ПРЯМОЙ ЭФИР

«Чемпионат мира по треку, BMX-парк и много медалей». Нурлан Смагулов рассказал о планах по развитию велоспорта в РК

Проект «Другой ты» на Business FM рассказывает о трансформации людей, которая происходит благодаря спорту. Автор идеи - двукратный чемпион мира, Азии и Европы по пауэрлифтингу, двукратный чемпион РК по бодибилдингу Валихан Тен. В этом выпуске вместе с известной ведущей Назымой Гадильбек Валихан Тен выяснил планы по развитию велоспорта в Казахстане. Гость программы - казахстанский бизнесмен, глава Astana Group, президент федерации велоспорта РК Нурлан Смагулов

Вы можете прослушать подкаст программы  «Другой ты»:

 Нурлан Смагулов. Фото: аккаунт burabike_kz в Instagram 

В Казахстане планируется создать Региональный центр обучения тренеров и спортсменов, использующий самые современные технологии. Сделать это планируется на базе ЦОП (Центра олимпийской подготовки) в Нур-Султане. Об этом рассказал Нурлан Смагулов во время интервью. По его словам, Казахстан может стать региональной велодержавой. Подана заявка на  проведение чемпионата мира по треку, планируется создать BMX-парк и проводить яркие спортивные шоу.  Карантин не вечный и жизнь будет продолжаться дальше, уверен бизнесмен.

C 2013 года его компания Astana Group поддерживает велокоманду Pro Team Astana. А в  октябре 2029 года Нурлан Смагулов был избран главой Федерации велоспорта Казахстана.

Нурлан Эркебуланович, добрый день. Раз уж мы сегодня говорим о велосипедном спорте – расскажите, как вы сами увлеклись им?

Велоспорт в мою жизнь вошел не сразу. В детстве велосипеда у меня не было. Я  научился кататься  лет в 13-14, совсем поздно для мальчишек. Долгое время гонял на мотоцикле, но в 36 лет разбился. Опасный возраст, мушель жас. Пролежав полгода на аппарате Илизарова, я понял, что возврата к гонкам на мотоцикле уже не будет. Но проводить себя в форму надо – и я выбрал велоспорт. И вот уже почти 18 лет я увлекаюсь велоспортом, из них 10 лет - шоссейным велоспортом. Этот вид спорта очень  демократичный и он подходит к моему характеру – здесь нужно работать командой, обязательно нужно довести всех до финиша, помочь слабым.

Помните свой  первый велосипед?

Это желтый Calvin, который до сих пор стоит у меня в гараже. Его привез из Америки мой товарищ Эдуард Казарян. На нем я впервые поднялся на «Медеу», весив на тот момент 105 кг. Это было очень тяжело. И тогда я поставил задачу постепенно приходить в форму.

Скриншот из видео

Говорят, вы даже в командировки берете велосипед.

- Куда бы я не ехал – в Сингапур, Америку или Дубаи, я беру велосипед. Однажды был случай, когда я взял велосипед, но ни разу не сел на него. Я взял велосипед на Карибские острова. Привез его через четыре страны. Ну, думаю, от души покатаюсь! А остров оказался таким маленьким, что кататься было негде. Я собрал велосипед, неделю смотрел на него, потом разобрал и повез обратно через полмира.

Как часто вы тренируетесь?

- Достаточно часто. Летом 2-3 раза в неделю. Зимой реже — раз в неделю на станке в фитнес-клубе. Но в World Class я хожу каждый день. Фитнес – неотъемлемая часть подготовки к велогонкам. Какой бы ты не был крутой начальник, педали крутить нужно самому. Мы ездим пелотоном (от французского peloton — «клубок, ком, рой» — основная группа гонщиков в спортивной гонке — ред.). Когда он разгоняется по трассе и идет 50-60 километров в час, то какой бы ты крутой президент федерации ни был, это не считается. Если ты выпадаешь, никто не будет ждать. Нужно вместе со всеми «крутить смену», это когда ты едешь впереди,  и берешь на себя сопротивление воздуха. Остальным ехать легче, потом тебя меняют. В велоспорте считается не по-джентльменски, если ты будешь ездить только в пелотоне и не крутить смену, и я эти смены кручу как миленький.

