Камила Калиева: Хороший пиар – это показывать свои плюсы, отвлекая от минусов
В эфире программа «Деловое утро». Камила Калиева, PR специалист, рассказала о PR индустрии в современных реалиях
Вы можете прослушать подкаст программы «Деловое утро»:
Доброе утро, дорогие друзья! У микрофона – Рустам Максутов и Данияр Даутов. Сегодня у нас в гостях Камила Калиева, PR специалист. Расскажите о вашей компании…
- Однажды я решилась уйти из найма в независимые PR. Со временем набралось немало клиентов, поэтому я набрала команду и полтора года назад открыла компанию. Мои клиенты – это предприниматели и государственный/квазигосударственный сектор.
Объясните своими словами, что такое PR?
- Многие предприниматели приходят ко мне не только за PR, но и за маркетингом, им нужны продажи. Однако, мои клиенты – это бизнесмены, у которых уже налажены продажи, и они хотят достигнуть каких-нибудь конкретных целей. Например, успешный предприниматель обратился ко мне, чтобы выиграть в одном конкурсе. А если говорить о гос/квазигосударственном секторе, то им нужно демонстрировать проделанную работу.
Зачастую PR выглядит как неприкрытый популизм, когда люди хотят продемонстрировать свою работу. Как это сделать ненавязчиво?
- То, о чем вы говорите – это одноразовые акции. Чтобы использовать корпоративно-социальный инструмент, нужна стратегия. Нужно четко определить позиционирование.
Многие считают, что соцсети в настоящее время заменили специалистов по пиару. Так ли это?
- Социальные сети очень помогают, особенно начинающим предпринимателям. Но и здесь нужно четкое позиционирование репутации, определение сферы деятельности и взаимодействия с подписчиками. Вот именно здесь и нужен хороший PR специалист.
Вы сами делаете работу или все-таки правильный PR зависит еще от самого клиента?
- Я бы сказала, что на 90% зависит от самого клиента. Контент-мэйкер согласовывает все публикации с заказчиком.
В настоящих реалиях PR это дорого?
- Это очень дорого. Хотя есть и более доступные варианты, однако, это все зависит от качества. Большую роль еще играет задача – если она глобальная, то привлекаются огромные ресурсы, команда.
Как предприниматели могут оценить проделанную работу?
- Если в маркетинге можно сделать замеры, где видно, сколько средств на что было потрачено, то в PR все намного сложнее. Если это гос. деятельность, то делается замер общественного мнения. Замеряется осведомленность о каком-либо проекте, какая реакция была до и после, например. У предпринимателей – это обратная связь и количество публикаций.
Насколько изменился PR за последние 5 лет?
- Очень сильно изменился. Потребитель сейчас имеет большой доступ к новостному потоку. Зачастую даже не успевает читать публикации полностью, а судит ситуацию по заголовкам. Статистика показывает, что люди реагируют лучше на негативные новости. В настоящее время PR специалист пытается догнать «новостной поезд», применяя искусство сторителлинга, работу с негативом и антикризисные коммуникации. Сейчас лучшая стратегия – это распространение честного контента и оперативное реагирование. Хороший пиар – это показывать свои плюсы, отвлекая от минусов.
Какие каналы более востребованы сейчас?
- Конечно, по возможности лучше быть везде. Но если у вас ограничены ресурсы, то социальные сети, если вы стали знаменитым, то вас уже приглашают на телевидение.
Какие фишки сейчас преобладают в PR?
- Стоит отметить работу с микро-инфлюенсерами. Сейчас активно используют рекламу в ТикТоке. Она более доступна по средствам, нежели Инстаграм. Развитие личного бренда – это не новая фишка, но о ней часто забывают.
На какой стадии нужно привлекать PR?
- Даже стартап проектам нужен PR. Как только вы отошли от операционки и вы можете «держаться на плаву», наступает момент, что нужно задуматься о следующем этапе.
Что нужно учитывать предпринимателю, когда он обращается к PR специалисту?
- Прежде всего нужно определить цель, ресурсы, как денежные, так и временные.
А может человек заняться пиаром, не прибегая к помощи специалистов?
- Да, есть такие люди, у которых есть «чутье»: куда и как лучше выйти.
А можно ли зарубежный опыт внедрить к нам?
- Скорее всего нет, так как у нас другая культура, менталитет. Даже выстраивая стратегию на год для конкретной компании, то все равно приходится вносить изменения какие-то.
Ввиду нашего менталитета, многие предприниматели не готовы открыто говорить о себе…
- Да, многие боятся, что возможно начнутся какие-то проверки со стороны государственных органов. Однако, если случится какие-то негативное событие, то ты будешь ассоциироваться в дальнейшем только в негативном ключе, поэтому нужно присутствовать в информационном поле всегда. Люди любят открытость и честность.
Полная версия интервью с Камилой Калиевой доступна здесь.