ПРЯМОЙ ЭФИР

Ками Айткалиев – художник-универсал

Весной 2022 года на одной из экспозиций в музее Кастеева взору публики предстал роскошный триптих "Музыка" Ками Айткалиева. Необычное мозаичное полотно в авторской технике "объемный текстиль" источало ощущение праздника. Впрочем, универсальный талант художника позволяет создавать уникальные произведения в разных жанрах

Ками, в какой технике выполнена ваша "Музыка"?

«Музыка». 2021. Смешанная техника. 600х200 см

 

Коллаж "Музыка" изготовлен из разноцветных тканей, фетра, войлока, ниток. Поначалу это был эскиз мозаики и витража для оформления зоны отдыха в сельском Доме культуры в Жамбылской области. Но шли 90-е годы, денег на цветное стекло у заказчика не хватило, и он отказался от своей затеи. В работе над триптихом «Музыка» мне пригодился приём объёмного рельефа из моих исканий в войлоке. «Объёмный» войлок я создал в начале 90-х, модернизировав традиционную декоративно-прикладную технику "сырмак" (войлочный орнаментальный ковёр). Предмет изображения - народный плоский орнамент - я сменил на сюжетно-рельефную композицию.

«Дочь степи». Войлок. 2015, 150х180 см

 

У других народов такого нет, хотел удивить музейных знатоков казахского сырмака на персональной войлочной выставке в Атырау, 2017, но они промолчали. ВСЕ выставочные работы пришлось уступить покупательнице из Астаны за 2,5 миллиона тенге ($ 5200). И больше объёмным войлоком я не занимаюсь. Чего стараться? Спроса нет, музей купить не в состоянии. Ну пылились бы войлочные работы в мастерской, место занимали, моль бы всё съела. Картину «Музыка» музей Кастеева просил оставить в дар, но безвозмездно отдать полгода кропотливого труда не смог. Картина уникальная, размах большой, я же монументалист, мелкие работы не делаю. Другое дело, если бы мои усилия финансово оправдались, следующая работа была бы еще лучше.

Вы необычный, разноплановый художник: скульптор-монументалист, график, дизайн-разработчик городской среды, живописец, новатор в декоративно-прикладном искусстве. Расскажите о призовых работах на конкурсе "Газ и нефть".

От творчества в разных жанрах я получаю удовольствие. Картина "Начало нефти" завоевала Гран-при в Астане в 2014 году.

"Начало нефти". 2014. Х.м. 150*90 см

Ее купила компания KazEnergy, организатор конкурса, хотя место произведению о том, как начиналась нефтедобыча, больше в Атырауском историко-краеведческом музее. Призовые работы "Мангышлак" и "Ночная смена" тоже в частных руках. От компании «Тенгизшевройл», спонсора персональной выставки, ежегодно получал заказы на подарки Президенту. В результате, музей Назарбаева регулярно пополнялся моими произведениями. Жаль, что сотрудничество с предприятием прекратилось из-за смены руководства.

Арт-объект "Ночная смена" сродни иконе ХХ1 века с той разницей, что объект поклонения не богочеловек, а нефтевышка. Она - главный герой в вашем творчестве. Как это связано с экономикой Казахстана, которая держится на нефти?

Когда работал над «Ночной сменой», думал не об этом, а о том, как люди на нефтяной вышке зарабатывают (смеется). Арт-объект из искусственной кожи "Ночная смена" выполнен выпукло, объемно.

«Ночная смена». 2014, смешанная техника, 320х170 см

 

Названия нефтяных областей (Атырауская, Мангышлакская, Актюбинская) текут по раме-трубе словно нефть. Место человека в огромной нефтяной системе незначительное, крохотные люди копошатся, как муравьи. В жизни на самом деле промысловые качалки располагались рядом с домиками аула. Газ ночью горит, а вокруг мы, детвора, играем. Люди дышат нефтяным газом, болеют. Кого в 60е годы волновало, что это вредное производство? Не волнует и в наши дни.

«Воскресный день». 2015, х.м, 150х120см

 

Показывая беззащитность людей региона перед нашествием машин, вы первый казахский художник, исследующий проблему близкой экологической катастрофы.

