ПРЯМОЙ ЭФИР

Коронакризис: что поможет Казахстану восстановить экономику

Об этом рассуждали казахстанские и российские экономисты в рамках онлайн круглого стола

Как помочь населению и бизнесу пережить карантин? Где взять деньги на преодоление кризиса? Оправдано ли повышение налогов в кризис? На эти вопросы ответили известные экономисты и бизнесмены. Редакция Business FM приводит основные тезисы спикеров.

Еркин Татишев, председатель совета директоров Kusto Group: За второй квартал периода активной фазы пандемии в мире и в частности в Казахстане, бизнес пострадал по-разному, при этом «бессимптомных носителей» нет – есть легкие, средние и тяжелые «пациенты». Я веду бизнес в 10-ти странах мира: у нас много сотрудников, заразившихся COVID-19, а когда болеют люди, болеет и бизнес. Казахстан сейчас находится в активной фазе вирусного шторма. На днях KPMG опубликовала отчет о последствиях коронакризиса за последнее полугодие, в котором написано, что 90% предпринимателей просят поддержку в виде налоговых каникул. Однако, на днях правительство озвучило намерение повысить налоги, нанеся «убийственный удар» по всему бизнесу. Стоит отметить, что многие «скрытые» налоги уже ввели. Это вызывает большую тревогу среди всего бизнес-сообщества.

Следующая проблема, с которой сталкиваются бизнесмены на протяжении последнего десятилетия – финансирование. Банки перестали быть драйвером экономики в сфере активного финансирования. В РК для сектора МСБ процентные ставки составляют 18-20% годовых. На мой взгляд, активной зоной финансирования должен быть корпоративный, МСБ сектор, но как показывает статистика – их доля равна потребительским кредитам.

И, пожалуй, самый острый вопрос, который не дает развиваться предпринимательству – бюрократия. Несколько лет теряют бизнесмены, чтобы открыть бизнес, проходя бесконечные бюрократические цепочки. При этом время – ценный ресурс для предпринимателей, который нужно использовать рационально.

Конечно, проблем гораздо больше, но я постарался озвучить «базовые» от лица всего бизнес-сообщества страны, которые требуют незамедлительного решения.

Рахим Ошакбаев, экономист, директор Центра прикладных исследований Talap: Как стимулировать восстановление экономики Казахстана в условиях коронакризиса? Конечно, очевидного ответа на этот вопрос нет, так как мы не можем предложить один «рецепт», обстрагировавшись от текущей эпидемиологический ситуации в стране и специфики политического транзита. Предлагаю предлагать комплексные решения. В первую очередь, нужно учесть, что мы не сможем решить экономические проблемы страны, пока не поймем, как будем справляться с пандемией коронавируса. К сожалению, официальная статистика заболевших не отражает точную картину. Цифры по количеству инфицированных COVID-19 занижены в несколько раз. Человеческая жизнь важнее экономики, поэтому мы должны бросить все ресурсы на спасение жизней и здоровья населения.

Второй момент – качество госуправления. Государство не справляется даже с базовыми функциями. Требуется серьезная перезагрузка системы. Есть хорошие программы по реформам, но нет хороших исполнителей. У нас действует карьерный принцип при рекрутировании госслужащих на ключевые позиции. Может не самое подходящее время, но нужен совершенно новый состав в госуправлении: плеяда из частных корпоративных управленцев, которые репутационно чисты, обладают хорошими навыками и никак не связаны с предыдущим составом правления.

Следующим основным фокусом в перезагрузке экономики выступает та часть населения, которая потеряла работу. Официальный показатель безработицы не отражает действительную реальность. Нужно поднимать вопросы эффективности социальной политики. Суть модернизации этой политики в условиях ограниченных ресурсов должна заключаться в точном определении тех лиц, которым действительно нужна эта поддержка.

Не менее острый вопрос закредитованности населения поднимается крайне редко. По оценке центра Talap, на конец прошлого года свыше 1 млн казахстанцев не могли выплатить обязательства по кредитам свыше 90 дней. Конечно, после коронакризиса эта цифра увеличится. Единственный выход разрубить этот «гордиев узел» - принять закон «о банкротстве физических лиц».

Олжас Худайбергенов, экономист: С точки зрения санитарных норм нынешний карантин «средней жесткости» - это оптимальный выбор.  Строгий карантин мы себе позволить не можем, а слабый уже нельзя вводить с учетом эпидемиологической ситуации. Это относится к санитарным мерам. Что касается экономических мер, в этот раз бюрократия очень сильно дала о себе знать. Бюрократия привела к тому, что, к примеру, по сельскому хозяйству президент озвучил поручение 31 марта, а деньги пришли в начале июня.

В условиях кризиса важна быстрая скорость решений. Сегодня президент сказал - через три дня деньги довели куда надо. Сейчас, к сожалению, система госуправления не показывает такой скорости. Если деньги идут до конечного пункта по три месяца, то бизнесмен за это время простоя теряет больше, чем получает от государства, в итоге сама мера поддержки не слишком компенсирует допущенный ущерб.

Помимо бюрократии присутствует фактор боязни ответственности. Чиновники боятся оперативно принимать самостоятельные решения, думая, что, когда все закончится – их посадят за несогласование тех или иных действий. Чиновники ждут «бумажек сверху». Однако, текущая ситуация требует принятия быстрых решений. Возьмем к примеру ситуацию с дефицитом лекарственных средств. На сертификацию уходит порядка 40 дней, при этом можно было сделать «зеленый коридор», учитывая текущую эпидемиологическую ситуацию. Процедуру разового ввоза одобрили лишь на этой неделе.

Что касается выплат: у нас были выплаты 2 месяца, потом прекратились. В некоторых странах были выплаты до июля, в некоторых до декабря. Я думаю, что имеет смысл сделать спецвыплаты для тех отраслей, которые вынужденно закрыты. Логика запрета в том, что, когда человеку запрещают что-то делать, ему должна даваться альтернатива. Если нет ни дохода, ни спецвыплат - это не очень правильная ситуация. И вот сейчас, когда на две недели ввели карантин, и если карантин продлят, я считаю, что обязательно надо вводить выплаты для тех отраслей, которые не могут работать.

Сергей Гуриев, профессор экономики парижской Школы политических наук: Вопрос в том, какие цели надо ставить перед социально-экономической политикой сегодня. Конечно, в первую очередь это сохранение жизней. Если эпидемия выходит из-под контроля, это приведет к катастрофическим экономическим последствиям. Такая проблема уже наблюдается во многих сферах в Казахстане.

Этот кризис закончится в течение полугода-года с эпидемиологической точки зрения. Но это не последняя пандемия: мир сегодня настолько глобализован, что мы, наверное, увидим новые эпидемии. И поэтому очень важно, чтобы школьники, которые учатся в маленьком городе или деревне, продолжали учиться во время карантина. Возможности казахстанцев сильно разнятся в зависимости от места рождения. Если вы родились в Алматы или Нур-Султане, у вас гораздо больше возможностей с точки зрения построения карьеры, и с точки зрения доступа к образованию. Правительство должно думать о развитии человеческого капитала вне этих городов. Абсолютно всем нужен доступ к современным технологиям.

Для борьбы с эпидемией, в том числе в такой острой фазе, как сейчас, нужна правильная, честная статистика. Мы видим, что никто в Казахстане не верит в официальные данные, все видят, что вокруг них умирают, болеют люди. И это то, в чем статистика запаздывает. Конечно, сознательная борьба с эпидемией возможна, только когда вы получаете правильную статистику и реагируете на нее адекватным образом. Это то, в чем многие развитые страны работают лучше, чем развивающиеся. И это как раз объясняет, почему во многих развивающихся странах есть огромный риск второй волны эпидемии.

По прогнозу Международного валютного фонда, казахстанская экономика сократится в этом году на 3% и восстановится в следующем году тоже на 3%. Но МВФ может недооценивать масштаб эпидемии, и поэтому ситуация может быть еще более тяжелой. Если у вас есть большой экономический шок, то это не время затягивать бюджетный пояс, не время экономить деньги. Необходимо помочь экономике, чтобы она восстановилась как можно скорее. При относительно невысоких ценах на нефть это означает, что у Казахстана будет дефицит бюджета. Конечно, есть соблазн для борьбы с дефицитом бюджета повысить налоги. Но это будет крайне опасным решением, потому что у вас и так есть рецессия.

Бороться с рецессией можно только мягкой денежной и кредитной политикой. Рецессия - это время снижения ставок и снижения налогов. Если повысить налоги сейчас и убить бизнес, можно получить ситуацию, когда вы эти налоги все равно не соберете. Потому что их некому будет платить.

У Казахстана есть нефтяной национальный фонд. Он создавался на черный день. Этот черный день настал, и необходимо тратить деньги из Нацфонда сегодня. Сколько бы это ни стоило.

Если сказать обобщенно, то вся ситуация в денежной политике страны – сложная. В Казахстане есть очень много каналов передачи денег в экономику не через банки, а через самые разные программы субсидируемых правительством денег. И если по какой-то программе вы получаете деньги по нулевой или по заниженной ставке, это означает, что всем остальным Нацбанк должен предоставлять деньги по завышенной ставке, чтобы бороться с инфляцией.

Неравенство правил игры в такой экономике, как Казахстан, определяет, что если кто-то имеет хорошие связи с государством, то он может получать деньги через эти субсидируемые каналы, а все остальные будут получать деньги по ставке не только 9,5%, но и 15-20%. Это системная проблема, с которой можно бороться только выравниванием правил игры, предоставлением одинаковых условий для разных предприятий.

Андрей Мовчан, CEO Movchan's Group: Пандемия коронавируса во всем мире подходит к финалу, но в Казахстане мы наблюдаем обратную ситуацию. Видимо, сейчас в правительстве Казахстана ощущение от пандемической угрозы несколько преувеличено, просто потому что вы находитесь на пике эпидемии. Есть ощущение, что через два-три месяца вопрос тотальных карантинов отпадет. Возможно, через год будут вакцины, и к середине следующего года этот вопрос уже не будет таким острым.

Если говорить о том, чтобы я стал предлагать Казахстану, будучи неким абстрактным экономическим советником, я бы начал с вопроса, где взять средства для того, чтобы обеспечить сейчас поддержание ликвидности казахстанского бизнеса и населения. Единственный разумный ответ - это внешние заимствования. У Казахстана не очень большой госдолг - около 20% от ВВП. В принципе, его можно удвоить и даже утроить без большой опасности. Тем более на сегодняшнем мировом рынке ставки очень низкие, стремятся к нулю и у развивающихся стран. У Индонезии примерно похожее положение с точки зрения нефтяных доходов. Индонезия откровенно идет на увеличение госдолга, чтобы поддержать свой бизнес. Делает это очень красиво, хотя и достаточно нагло: Центробанк выкупает долги правительства напрямую на большую сумму. Казахстан тоже мог бы увеличить госдолг, использовать эти средства для адресных программ. Бессмысленно в Казахстане сейчас разбрасывать деньги, потому что в рамках региональной экономики очень большой соблазн будет вывести деньги за рубеж к внешним инвестициям, к размещению этих денег в более спокойных территориях. Удачные примеры таких действий были в Германии и Швейцарии, а плохие примеры - в России: адресные кредиты раздавались не совсем тем, не совсем тогда и не совсем в том объеме. В Европе гарантии по кредитам давало правительство, а банки не брали на себя практически никакого риска – такие меры оптимальны и для Казахстана.

Если посмотреть на макроситуацию в Казахстане, на соотношение бюджета и ВВП, и я понимаю, вопрос качества ВПП тоже стоит - насколько этот ВВП, грубо говоря, дутый... На сегодня, по моим сведениям, в бюджете порядка 50% - это 30-35 крупнейших компаний. И это очень большая концентрация. Порядка 80% из этого - нефть и газ. Возникает вопрос: а почему Казахстан не идет по пути ОАЭ - на привлечение массивных иностранных инвестиций? С созданием МФЦА «Астана» был сделан первый шаг, но этого недостаточно.

Ораз Жандосов, директор центра экономического анализа «Ракурс»: Казахстан находится в эпидемиологическом кризисе, при этом с финансовой точки зрения – это не такие большие расходы, вопрос заключается в качестве госуправления.

Экономика Казахстана – двухкомпонентная: крупные сырьевые компании и госкомпании, которые на сегодняшний день особых сложностей не испытывают. Больше всего пострадал микро и малый сектор, поэтому меры поддержки государства должны быть четко таргетированными.

Нужно использовать Нацфонд, так как он был создан для этих целей. Конечно, в последнее время начальное разделение между сберегательной и стабилизационной частью стало размытым, но стабилизационная часть Нацфонда должна быть использована автоматически в любом случае.

Автор: Жади Есенгелди

Поделиться публикацией :

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить

Новости партнёров

Загрузка...
Загрузка...