ПРЯМОЙ ЭФИР

Рашид Сулейменов, режиссер: «Зеркала» - кино об автомобильных ворах и не только

31 октября выходит в прокат одна из самых ожидаемых лент казахстанского кинопроката - остросоциальная драма «Зеркала». Эпизодические роли в фильме сыграли Баян Алагузова и Кайрат Нуртас. Также певец исполнил главный саундтрек к фильму

Вы можете прослушать подкаст программы  «Деловое утро»:

Рашид Сулейменов, режиссер

В прошлом году драма Рашида Сулейменова «Когда ангелы спят» получила премию Ассоциации кинокритиков за «Лучший жанровый фильм», а актриса фильма  Жулдыз Айдарбекова завоевала приз за «Лучшую женскую роль». В этом году он снял еще одну драму.  Приглядевшись, можно увидеть в  «Зеркалах»  отражение нашей с вами жизни, говорит режиссер. Он давно хотел рассказать про изнанку казахстанской жизни – кражи автозеркал,  безработицу среди молодежи, приехавшей не заработки из сел,  стремление к легким деньгам. Определенным катализатором послужила трагедия, которая случилась с олимпийским чемпионом Денисом Теном. И все же это история не о Денисе.

В эфире программы «Деловое утро» режиссер рассказал о своем творческом замысле и ответил на вопросы. Ведущие эфира – Назыма Гадильбек и Данияр Даутов.

Отлаженная криминальная схема по краже и сбыту автозеркал дает сбой, когда один из воров убивает застигнувшего его автовладельца. На поимку владельца отряжаются лучшие полицейские силы. Но главная свидетельница (Элизат Берикова) оказывается знакома с убийцей и всеми, кто замешан в схеме — с лидером группировки (Аян Отепберген) и его братом (Азамат Ашмакын). Они учились в одной школе. Ее саму содержит очень богатый бизнесмен с говорящим именем Отебай. Убийство вызывает волну трагических событий. В кульминационный момент фильма главный герой, промышлявший кражей автозеркал, говорит бизнесмену, что они оба – воры. Но насколько он прав? Разве голодный покупает пистолет и идет грабить?

- Идея родилась несколько лет назад. Кража автозеркал – настоящий бич Алматы. Я сам трижды терял зеркала. Эта проблема до сих пор актуальная. Это происходит сейчас. Даже глава государства дал указание городской полиции «принципиально решить проблему». Но как ее  решить только силовыми способами? Нужен комплексный подход – в образовании, в сельском хозяйстве. Кто наш маргинальный криминалитет? Человек, приехавший в поисках работы. Фильм – попытка деятелей искусства внести свой вклад борьбу за умы молодежи. В нем нет хайпа, но есть нужные месседжи, - рассказывает Рашид Сулейменов.

Опыт показывает, что наиболее успешным коммерческим жанром  в Казахстане является комедия. Вы сняли драму. Почему?

Комедия – сложный жанр. Для съемок комедийного фильма нужно иметь особую квалификацию, наверное, им в полной мере обладают КВНщики. Другое дело, что если смешно – это еще не означает, что сняли кино. Мне  кажется, это больше скетчкомы. Я себя отношу к кинематографистам иного плана. Мне по душе драмы, боевики, триллеры.

В студии Business FM

Насколько режиссер сегодня свободен снимать драму, в которой задействованы чиновники, полиция. Не прилетает потом сверху?

До такой степени, хвала Всевышнему, цензура у нас не доходит. Да и цензура у нас довольно мягкая. Система выстроена таким образом. Любая киностудия еще до выхода картины на большие экраны через кинопрокатчика получает прокатное удостоверение. Если картина не соответствует каким-то требованиям, в том числе идеологическим, прокатное удостоверение не будет получено и картина на экраны не выйдет. Еще на этапе сценария все отдают отчет, что если завтра картина, на которую потрачено огромное количество денег, не получит прокатное удостоверение  - ты банкрот. У нас только сейчас формируются инструменты, критерии идеологических ценностей.

В России недавно сняли сериал «Домашний арест». И там явно называли - губернатор такой-то области - вор. У нас можно снять гипотетического акима в кино и назвать его вором?

