ПРЯМОЙ ЭФИР

Асет Машанов, McDonald’s: Об истории развития компании в РК и планах на будущее

В рамках «Делового утра» медиамагнат Арманжан Байтасов провел рубрику Baitassov LIVE. Гостем очередного выпуска стал Асет Машанов, генеральный директор McDonald’s в Казахстане, который рассказал историю развития мирового лидера в сфере общественного питания на территории Казахстана

Вы можете прослушать подкаст программы  «Байтасов LIVE»:

Асет Машанов. Фото: Личный архив

В этом году исполняется 5 лет с момента открытия McDonald’s в РК. Расскажите, с чего все начиналось?

- Многие интересуются, почему McDonald’s так долго не заходил в Казахстан. Это было давней мечтой нашего акционера Кайрата Боранбаева. Переговоры с корпорацией McDonald’s он начал еще в конце 90-х, после знакомства на гольф-турнире с Хамзатом Хасбулатовым, главой McDonald’s в России. Компания McDonald’s очень тщательно подходит к процессу анализа рынка, поэтому открытие первого ресторана в РК заняло такой длительный период.

Они выдвигали какие-то особенные требования для открытия своей сети в РК?

- Нет, у них стандартные требования, однако, очень жесткие. В течение нескольких лет они проводят исследования и смотрят на экономику, прирост населения и т.д.

Сколько ресторанов у вас на сегодняшний день, сколько сотрудников, какой оборот?

- За 5 лет мы добились неплохих результатов: 20 ресторанов в 5 городах: Алматы, Нур-Султан, Актобе, Костанай, Караганда. За это время было обслужено 25 млн гостей. Мы продали 2,5 млн наших известных бургеров Биг Мак. Мы приняли на работу более 3 тыс. людей. Сейчас количество сотрудников чуть меньше, так как у нас большой поток сотрудников из студентов, которые начинают работать у нас, а потом уходят трудиться по специальности.

Насколько я знаю, ваши рестораны открывались сразу с пунктами автомобильного обслуживания, когда можно было заказать еду, не выходя из авто?

- Да, эта концепция у нас именуется как саб-бренд McDrive. Отмечу, что она пользуется большим спросом. Больше 40% нашей выручки приходится на McDrive.

Как вы прошли пандемический 2020-й год? С какими сложностями столкнулись?

- Год, конечно, был очень сложным для всех. Однако, мы справились. До введения режима ЧП в Казахстане мы отслеживали текущую ситуацию в мире, поэтому разработали несколько сценариев развития событий и дальнейший план действия. Мы смогли быстро адаптироваться. Если говорить о финансовых показателях, то к концу 2020 года мы вышли на уровень 2019 года. В прошлом году мы подписали соглашение с партнерами по доставке, McDrive также сыграл ключевую роль, поэтому нам удалось сохранить все финансовые показатели прошлого года.

А почему до сих пор вы не открыли рестораны в Шымкенте, это ведь очень большой город?

- Мы раз в два месяца бываем в Шымкенте, встречаемся с владельцами земельных участков, потому что нам нужно центральное место. Нам предлагают сотрудничать ТЦ, но первый ресторан мы хотим открыть как отдельно стоящий с McDrive.

Давайте поговорим о конкуренции. Средний чек в McDonald’s составляет от 1200 до 1700 тенге за комбо предложения, в то время как некоторые кафе предлагают обеды примерно за 1000 тенге. Сложно ли вам конкурировать с такими пунктами питания?

- Мы не видим большой конкуренции, так как людям нужно разнообразие. Понятно, что люди не питаются только нашими бургерами или только блюдами традиционной кухни. Рынок «еды вне дома» развивается и это нас радует. Зачастую люди приходят к нам также за атмосферой. Кстати, наши цены очень доступные, мы сделали предложение комбо, которое пользуется большим спросом. 

Сейчас многие говорят о важности поддержки и развития отечественного производства. Однако, не все производители подходят под стандарты McDonald’s. С чем это связано?

- Казахстан очень развитая страна с большой аграрной, пищевой индустрией. Однако, у McDonald’s есть свои мировые стандарты, которые они предъявляют своим поставщикам. Наверное, многим отечественным производителям пока такие требования неинтересны, так как они привыкли работать с другими компаниями, по другим требованиям. Чтобы перестроиться, им потребуются дополнительные затраты, так как нужно проходить ежегодный аудит на соответствие качества по нашей независимой системе. То есть, если по каким-то параметрам они не подходят, то им нужно привести все в должное состояние и постоянно поддерживать этот уровень. Это требует определенных затрат, многие к этому не готовы. На сегодняшний день у нас булочки местного производства, листья салата, овощи и фрукты. Этот проект также нашего акционера, потому что были проблемы с логистикой скоропортящихся продуктов. Было принято решение, что нужно локализовать салатную продукцию. Мы используем не все сорта картофеля, поэтому пока мы закупаем из Европы. Мы уже встречались с одним из глобальных поставщиков, которые приезжают в Казахстан и на протяжении четырех лет проводят исследования почвы. Они уже нашли один регион, почва которого пригодна для выращивания этого сорта и готовы приступить к посеву. Что касается мяса, то мы также ведем переговоры с местными поставщиками. Надеюсь, что в ближайшее время мы сможем локализовать все ингредиенты, которые мы используем в наших блюдах.

Расскажите о создании локального меню…

- В McDonald’s Казахстан 120-ая страна и все знают, что есть основное меню, 5-6 блюд, которые неизменны и можно встретить в меню McDonald’s во всем мире. Мы проводили локальные исследования и последние два года работаем над расширением меню для нашего региона. Мы выпустили бургеры Qazan и Chicken Qazan.

Сейчас очень многие люди предпочитают продукцию Halal. Смотрите ли вы в этом направлении?

 - Да, мы активно работаем в этом направлении, так как видим, что есть большой спрос. Могу сказать, что 90% наших продуктов прошли данную сертификацию, однако, есть еще некоторые требования, которые нужно пройти и получить данный сертификат.

McDonald’s – крупнейший работодатель в РК. Расскажите о правилах приема на работу…

- У нас есть целая корпоративная культура McDonald’s, которая постоянно развивается. Мы являемся крупным работодателем для студентов. Для них – это некий социальный лифт. У нас гибкий график работы. Мы тратим большие ресурсы на их обучение, так как обслуживающий сервис должен быть на высшем уровне. Обучение начинается с первых дней. Сначала человек идет на кухню, то есть, не контактирует с клиентами, в последствии мы видим, что он готов и может работать с людьми. Мы активно внедряем искусственный интеллект, так как это помогает упростить и ускорить многие процессы. Очень много положительных примерного карьерного роста. У нас из самой низшей позиции сотрудник может вырасти до директора ресторана.

Расскажите о планах компании в ближайшее время?

- Мы рассматриваем потенциал всех регионов. Это непрерывный процесс, планируем открыть наши рестораны во всех крупных городах РК в ближайшее время. Отмечу, что мы предпочитаем приобретать участки для ресторанов, а не быть в долгосрочной аренде. Да, это затратно, но мы быстро выходим на окупаемость и избегаем нежелательных рисков.

Автор: Жади Есенгелди

Поделиться публикацией :

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить

Новости партнёров

Загрузка...
Загрузка...