Ибрагим Кубеков: На новом этапе отдаю себя живописи и графике
Одно из самых интересных событий художественной жизни Алматы в апреле - выставка Ибрагима Кубекова в музее Кастеева. Талант известного карикатуриста и тонкого сатирика раскрылся еще одной гранью - неординарный живописец
Ибрагим, расскажите о своей художественной эволюции.
Моя жизнь сложилась так, что с конца 80-х в течение почти сорока лет я работал газетным художником - штатным карикатуристом и шаржистом в «Дружных ребятах», «Караване», «Мегаполисе», «Ковчеге», «Информбюро». Лишь последние три года я свободный художник. Газетным искусством увлекался со студенческой скамьи. Учился в КазПИ им. Абая на художественно-графическом факультете, 1978 – 82.
С детства любил рассматривать в газете «Правда» сатирические иллюстрации, политическую карикатуру, обличающую империализм. В Советском Союзе очень популярны были альбомы датского карикатуриста Херлафа Бидструпа. Я из тех, для кого он был кумиром - изумительная техника подачи материала, легкость движения пера, верный глаз!
Чтобы получился шарж, нужно для начала быть неплохим портретистом. И то, далеко не у всех портретистов шарж получается. С другой стороны, знаю казахстанских карикатуристов, которые всю жизнь рисуют только карикатуры, портреты писать не могут. Я разноплановый художник, как и Алексей Уткин. Он ведь тоже карикатурист, сотрудничал с журналами «Шмель» и «Ара», а какие пейзажи пишет! Выставка в музее Кастеева у меня вторая. На первой в галерее «Триумф», 2022, выставлял живописные работы на холсте.
В чем разящая сила карикатуры, и может ли карикатурист, открыто демонстрирующий свои работы, творить свободно?
Карикатура бывает обличающей, едкой сатирой, поддевающей так, что не до смеха. Сколько скандалов было из-за моих карикатур в газетах! В 2013 году служители православной церкви, отодвинув прихожан, постелили красную дорожку для начальства из акимата. По этому поводу прошёлся журналист, мол, кто для вас выше: Бог или акиматовские начальники? На эту тему я нарисовал карикатуру, вызвавшую такую бурю негодования, что меня с редактором по судам таскали.
Кроме иллюстраций к материалам журналистов, в «Караване» у меня была страничка: «На взгляд художника». Там я делал, что хотел в рамках представлений редактора о приемлемости рисунка, потому что мракобесы прижимали. Не раз банили мои посты на Фейсбуке: шарж на акима города, шарж на действующего Президента, хотя рисовал до того, как он им стал. Впрочем, работы эти у меня тут же купили. Кому я интересен как художник-шаржист и карикатурист - издал пару альбомов. Один к 50-летию, другой к 60-летию. Третий альбом думаю сделать к 70-летию, в нем будут работы, которые рисую для души.
Однажды вы сказали, что политическая тематика вам более неинтересна. Значит ли это, что карикатура вам менее интересна?
Сейчас карикатура и шарж мне совсем неинтересны. Газетная деятельность забирала столько времени и сил, что творческой работой я занимался редко. По заданию главреда рисовал так много, что устал от карикатурных и сатирических иллюстраций. Это пройденный этап, и хорошая, очень сильная школа. Как спортсмен накачивает мышцы, так ежедневная работа оттачивала мое восприятие, точность глаза, согласованность глаза с рукой. Обрел лёгкость штриха, не задумываясь, рисую без карандаша, сразу линером, маркером или кистью.
На новом этапе с удовольствием отдаю себя живописи и графике. Буду рисовать покуда хватит сил. Возможно, работай я творчески с самого начала, жизнь моя была бы иной, но ни о чем не жалею. Зарабатывал неплохо, поднял троих детей. В газетных редакциях сотрудничал с замечательными коллективами. Нравилось иллюстрировать книги: кроме детских книжек, иллюстрировал Бабеля – в стол для себя. Сейчас живу на одну пенсию, и очень рад, когда мои работы находят покупателя.
Как восприняли факт, что бумажный формат печатных газет отошел в прошлое?
Мне печально, понимаю, прогресс не стоит на месте, но лично мне жаль. Не потому, что потерял работу, а потому что бумажная газета была чем-то живым. С ней ушла эпоха, ушел наш мир, молодость, больше полжизни ушло. Перед закрытием газет «Караван» и «Информбюро» я несколько лет рисовал цифровую графику. На планшете она получается точно такой же, только быстрее, если умеешь рисовать, а не умеешь, электронные технологии всё равно не помогут. На смену им сейчас развиваются нейросети, по программам они создают всё. Получается, художник скоро вообще не нужен будет?!
Какие темы находят отражение в ваших творческих работах?
Интересует тема взаимоотношений людей, в частности, взаимоотношения мужчины и женщины, их отношение к животным, а именно, к собакам, и отношение собак к людям.
Как художник, в первую очередь обращаю внимание не на цвет, а на форму, абрис. Мне очень интересно рисовать такс. Такса красивая, у нее динамичная, торпедовидная форма, в которой стремительность, движение, обтекаемость, аэродинамичность. Эта охотничья, норная собака не для скорости, как тазы, она помогает человеку достать добычу из норы. Чем длиннее ее форма, тем легче трансформировать. Симпатичное животное: посмотрите, как такса себя огибает, охраняя косточку. Такая форма называется «уроборос», или змей, кусающий себя за хвост. Но моя такса себя не кусает, я щажу её (улыбается).
Правда, что натура в работах «ню» для художника лишь намек, остальное – самовыражение автора через пластику, ритмы, линии, цвет?
Пожалуй, да. Мне нравятся женщины, преимущественно стройные. У них красивое тело, красивые линии. Фантазируя на тему отношений, чаще всего отходишь от реалистичности, зато приобретаешь чувственное впечатление.
Мужчин рисую, как правило, со спины. У мужчин красивая спина. Моя задача - передать реализмом не тело, а настроение: какое зритель почувствует, такое и будет. Линию прорисовываю то четко, то она теряется, давая свободу воображению зрителя. Хотелось формой передать и легкость мужской спины, и насыщенные тяжелой силой мужские бицепсы.
В серии «Прототюрки» у вас свежий взгляд на историю: предки те же, подача иная.
Потому что я не смотрю пафосные картины наших художников. Тему вижу по-другому – спокойно, без ненужной парадности и заигрывания с национальными струнами души. Мне это интересно. Вспомните Сидоркина, он же не заигрывал, иногда подкалывал, с подковыркой делал свои работы - так он видел, так прочувствовал. И у Сидоркина, русского человека, лучшие работы про казахов.
Что вы считаете самым ценным и важным в искусстве?
В искусстве самое ценное - не оставить зрителя равнодушным, и чтобы он, зритель, у тебя был. Никому не нужно искусство, которое художник рисует в стол, и никто его не увидит. Замечательно, когда искусство вызывает у человека чувство; лучше хорошие, положительные эмоции – восхищение, радость, светлую грусть. Только не раздражение, когда смотришь работу и думаешь: сколько времени человек потратил на туфту - пустая формальность, и то спорно насчёт формы! Стараюсь, чтобы таких работ у меня не было.
Спасибо за интервью.
Дина Дуспулова, арт-эксперт
Подписывайтесь на наш канал в Telegram