У вас есть любимые маршруты?

- Я катаюсь в составе любительской команды Almaty Bro Team. Часто ездим вокруг города. Стартуем красиво на аль-Фараби, потом спускаемся по Саина вниз (что уже менее романтично), заезжаем в индустриальную зону, там делаем пару кругов, потом едем по объездной дороге через аэропорт в Боралдае, потом — через 70-й разъезд, через аэропорт, выезжаем по Кульджинской трассе на Восточную объездную и снова выезжаем на аль-Фараби. Круг получается 60-65 километров. Едем мы в пробках, вместе с грузовиками, автобусами, у нас нет никакого спецсопровождения. Иногда бывают очень лихие ситуации. Вообще, проехаться по улицам Алматы – это весьма экстремально. Есть у нас и поездки на Медеу, в Алмарасанское, Каскеленское ущелья. Ну а самый любимый маршрут -  трехчасовой в Тургеньское ущелье.

Велосипед  - сильно отвлекает от обыденности, дает бодрость, большой эмоциональный заряд на всю неделю. Собираются люди разного возраста, социального статуса.  И я благодарен, что вижу жизнь не из окна автомобиля или кабинета, а чувствую ее на спортивном велосипеде, со всеми эмоциями, шумом, динамикой.

Какие у вас прогнозы насчет дальнейшего развития велоспорта, в том числе любительского?

- Велоспорт в Казахстане развивается бурными темпами, и любительский в том числе. Надеюсь, что мы все же проведем профессиональную многодневную велогонку Tour of Almaty, запланированную на конец августа. Олимпиаду уже, к сожалению, не проводим. юбительский велоспорт в Казахстане будет развиваться – у нас есть традиции, у нас есть шикарные маршруты вокруг Алматы, на севере страны, на востоке, на юге и на западе. У нас есть, наконец, наш чемпион — Александр Винокуров!


«Байтасов LIVE»: Нурлан Смагулов: как путешествие в Гималаи помогло выйти из кризиса


Что вас заставило стать главой федерации?

- Я пришел на эту должность, можно сказать, случайно. До этого несколько лет был спонсором Astana Pro Team, также и у нас с Винокуровым есть команда – Vino Astana Motors. Но не хотел я быть спортивным функционером, потому что это утомительно: надо все время куда-то ходить, уговаривать, вышибать деньги, вести переговоры с чиновниками. Мне этого не хотелось, но пришлось согласиться, потому что все члены федерации велоспорта проголосовали за мою фамилию. Сейчас, когда я с головой окунулся в работу, почувствовал, что это -  миссия, и сомнения исчезли.

В конце февраля 2020 года я познакомился в Берлине на чемпионате мира по треку с президентом UCI (Union Cycliste Internationale — Международный союз велосипедистов — ред.) Давидом Лапартьеном. Он мне с таким вдохновением рассказал про перспективы велоспорта, что я просто загорелся его оптимизмом. Вы знаете, что велоспорт – третий спорт в мире по количеству олимпийских комплектов золотых медалей после легкой атлетики и плавания?  22 комплекта золотых медалей разыгрывают на Олимпиадах! Нам есть куда стремиться. Например, есть такой олимпийский вид велоспорта, как BMX, а у нас и сборной-то нет. Отмечу, что это более безопасный вид для молодежи, потому что на тренировках и стартах спортсмены не выезжают на дороги. Все происходит в BMX-парках, и это очень зрелищно! Мы сейчас договариваемся с правлением UCI провести чемпионат мира в следующем году либо в Алматы, либо в Нур-Султане. Но для этого мы должны купить этот BMX-парк и установить его.

У нас очень большие планы провести чемпионат мира по треку, мы встали в очередь на 2027 год. В целом, я полагаю, у Казахстана есть большие шансы стать велосипедной державой. Мы выигрываем все чемпионаты Азии. Алексей Луценко в прошлом году из Индонезии привез две золотые медали. Это очень круто, что у нас есть такие гонщики!

