Цифровизация в банках: Как Сбербанк поддерживает тренд на диджитализацию
В эфире очередной выпуск программы «Деловое утро». Виталий Шемелин, руководитель дивизиона ММБ в «Сбербанк Казахстан», рассказал о последних трендах цифровизации в банковском секторе
Вы можете прослушать подкаст программы «Деловое утро»:
На каком этапе развития находится процесс цифровизации в Сбербанке? Возможно ли такое, что через пару лет Сбербанк станет полностью онлайн-банком?
- Мировой тренд на диджитализацию меняет рынки. Еще рано говорить о полном переходе Сбербанка в онлайн. Есть несколько причин: доступ в интернет (нет достаточной оцифровки в РК); средний уровень финансовой грамотности населения.
Насколько сильно пандемия отразилась на бизнесе? (взгляд банка на ситуацию)
- Кризис – время новых возможностей. В определенных отраслях мы видим развитие бизнеса. В прошлом году мы провели реструктуризацию займов более полутора тысячам заемщиков. Конечно, часть бизнеса очень сильно пострадала и некоторая часть закрылась. Однако некоторые бизнесмены увидели новые возможности. Поэтому с точки зрения рынка есть баланс.
Какие новые онлайн-продукты появились для бизнеса?
- Пандемия поменяла приоритеты. Банки уже давно думали об оптимизации процессов. В прошлом году у нас был гипер спрос на услугу «электронный чек»: снятие наличных денежных средств с расчетного счета компании в банкомате. Бизнесмену нужно лишь иметь установленное мобильное приложение банка в телефоне. Эта услуга была внедрена еще два года назад, но до пандемии ее использовали лишь 28% клиентов, а в разгар пандемии процент увеличился до 78%.
Можно ли открыть счет в Сбербанке онлайн?
- В этом году мы запустили onboarding для ИП, то есть, открытие расчетного счета возможно сделать в онлайн-режиме в течение 3-5 минут. Этим сервисом воспользовалось более 500-600 клиентов. Полтора месяца назад такую же услугу мы запустили для ТОО с одним учредителем.
Какие условия есть для сервиса бесконтактных платежей?
- Есть уникальный продукт Сбер POS, стандартный POS терминал в телефоне. Эта уникальная технология в мире tap to phone, которая позволяет полностью заменить бесконтактные платежи в телефоне. Это устройство дешевле, чем стандартное устройство. Транзакционная ставка варьируется от 1 до 2,5% и зависит от вида бизнеса.
Какие еще продукты вы можете предложить предпринимателям для оптимизации расходов?
- Сервис проверки благонадежности контрагентов; возможность получения кредитов в онлайн-режиме и другие.
Какие программы для пополнения оборотных средств, например, есть в Сбербанке для предпринимателей?
- Сбербанк является одним из лидеров участия в госпрограммах. Мы предлагаем как субсидирование, так и гарантирование займов. Через наш банк за последние шесть месяцев более четырех тысяч ИП получили льготное финансирование по программе «Даму». Мы также активно участвуем в программах «Енбек» и «Дорожная карта 2025».
У нас есть уникальные продукты для стартапов. Мы смотрим на идею, анализируем ее и если видим «цельное зерно», то поддерживаем начинающих предпринимателей. Продукт стартапа привязан к Фонду «Даму», который дает 50% гарантию.
Увеличилось ли количество невозвратных кредитов?
- Еще рано говорить об этом, потому что мы провели реструктуризацию.
Насколько Сбербанк лоялен к проблемным заемщикам?
- Любой банк всегда пойдет навстречу клиентам, если они сами идут на контакт и заранее об этом говорят. Если проблема четко разъяснена, то, конечно, мы пойдем навстречу и проведем реструктуризацию.
Насколько онлайн-процессы защищены в Сбербанке?
- Я рекомендую всем слушателям заняться личной гигиеной цифрового пространства, потому что история кибер-рисков растет в геометрической прогрессии.
В Сбербанке одна из лучших систем по защите кибер-рисков. Мы акцентируем внимание на мошенничестве, связанном с социальной инженерией (когда мошенники подделывают данные, взятые из соцсетей). Поэтому вернемся к началу моего ответа: старайтесь меньше раскрывать личные данные в соцсетях.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram