ПРЯМОЙ ЭФИР

Ибрагим Кубеков: На новом этапе отдаю себя живописи и графике

Одно из самых интересных событий художественной жизни Алматы в апреле - выставка Ибрагима Кубекова в музее Кастеева. Талант известного карикатуриста и тонкого сатирика раскрылся еще одной гранью - неординарный живописец

Ибрагим Кубеков

 

Ибрагим, расскажите о своей художественной эволюции.

Моя жизнь сложилась так, что с конца 80-х в течение почти сорока лет я работал газетным художником - штатным карикатуристом и шаржистом в «Дружных ребятах», «Караване», «Мегаполисе», «Ковчеге», «Информбюро». Лишь последние три года я свободный художник. Газетным искусством увлекался со студенческой скамьи. Учился в КазПИ им. Абая на художественно-графическом факультете, 1978 – 82.

С детства любил рассматривать в газете «Правда» сатирические иллюстрации, политическую карикатуру, обличающую империализм. В Советском Союзе очень популярны были альбомы датского карикатуриста Херлафа Бидструпа. Я из тех, для кого он был кумиром - изумительная техника подачи материала, легкость движения пера, верный глаз!

Подруги (бумага, линер)

 

Чтобы получился шарж, нужно для начала быть неплохим портретистом. И то, далеко не у всех портретистов шарж получается. С другой стороны, знаю казахстанских карикатуристов, которые всю жизнь рисуют только карикатуры, портреты писать не могут. Я разноплановый художник, как и Алексей Уткин. Он ведь тоже карикатурист, сотрудничал с журналами «Шмель» и «Ара», а какие пейзажи пишет! Выставка в музее Кастеева у меня вторая. На первой в галерее «Триумф», 2022, выставлял живописные работы на холсте. 

Роня (акрил)

 

В чем разящая сила карикатуры, и может ли карикатурист, открыто демонстрирующий свои работы, творить свободно?

Карикатура бывает обличающей, едкой сатирой, поддевающей так, что не до смеха. Сколько скандалов было из-за моих карикатур в газетах! В 2013 году служители православной церкви, отодвинув прихожан, постелили красную дорожку для начальства из акимата. По этому поводу прошёлся журналист, мол, кто для вас выше: Бог или акиматовские начальники? На эту тему я нарисовал карикатуру, вызвавшую такую бурю негодования, что меня с редактором по судам таскали.

Рождество Христово (цифровой рис)

 

Кроме иллюстраций к материалам журналистов, в «Караване» у меня была страничка: «На взгляд художника». Там я делал, что хотел в рамках представлений редактора о приемлемости рисунка, потому что мракобесы прижимали. Не раз банили мои посты на Фейсбуке: шарж на акима города, шарж на действующего Президента, хотя рисовал до того, как он им стал. Впрочем, работы эти у меня тут же купили. Кому я интересен как художник-шаржист и карикатурист - издал пару альбомов. Один к 50-летию, другой к 60-летию. Третий альбом думаю сделать к 70-летию, в нем будут работы, которые рисую для души. 

Перемирие (акрил)

 

Однажды вы сказали, что политическая тематика вам более неинтересна. Значит ли это, что карикатура вам менее интересна?

Сейчас карикатура и шарж мне совсем неинтересны. Газетная деятельность забирала столько времени и сил, что творческой работой я занимался редко. По заданию главреда рисовал так много, что устал от карикатурных и сатирических иллюстраций. Это пройденный этап, и хорошая, очень сильная школа. Как спортсмен накачивает мышцы, так ежедневная работа оттачивала мое восприятие, точность глаза, согласованность глаза с рукой. Обрел лёгкость штриха, не задумываясь, рисую без карандаша, сразу линером, маркером или кистью. 

На новом этапе с удовольствием отдаю себя живописи и графике. Буду рисовать покуда хватит сил. Возможно, работай я творчески с самого начала, жизнь моя была бы иной, но ни о чем не жалею. Зарабатывал неплохо, поднял троих детей. В газетных редакциях сотрудничал с замечательными коллективами. Нравилось иллюстрировать книги: кроме детских книжек, иллюстрировал Бабеля – в стол для себя. Сейчас живу на одну пенсию, и очень рад, когда мои работы находят покупателя. 

Микры (акрил)

 

Как восприняли факт, что бумажный формат печатных газет отошел в прошлое?

Мне печально, понимаю, прогресс не стоит на месте, но лично мне жаль. Не потому, что потерял работу, а потому что бумажная газета была чем-то живым. С ней ушла эпоха, ушел наш мир, молодость, больше полжизни ушло. Перед закрытием газет «Караван» и «Информбюро» я несколько лет рисовал цифровую графику. На планшете она получается точно такой же, только быстрее, если умеешь рисовать, а не умеешь, электронные технологии всё равно не помогут. На смену им сейчас развиваются нейросети, по программам они создают всё. Получается, художник скоро вообще не нужен будет?!

Стукачи (цифровой рис)

 

Какие темы находят отражение в ваших творческих работах?

Интересует тема взаимоотношений людей, в частности, взаимоотношения мужчины и женщины, их отношение к животным, а именно, к собакам, и отношение собак к людям.

Как художник, в первую очередь обращаю внимание не на цвет, а на форму, абрис. Мне очень интересно рисовать такс. Такса красивая, у нее динамичная, торпедовидная форма, в которой стремительность, движение, обтекаемость, аэродинамичность. Эта охотничья, норная собака не для скорости, как тазы, она помогает человеку достать добычу из норы. Чем длиннее ее форма, тем легче трансформировать. Симпатичное животное: посмотрите, как такса себя огибает, охраняя косточку. Такая форма называется «уроборос», или змей, кусающий себя за хвост. Но моя такса себя не кусает, я щажу её (улыбается). 

Такса Шарик. Моя, не дам!

 

Правда, что натура в работах «ню» для художника лишь намек, остальное – самовыражение автора через пластику, ритмы, линии, цвет?

Пожалуй, да. Мне нравятся женщины, преимущественно стройные. У них красивое тело, красивые линии. Фантазируя на тему отношений, чаще всего отходишь от реалистичности, зато приобретаешь чувственное впечатление.  

Дама треф (бумага, гуашь)

 

Мужчин рисую, как правило, со спины. У мужчин красивая спина. Моя задача - передать реализмом не тело, а настроение: какое зритель почувствует, такое и будет. Линию прорисовываю то четко, то она теряется, давая свободу воображению зрителя. Хотелось формой передать и легкость мужской спины, и насыщенные тяжелой силой мужские бицепсы.

Спина (бумага, гуашь)

 

В серии «Прототюрки» у вас свежий взгляд на историю: предки те же, подача иная.

Потому что я не смотрю пафосные картины наших художников. Тему вижу по-другому – спокойно, без ненужной парадности и заигрывания с национальными струнами души. Мне это интересно. Вспомните Сидоркина, он же не заигрывал, иногда подкалывал, с подковыркой делал свои работы - так он видел, так прочувствовал. И у Сидоркина, русского человека, лучшие работы про казахов. 

Патриарх/2021 (бумага, гуашь)

 

Дождь вождя. Из серии "Прототюрки" (гуашь)

 

Что вы считаете самым ценным и важным в искусстве?

В искусстве самое ценное - не оставить зрителя равнодушным, и чтобы он, зритель, у тебя был. Никому не нужно искусство, которое художник рисует в стол, и никто его не увидит. Замечательно, когда искусство вызывает у человека чувство; лучше хорошие, положительные эмоции – восхищение, радость, светлую грусть. Только не раздражение, когда смотришь работу и думаешь: сколько времени человек потратил на туфту - пустая формальность, и то спорно насчёт формы! Стараюсь, чтобы таких работ у меня не было. 

Мать и ее дети. Из серии "Прототюрки"

 

 

Спасибо за интервью.

Дина Дуспулова, арт-эксперт

Поделиться публикацией :

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить

Новости партнёров

Загрузка...
Загрузка...