ПРЯМОЙ ЭФИР

Айжан Беккулова: Как эффективно развивать ремесленничество в Казахстане

В эфире очередной выпуск программы «Деловое утро». Айжан Беккулова, ключевой эксперт по ремесленному искусству и нематериальному культурному наследию Казахстана и Центральной Азии, рассказала о проблемах развития прикладного искусства внутри страны

Вы можете прослушать подкаст программы  «Деловое утро»:

Айжан Беккулова

Айжан Беккулова занимается развитием ремесленничества более 25 лет и является председателем Союза ремесленников Казахстана, вице-президентом азиатско-тихоокеанского подразделения Всемирного Ремесленного Совета (World Craft Council) по Центральной Азии, президентом Общественного фонда Our Heritage / Наше наследие. За беспрецедентный вклад в развитие казахстанского и мирового ремесленничества Айжан Беккулова награждена государственным орденом «Құрмет» (орден «Почета»), декабрь 2019; Craft Icon of the Year, Дели, Индия, 2017; Finalist, Artisan Enterprise Multimedia competition, Washington DC, USA; National Tourism Award.

Сколько ремесел в вашем союзе?

- Цифра 25 покажется не совсем большой. К сожалению, мы очень много видов ремесел потеряли и боюсь, что безвозвратно. Когда казахи-кочевники занимались хозяйством и производили все сами, то, конечно, было развито очень много видов ремесел, начиная от изготовления войлока, юрты, заканчивая выделкой тончайшей кожи. В период существования Великого Шелкового Пути наша замша из кожи ценилась настолько дорого, что на одну чашу весов клали шелк, а на другую – изделия наших мастеров. Отмечу, что турецкое производство кожи было основано в свое время казахами, перекочевавшими туда.

Может все-таки можно будет как-то возродить утерянные ремесла?

- Мы пытаемся это сделать. Уже пару видов ремесел были возрождены. Я считаю, что нужна мощная государственная поддержка, не разовая, а систематическая.

Наверняка вы слышали, что мы экспортируем практически все наше сырье. Мы – животноводческая страна, которая экспортирует первичное сырье в Китай и Турцию, а затем выкупает уже переработанное сырье. Например, в одной Италии только 850 предприятий по переработке кожи, у нас всего 2-3 предприятия.

Недавно вышла новость о том, что Минкультуры РК выделит 164 млрд тенге на поддержку казахстанского туризма. А ремесленникам Казахстана будет оказана какая-то поддержка?

- Впервые за длительный период мы подписали меморандум о сотрудничестве с министерством культуры. Надеюсь, что наконец-то мы перейдем от слов к делу. Надо учитывать, что у нас чувствуется большая территориальная разобщенность. Мы должны помогать не только туристическим центрам, но и охватить другие регионы страны.

В любой стране есть национальная айдентика, определенные вещи в национальном стиле. Расскажите о казахстанской айдентике…

- Это очень актуальный вопрос на протяжении многих лет. Мы пытаемся создать такие бренды. Мы проводим несколько лет конкурс «Шебер», в котором есть номинация «казахстанский национальный бренд». В этот список может войти очень много вещей. Даже домбра может быть реальным брендом, лишь стоит выпускать красивую сувенирную продукцию. Тот же самый традиционный войлок может стать национальным брендом, в котором нуждаются практически все страны, поэтому его будут приобретать за рубежом. У нас есть хорошие мастера, но пока нет массовости и серийности производства.

Очень многие вещи похожи с традиционными вещами других народов: Узбекистан, Кыргызстан. Как все-таки научиться определять казахстанские национальные вещи?

- На мой взгляд, многое зависит от «насмотренности». Например, всем известно «золотое шитье Бухары», но и у казахов есть «золотое шитье», даже более изящное, роскошное. Долгое время мы были уверены, что наличие рисунка рогов кошкара на чапане является нашей национальной вещью. Это неправильное утверждение. Если изучить этот вопрос, то можно заметить, что на казахских чапанах никогда не было больших орнаментов, рисунки были разбиты на небольшие фрагменты. Цвета все очень хорошо сочетаются и нет никакой пестроты, блестков. Сейчас многие дизайнеры пришивают стразы и выдают это за аутентичную казахскую одежду – это неправильно, так как люди привыкают к этому и думают, что именно этот стиль и есть наша национальная одежда. Нужно как можно больше проводить конкурсов, привлекая специалистов в этой области, чтобы не было подмены. Необходимо возвращать такие национальные атрибуты как «белдемше» (прим. ред. «юбка») и другие. Я очень благодарна нашим партнерам с Великобритании, которые поддерживают наше ремесленничество. Британцам очень интересен наш традиционный войлок. Парадокс, но именно иностранцы периодически привозят разных спикеров в нашу страну и пытаются в нас же разбудить наше культурное наследие.

Давайте поговорим немного об инвесторах. Ведь в настоящем времени на ремесленничестве можно зарабатывать хорошие деньги…

- О том, что это реальный бизнес, я убедилась, когда получала международную награду в госдепартаменте США. Тогда были приведены такие данные: $34 млрд ежегодно приносит ремесленный сектор в мире.

Потенциал ремесленничества в Казахстане очень большой. Думаю, что мы обязаны развивать это направление. Мне кажется, что наше правительство должно принять аналогичную программу по развитию ремесленничества, которая существует в Узбекистане. Необходимо внедрять хорошие преференции для наших мастеров.

Автор: Жади Есенгелди

Поделиться публикацией :

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить

Новости партнёров

Загрузка...
Загрузка...