ПРЯМОЙ ЭФИР

Жанболат Мамай: культурный код казахского народа - любовь к свободе

Гостем программы «Хулиганы на Business FM» стал даже не хулиган – бунтарь. Аян Шарипбаев и Дана Орманбаева пригласили в Media Café журналиста и общественного деятеля Жанболата Мамая. Осенью прошлого года он заявил о планах создания новой политической партии.

Вы можете прослушать подкаст программы  «Хулиганы»:

Жанболат Мамай. Фото: личный архив

Жанболату Мамаю 31 год, он женат на известной журналистке Инге Иманбай, вместе они воспитывают двоих детей. Руководил студенческим дискуссионным клубом «Рух Пен Тiл». Освещал события в Жанаозене, поддерживая бастующих. В 2012 году, после столкновений нефтяников с полицией, против него было возбуждено уголовное дело о «социальной розне».  Был главным редактором независимой газеты «Саяси калам. Трибуна». Был осужден, получив три года ограничения свободы с конфискацией имущества и запретом заниматься журналистской деятельностью на этот же срок. Автор документальных фильмов на историческую тематику. Уже вышли ленты о голодоморе и сталинских репрессиях 1930-х годов, готовится фильм о массовых восстаниях против принудительной коллективизации.

Дана Орманбаева, Жанболат Мамай, Аян Шарипбаев. Фото: личный архив

Жанболат, как вы думаете, что является самой важной политической проблемой?

- Необходимость реальных политических реформ в стране. Нужны изменения в Закон «О политических партиях», «О политических шествиях и митингах», освобождение политических заключенных. Это реальные реформы, которые на повестке дня.

Как вы реагируете на людей, чье мнение разнится с вашим?

- Совершенно спокойно. После того, как мы объявили о создании новой политической партии, появились критики - и я к ним спокойно отношусь. Мы будем доказывать чистоту помыслов реальными делами. Сейчас, наоборот, появилось большое  количество сторонников, которые нас поддерживают. За пару недель мы собрали более двух тысяч членов инициативной группы, готовых вступить в нашу партию. У нас есть сторонники в 15-ти регионах страны, в Алматы и Нур-Султане, готовые бок о бок менять нашу страну. Есть, конечно, люди, которые критикуют, говорят, что мы – провластный проект. Но сторонников все равно больше и мы хотим реальных перемен.

Вы придерживаетесь либеральной повестки?

- Конечно. Демократической, либеральной.

А как насчет идей правого толка, которые мы временами слышим. Возможет ли союз либерального Жанболата Мамая с другими политическими силами?

- Я не исключаю, потому что у нас в Казахстане нет политических сил правого толка, левого, центристского – в классическом понимании. Не сложилось таких традиций. У нас монополия на политическую деятельность. Мы готовы взаимодействовать со всеми, кто хочет реальных реформ и перемен.

Политика – дело затратное и требует ресурсов. Если не секрет – кто вас финансирует?

- Этот вопрос задают часто. Есть люди, которые живут здесь, в Казахстане, занимаются бизнесом.  Предприниматели среднего уровня - они нам реально финансово помогают. Но у нас и нет очень больших затрат. Центральный штаб демократической партии занимает 36 квадратных метров и расположен в арендованном помещении в спальном районе Алматы. Все люди, которые находятся в оргкомитете – волонтеры. Мы не платим зарплату. Единственные расходы, которые были – поездки в регионы.

Верно ли я понимаю, что ваш основной инструментарий – соцсети?

- Верно, официальные СМИ нас не допускают. Но среди нас есть опытные журналисты, политики, СММ-щики. Я сам – профессиональный журналист, редактор. С Аяном Шарипбаевым мы работали бок о бок в независимых изданиях.

По образованию вы филолог. Где учились журналистике?