Вы единственный руководитель велоспортивной федерации в мире, который разрешил проводить совместную гонку профессионалов и любителей. Это такой маркетинговый ход?

— Вы имеете в виду Tour of Almaty — одну из крупнейших велогонок в Средней Азии? Там много нюансов. Гонку много критиковали: мол, она придумана для небольшой группы профессиональных спортсменов. Люди не понимают, зачем перекрывать на три дня улицы города. Любители велоспорта также просили нас разрешить стартовать на профессиональной трассе вместе с профессионалами. Мы эту критику учли и сделали совместный старт. Для города это будет большой спортивный праздник.

Самым интересным будет групповой раздельный старт, когда команды по 6 человек будут ехать всего пять километров. Мощный спринтерский заезд с короткими и быстрыми сменами позволит зрителям увидеть красоту соревнований. Сначала стартуют любители — 10 команд, потом — 14 команд профессионалов. Мы ожидаем, что такая гонка вызовет большой интерес у алматинцев. Во второй день в индустриальной зоне будут гонять профессионалы, но мы сделаем детский старт, в котором могут принять участие маленькие велогонщики. Третий день вообще станет легендарным.

Маршрут будет проходить по Аль-Фараби до Восточной объездной. Предположительно, профессионалы будут ехать 9-10 кругов с финишем на Шымбулаке, а любители стартуют от MEGA Alma-Ata и финишируют на Медеу. Детали еще дорабатываем.

— Есть ли у вас в планах привнести новые технологии в подготовку спортсменов?

— Сейчас вся база казахстанского велоспорта держится на тренерах советской школы. И я не хочу сказать, что она плохая. У нас есть Олимпийские чемпионы, значит, эта школа работает. Но мир быстро уходит вперед, появилось много новых методик. Поэтому в федерации есть идея использовать нашу команду Astana Рro Тeam как базу для новой методологической культуры. Мы хотим создать Региональный центр обучения тренеров и спортсменов на базе ЦОП (Центр олимпийской подготовки) в Нур-Султане. У нас есть шикарный велотрек на 9 тысяч зрителей. Там мы можем сделать базу диагностики, лечебной и  психологической подготовки спортсменов, используя лучшие методики  Наконец, у нас есть намерения приглашать тренеров со всего мира. Сейчас по BMX ведем переговоры с латышскими тренерами, потому что там есть прогресс, есть олимпийские чемпионы. По треку у нас уже работают российские специалисты. Этого не надо стесняться, надо заимствовать опыт, потому что многие дисциплины вообще отсутствуют в Казахстане.

Сегодня у нас есть велотрек, построенный за много миллионов долларов, а в прошлом году распустили профессиональный клуб по треку. Такое только в Казахстане может быть! Будем восстанавливать. Конечно, нужны будут деньги. Будем работать с НОК, привлекать спонсоров.

Если человек хочет начать заниматься велоспортом – где он может это сделать?

— Сегодня очень много энтузиастов развивают велоспорт, почти во всех фитнес-клубах есть секции. А тем, кто живет в Алматы, могу посоветовать выехать на проспект Аль-Фараби и встать в наш пелотон. Никто вас не прогонит, если, конечно, вы сможете ехать в нашем темпе. У нас очень дружная команда: два-три бизнесмена, учителя физкультуры, менеджеры, пенсионеры. Очень демократичный народ!

В завершение нашего разговора прошу дать совет всем, кто хочет заняться велоспортом.

— Мы сейчас находимся в очень сложном состоянии. Экономический кризис, коронавирус — все это обрушилось на наши плечи. Но мы не должны терять оптимизма, мы должны заниматься своим телом, своим духом, думать о завтрашнем дне, о наших детях. Тем более нельзя забывать о физической культуре. Мы можем открыть окно и, глотнув свежего воздуха, заниматься спортом в квартире. Закончится карантин, мы выйдем на улицы, будем гонять на «Медеу» и завоюем много-много медалей. Всем здоровья, выдержки и процветания нашей стране!

Автор: Ольга Настюкова

Поделиться публикацией :

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить

Новости партнёров

Загрузка...
Загрузка...