Теоретически, я думаю, да. Практически таких картин не было. Вот появится первая, и мы поймем – можно или нельзя.

Приходилось ли вам вырезать какие-то моменты, чтобы фильм вышел в прокат?

- Знаете, я даже благодарен Министерству культуры за правильное понимание. Картина получила возрастной ценз  14+, несмотря на то, что это - боевик. Министерство сочло правильным, чтобы картину посмотрело как можно большее количество молодежи. Не кради, не убий – там показаны библейские истины. Средствами кинематографии мы пробуждаем эмпатию. Да, преступники  в фильме тоже пытаются донести свою точку зрения. Но понимать – не означает одобрять и принимать. Одни поступки ведут к последствиям, последствия к другим поступкам. Все персонажи извлекают выводы и возможно, даже жалеют.  

Расскажите про актеров, которые принимали участие.

- Любой режиссер старается открыть новые лица. У нас свежий актерский состав. Впервые в главных ролях снялись Элизат Берикова, экс-солистка группы «КешYou», Аян Отепберген, он известный актер, но в фильме он тоже впервые исполнил главную роль. Также у нас  дебюты в кино актеров Даура Онарбай и Серикболсына Каиржанова, Азамата Ашмакым, солиста  группы Ninety One. Если не считать автобиографическую картину, где он играл самого себя, это тоже можно считать дебютом. Первая игровая роль.

Саундтрек к фильму исполняет Кайрат Нуртас, перепев песню «Жулдызым», которую в свое время спели «Нурлан мен Мурат». Почему он?

- Мне часто говорят: вы привлекаете медийных звезд в погоде за деньгами. Нет! Мы гонимся не за кассой, а за рекламой. Дело в том, что у Кайрата Нуртаса, группы Ninety One, и Баян Алагузовой, которая тоже снимается в нашей истории, большие аудитории. Да, что тут скрывать – мы хотим достучаться до этой аудитории. Пользуясь случаем, я  хочу поблагодарить Нурлана Амирова, продюсера группы «Нурлан мен Мурат», который подарил нам композицию «Жулдызым», разрешив ее использование  в рамках фильма. Кайрат Нуртас исполнил рок-композицию и настолько хорошо! Я неожиданно открыл его для себя с новой стороны. Еще в фильме звучит композиция «МузАрт» «Сен келерсің»,  за что большое спасибо Сакену Майгазиеву.

Безвозмездно?

- Конечно. Это все – акция поддержки. Участие таких людей, как Кайрат Нуртас, Баян Алагузова, Ерболат Бидельхан, продюсер группы Ninety One – это люди, которые не станут рисковать репутацией ради хайпа. Это их гражданская позиция. Я разговаривал с каждым и все говорили, что такие

Сегодня в Казахстане кино – это идеология или коммерция?

- Прекрасный вопрос, на который сложно ответить просто.  Слово «идеология» имеет какой-то красный окрас, хотя это правильное понятие. Каждая картина должна нести какой-то посыл. Оно должно быть полезно аудитории. Кино сейчас коммерциализируется. Чем больше мы берем частных денег, тем больше мы должны их возвращать, если не прибыль, то хотя бы вложенное. Идеология сродни понятию «правильное питание». Оно должно быть и вкусным тоже.

Если посмотреть на западное кино, там и посыла может не быть. Люди пришли просто посмеяться. Разве обязательно должен быть посыл? У Квентина Тарантино много насилия и чуть-чуть фильма. Почему у нас не снимают такого кино – на кровь посмотреть или посмеяться?

- В картинах Квентина Тарантино мораль всегда присутствует. Кино без морали – это как радиостанция без музыки. Мы ограничены рынком сбыта. К сожалению, наши картины не экспортируются и мы замкнуты на своем внутреннем рынке.  Необходимо четко понимать сумму инвестиций в картину, чтобы ее каким-то образом отбить. Будучи ограниченными деньгами, мы не можем позволить себе многое. У голливудских коллег рынок сбыта – вся планета.

Редакция благодарит за возможность посмотреть предпоказ фильма «Зеркала» полемический клуб кинотеатра Chaplin Cinema.

 

Поделиться публикацией :

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить

Новости партнёров

Загрузка...
Загрузка...