- Своими учителями я считаю Мухтара Шаханова и Рыспека Сарсенбай. Один дал мне старт в общественной деятельности, другой в журналистке. В 2007 году я познакомился с известным казахским писателем Мухтаром Шахановым. Мы организовали студенческий молодежный дискуссионный клуб «Рух Пен Тіл» имени Мухтара Шаханова. В это же время я стал публиковаться в одном из старейших изданий Казахстана - газете «Жас Алаш». Мы собрали  10 тыс. подписей среди студентов Алматы с требованием, чтобы заседания правительства проходили на государственном языке и отправили его Рыспеку Сарсенбай. Он его опубликовал и позже пригласил меня на работу. Мне было двадцать лет, я был студент третьего курса. Конечно, это драйв, возможно даже максимализм. Когда ты уже входишь в эту стезю, остановиться невозможно.

В вашей жизни был период, когда вы буквально не вылезали из спецприемников. Расскажите, когда вы впервые попали туда.

- В 23 года в Жанаозене я активно освещал забастовку нефтяников, несколько раз приезжал туда с режиссером Булатом Атабаевым. Также я летал в Москву, принимая участие в митинге в защиту нефтяников. По прилету в Алматы меня «закрыли» на 10 суток по надуманному обвинению. Было не страшно, но неприятно. Так я прошел первую школу оппозиционного активиста. Думаю, в Казахстане невозможно представить человека, который был бы оппозиционером и не сидел в спецприемнике.

Болат Атабаев на митинге нефтяников Фото: socialismkz.info

Откуда такой дух бунтарства? В детстве он как-то проявлялся? Много дрался в школе?

- Нет, такого не было. Наверное, привилось через отца, который много читал оппозиционные газеты.

Сейчас люди просто не ходят на выборы. Доверие власти к народу низкое. Как вы думаете, как заставить людей голосовать? Что нужно сказать?

- Говорить ничего не надо, надо делать. Проводить честные выборы, регистрировать независимые политические партии, не давить на оппозиционных активистов. Давайте реальную конкуренцию и люди пойдут, каждая партия будет тянуть свой электорат.  На это нужна политическая воля. Поэтому я сказал в самом начале, что главное сейчас – реформы. Мы создаем политическую партию – это реальный тест на готовность власти к реформам.

Американец Клотер Рапай  — специалист в области маркетинговых исследований, написал книгу «Культурный код». В ней он пишет, что по мере того, как мы становимся гражданами этого глобального мирового сообщества, каждый из нас — как и каждый бренд — не должен забывать о местечке, откуда он родом. А что лежит в основе культурного кода Казахстана?  

- Да, я читал эту книгу, она есть в моей библиотеке. Думаю, что культурный код казахского народа - любовь к свободе. У нас достойнейшие сыны, которые работают по всему миру, в Америке, в Google. Но если бы была свободная страна и они могли себя проявить, думаю, мы бы сделали рывок вперед.

Есть ли в Казахстане свобода слова? На этот вопрос гости нашей программы отвечают по-разному. Что вы думаете?

- Я думаю, что нет. Я был главным редактором газеты «Трибуна» и был осужден, по сей день нахожусь под пробационным контролем. Я до сих пор невыездной, но очень много общаюсь, каждый день выхожу в прямой эфир. Нам не хватает качественный аналитических СМИ, просветительских проектов. -

Каких амбиций больше - политических или управленческих, профессиональных?

- Сейчас я хочу сделать политическую карьеру. Создать политическую партию, став мотором перемен в стране.

Оруэлл написал знаменитое эссе, в котором утверждал, что национализм – это вера в то, что наша страна и люди превосходят других. А патриотизм - выражение любви к Родине. Что такое патриотизм для вас?

- Это любовь к Родине и готовность жертвовать свободой и даже жизнью ради родной страны. Сейчас я рассказываю о важных исторических событиях в нашей истории. Ровно год назад, 30 января, мы презентовали фильм о голодоморе «Зулмат», получив огромный резонанс. После него я сделал еще один документальный фильм о сталинских репрессиях. И сейчас я буду работать над новым проектом о массовых восстаниях против принудительной коллективизации. Это тоже важный этап нашей истории.

Поделиться публикацией :

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить

Новости партнёров

Загрузка...
Загрузка...