здесь проблема? Потребительство утомляет. Владение жильем — больше не прекрасный идеал. В некотором смысле проще не владеть вещами. У вас меньше обязательств и ответственности. Вы можете уйти, когда захотите. У этого есть свои плюсы, но есть и большие минусы.

Вы не владеете программным обеспечением, которое используете

Когда у вас ничего нет, вы продаете автономию ради удобства. Достаточно просто посмотреть на интернет вещей, чтобы заметить трещину в этой истории.

Например, недавняя ситуация с беговыми дорожками Tread+ от Peloton. Компания отозвала тренажеры после того, как множество детей, домашних животных и взрослых травмировались на них. Причиной по крайней мере некоторых травм стало непреднамеренное включение беговой дорожки. В качестве решения Peloton выпустила обновление программного обеспечения Tread Lock. Теперь, чтобы воспользоваться тренажером, нужно ввести 4-значный пароль. Tread Lock доступен только пользователям с подпиской на видеотренировки компании. Ее стоимость — $39 в месяц.

Peloton беговая дорожка

Однако бурю в интернете спровоцировал другой аспект обновлений. Ранее обладателям Tread+ была доступна функция Just Run. С ее помощью они могли использовать тренажер как обычную беговую дорожку, не занимаясь по видеотренировкам Peloton. В связи с последними обновлениями эта функция также стала доступной лишь по подписке. В итоге Peloton решила предоставить всем владельцам Tread+ три бесплатных месяца подписки. В это время компания собиралась работать над тем, чтобы функции Tread Lock и Just Run стали доступны абсолютно всем пользователям.

Вероятно, большинство владельцев Tread+ даже не рассердились. Но были и те, кто возмутился. Действительно, заплатив $4000 за беговую дорожку, ты должен иметь право использовать ее как угодно. Кем себя возомнила Peloton, чтобы менять правила?

В современных реалиях, покупая гаджет с проприетарным ПО, вы платите только вступительный взнос. Такое ПО находится в собственности авторов и правообладателей. Именно они владеют исключительным правом на его использование и модификацию.

Их, а не ваши условия использования устройств

Когда все сдается в аренду, вы соглашаетесь на жизнь на чужих условиях. В 2020 году Sonos решила больше не поддерживать свои старые колонки. Многие из них все еще работали. Это возмутило пользователей. Они решили, что разовая покупка позволяет им полностью владеть своими устройствами. В реальности они покупали не колонки, а доступ к сервисам Sonos. Компания фактически сдавала им оборудование в аренду.

Еще одна компания с подобными практиками — это производитель фитнес-трекеров Whoop. Он отправит трекер вам бесплатно, потому что понимает: продукт — это не трекер, а приложение за $30 в месяц.

Фитнес-браслет Whoop

Для работы гаджетов нужны серверы. Они стоят денег. Единоразовая оплата не поможет компании удержаться на плаву. Вот почему существует запланированное устаревание техники. Вот почему Apple нацелилась на сервисы в 2019 году, Fitbit создала премиальный уровень подписки, а Netflix борется с обменом паролями между пользователями. По этой же причине развлекательные компании запускают стриминговые сервисы вместо лицензирования своего контента на Hulu.

Когда оборудование — это только сосуд для программного обеспечения, а не полезная сама по себе вещь, вы ничего не решаете. Это компания определяет, когда прекратить выпуск важных обновлений и что вы будете делать с устройством после его «смерти».

Еще до прекращения поддержки Sonos предложила пользователям отдавать устаревшие гаджеты на переработку. В обмен они получали скидку на покупку новых устройств. Эта upgrade-программа называлась Trade Up. Раньше люди оставляли ненужные вещи пылиться в подвале, выставляли на продажу, дарили или выбрасывали. Однако, чтобы получить скидку от Sonos, ​​пользователям пришлось превратить свои устройства в куски пластмассы.

Чтобы отдать гаджеты Sonos на переработку, юзерам следовало включить на них Recycle Mode. Это особая 21-дневная программа, которая навсегда перемещала колонки с серверов Sonos в черный список. После этого у владельца оставалось два пути: отправить устройство в Sonos или сдать его сертифицированному переработчику техники. Конечно, куда экологичнее было бы его продать или модернизировать гаджет. После негативной реакции пользователей Sonos отменила эту схему.

колонка Sonos

В итоге компания предложила пользователям четыре сценария действий со старым оборудованием. Однако подтасовывала карты так, чтобы удобно было выбрать только один. Пользователи могли:

- просто избавиться от всех своих устаревших устройств;

- поучаствовать в upgrade-программе Trade Up и получить скидку на новые гаджеты (необязательно избавляясь от старых с помощью Recycle Mode);

- просто продолжить использовать колонки, учитывая, что со временем Sonos перестанет предоставлять обновления безопасности;

- разделить старые и новые колонки на две группы, ведь новое приложение Sonos не поддерживает старые устройства.

Второй вариант кажется наиболее целесообразным, если вы, конечно, хотите и дальше пользоваться услугами Sonos. На самом деле, ваш выбор — это обновить устройство сейчас, позже или уйти.

Таковы реалии мира, ориентированного на услуги. Теперь компании устанавливают правила, а потребители вынуждены выбирать меньшее из зол. Интернет теперь считается ценностью, и мы не можем вернуть подключенные устройства обратно в ящик Пандоры. Возможно, сейчас вы еще можете соскочить, но такой выбор становится все более неэффективным.

DMCA как корень проблемы

Можно проследить истоки этой ситуации в Разделе 1201 Закона об авторском праве в цифровую эпоху (DMCA). Согласно ему, незаконным считается обход «цифровых замков», защищающих проприетарное программное обеспечение компаний.

Вот почему Big Tech может аннулировать вашу гарантию, если вы перепрошьете устройство, или заставить вас заплатить больше за ремонт сломанного гаджета в авторизованном сервисном центре. Активисты отстояли некоторые исключения из DMCA за последние десятилетия. Однако они всегда отстают: Бюро авторского права США рассматривает новые исключения каждые три года. А это очень большой срок в мире технологий.

Утопический идеал будущего от ВЭФ не может реализоваться, пока у кого-то есть законное право владеть идеями. Компании десятилетиями утверждали, что владеют программным обеспечением, а у вас есть только лицензия на их оборудование.

Допустим, у вашего будущего умного дома будет своя электронная почта и операционная система. Что будет, если компания-производитель выпустит обновление, которое вам не понравится? Что будет, если она удалит функцию, которую вы любите и часто пользуетесь?

Переход с iPhone на Android, с Google Assistant на Amazon Alexa или с macOS на Windows — это уже боль. Теперь представьте, каково это — поменять систему для всего вашего дома и всех подключенных устройств в нем. Ваших термостатов, холодильников, лампочек, фоторамок, телевизоров, кроватей и всех тех устройств, которые мы еще не изобрели. У некоторых людей хватит силы воли, чтобы это сделать. Но большинство, вероятно, остановится на самом простом варианте.

Наглядный пример: недавно я переехала в новую квартиру. Она расположена в элитном здании с удобствами (спасибо за это расценкам на жилье во время пандемии). Я получаю электронные письма всякий раз, когда приходят посылки и когда кто-то их забирает. У меня есть брелок, который дает доступ к разным частям здания. Плюс не менее семи отдельных приложений для управления дверями, резервирования места в бассейне, оплаты аренды, запросов на техническое обслуживание и доступа к минисоцсети для жителей дома. Это все очень удобно. А потом уже не очень.

Однажды брелок для входа и выхода из гаража сломался. Мы с мужем оказались в ловушке. У нас были две опции: дождаться, пока кто-нибудь нас найдет, или обратиться за помощью к обслуживанию. Я решила ждать, а муж пошел за подмогой. В итоге он застрял в лифте, опять же, из-за неисправных брелоков. Добрых полчаса мы были каждый в своей ловушке. Оставалось надеяться, что обслуживающий персонал в конце концов нас найдет.

Это суровое напоминание того, что плата за аренду дает нам только временный доступ в здание. Мы не контролируем то, будут ли брелоки давать нам доступ в тренажерный зал, бассейн, служебный лифт, наружные ворота, боковые двери или места общего пользования. Также управляющая компания может отключить нас от приложений для оплаты аренды, запросов на техобслуживание или предоставления доступа в здание друзьям и семье. Но в этом вся загвоздка аренды, не так ли? Если купишь дом, то уж точно будешь свободен от этой чепухи? Лишь в какой-то степени.

В будущем после покупки дома вам, вероятно, придется арендовать ПО для управления им. Вы, опять же, не сможете влиять на обновления от компании и функции, которые она убирает. Даже если захотите продолжать использовать дом таким, как он есть.

Возможно, у вас даже не будет права самостоятельно сделать ремонт, починить свою умную стиральную машинку или выбрать мастерскую, которая это сделает. Достаточно взглянуть на John Deere, Apple и General Motors. Вы можете отремонтировать продукты этих компаний, только если купили их в авторизованных магазинах.

Это все звучит ужасно, только если вы думаете о принципах. Гораздо легче принимать решения, когда кто-то ограничивает опции, из которых вы можете выбирать. Нетрудно закрыть глаза на проблему, если так ваша жизнь станет немного проще. Разве не каждая технологическая компания утверждает, что пытается упростить нашу жизнь? Она и так достаточно трудна, а проживание в доме, который позаботится обо всем сам…. Кто к 2030 году скажет, что это не то, чего мы все хотим?

Поделиться публикацией :

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить

Новости партнёров

Загрузка...
Загрузка...