Кроме меня, эту тему никто из наших художников не поднимает. Была у меня мечта - поехать с группой из десяти художников на пленэр от Атырау до Актау. На полуострове Мангышлак места красивые. Если получим задание на 4-5 месяцев, сможем показать нефтяников, промыслы, заводы. Завершим пленэр выставкой на тему казахстанской индустрии нефти и плохой экологии. Но найдётся ли спонсор для реализации проекта?

Родом я из Кульсары, сейчас это крупный город нефтяников в Атырауской области. Конкурсную работу "История казахстанской нефти" посвятил истории родного края. Это макет 17-тиметрового горельефа о трёх этапах нефтедобычи: с 1879 года - английский; до начала 1990х - советский; и современный - Каспийский нефтепромысел.

"История казахстанской нефти". 2021. Макет горельефа. 

Вопрос продажи работ - самый больной у художника. Раньше достойные произведения для госзакупа отбирали комиссии искусствоведов. Сегодня акимы приобретают только у тех ребят, кто вокруг них ходит. Слышал, что в конкурсе художников новый аким Атырауской области еще до создания отборочной комиссии единолично утвердил работу одного скульптора. Никто из конкурсантов его работу не видел.

Горельеф "История казахстанской нефти" впечатляет. Столь прекрасный макет научились делать в Сенежской дизайн-студии в Москве?

Так и есть. Начиная с 1974 года, вместе с Каирбаем Закировым несколько лет регулярно ездил в Москву на ежегодные двухмесячные семинары в Центральной учебно-экспериментальной студии Союза художников СССР. В нее отбирались художники со всего Союза. В мастерских мы делали разработку проектной темы не в одиночку, а в группе под надзором мэтров художественного проектирования - Е. Розенблюма и М. Коника. В Минске разработали в макете старый город как музейную зону, затем проект старого города в Баку. Каждый семинар завершался городской выставкой. К сожалению, в Казахстане опыт проектировщика среды мне не пригодился, никто не просил нас заниматься художественным проектированием. Работал как монументалист, делал мозаику, витражи на объектах.

Расскажите о начале художественного пути, по чьим стопам вы пришли в искусство?

Мои родители работали в совхозе. В школьном классе я был художником, радовался, когда отпускали с уроков рисовать стенгазеты, плакаты, лозунги. Двоюродный брат, мой ровесник, тоже рисовал, он учился в русской школе, я в казахской. Оба готовились для поступления в художественное училище, и после окончания школы в 1965 году поступили в Алматинское художественное училище им. Гоголя. Так начался наш путь. Двоюродный брат, Аман Бактыгалиев, тоже стал известным художником.

Еще на 3 курсе, с 1970 года я начал участвовать в республиканских выставках, в основном как график. В центральный художественный вуз после училища не поехал, устроился оформителем в комбинат "Онер" при Художественном фонде Казахской ССР в Алма-Ате. Оформил музей Абая в Семипалатинске, руководил оформлением интерьера, делал эскизы для исполнителей. В 1980 году меня по зову партии направили от Союза художников в Гурьев (Атырау) открывать филиал Художественного фонда. Никто не хотел ехать, но для работы там были все условия: квартира, производственные помещения, офис. Создавая Гурьевский филиал СХ, набирал местных художников. Все городские праздничные оформления делались в наших мастерских. Как отделение СХ, эти мастерские действуют по сей день. Вернувшись в Алма-Ату в 1983, вновь занялся монументальным искусством. В 90-х, когда заказы на комбинате "Онер" прекратились, перешел на живопись.

Живописью занимаетесь оттого, что нет спроса на другие жанры?

Надо же дать выход творческой энергии, ничего другого в наше время не сделаешь, живу на пенсию, иногда пишу заказные портреты. Прежде я занимался интерьерной росписью, она не должна быть слишком броской. И характерная для меня, монохромная, декоративно-монументальная живопись далека от академических канонов.

"Золотая рыбка". 2007. Х.м. 120*45 см

 

Спасибо за интервью.

Дина Дуспулова, арт-эксперт  

Поделиться публикацией :

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить

Новости партнёров

Загрузка...
Загрузка...