ПРЯМОЙ ЭФИР

Гульшат Мадибиева: Хочу знать свой мировой уровень

Творчество Гульшат Мадибиевой – яркий пример несгибаемого духа перед лицом житейских невзгод. Трудные времена талантливая художница переживает с достоинством. Несмотря ни на что, шаг за шагом завоевывает международное признание. Работы Гульшат Мадибиевой достойно представляют Казахстан на мировой художественной сцене

Гульшат Мадибиева

 

Гульшат, вы казахская художница, почему более известны в России, Японии, Норвегии?

Такой цели, чтобы меня больше знала зарубежная аудитория, не было. На родине обо мне начали говорить намного позже. В Казахстане мы, художники, редко выставляемся, работаем в мастерских особняком, оценить себя адекватно в мировом масштабе не можем. Художнику всегда важно, на каком он этапе, куда движется. Международные проекты очень полезны, там жюри со всего мира.

По ту сторону дождя, 2023 год

 

Впервые начала участвовать в 2018 году, отправила работу в Москву на международную выставку в Центральный Дом Художника (ЦДХ), и забрала Гран-при! Хорошо, что меня отметили, делала это для себя, хотелось узнать свой мировой уровень. Когда понимаешь, где реально находишься по сравнению с другими профессиональными художниками, это большой плюс.

Гран-при в Москве - пик вашей творческой карьеры, или есть другие крупные победы?

Пика у меня еще не было, я иду к этому. Прежде, чем в 2022 году меня приняли в членство японской Ассоциации Международного института акварели, несколько лет выставлялась в Японии. За работу, связанную с экологией, я лауреат конкурса в Норвегии, 2021, отмечена дипломом в категории «Импрессионист», Малайзия.

Пробуждение, 2021 год

 

Вы успешный художник, что для вас успех?

Успех - это когда тебя принимает аудитория. С художниками, которые причисляют себя к успешным потому, что дорого продаются, у меня разные параметры. Не скажу, что материальная сторона для меня ничего не значит: когда на столе хлеба нет, ты зависим. Но я не ставлю задачу дорого продать выполненную вещь, просто стараюсь выложиться в работе. В конце концов, судьи – наши зрители. Если за картину могут заплатить, почему нет? Радует, когда люди резонируют с твоим полотном, начинают присматриваться, глаза горят. Ты понимаешь: на тонком плане происходит энергообмен, это и есть успех.

Натюрморт с тыквой, 2021 год

 

У вас есть постоянные покупатели?

Два года подряд у меня был покупатель из Москвы. Это он купил мою картину, завоевавшую Гран- при в ЦДХ. Когда мне назвали ориентировочную сумму за работу, плохо осознавая, что происходит, я ответила: хорошо, меня такая сумма устроит. С тех пор он активно наблюдает за моим творчеством, покупает именно акварельные работы. К несчастью, в прошлом году моё здоровье сильно пошатнулось, я фактически не могла работать, пришлось взять тайм аут. Приглашения на международные проекты по акварели продолжают поступать, хочу участвовать в выставках, если здоровье позволит.

Сирень, 2020 год

 

 Каким словом или фразой вы могли бы описать своё творчество?

(пауза) Я цветовик, мне важно чувство цвета. К своим работам подхожу не просто так, для меня это МУЗЫКА. Когда в оркестре один инструмент фальшивит, или не хватает пусть незначительного инструмента, скажем, колокольчика, - композиции не получится. У художника-живописца то же самое - все очень важно, даже маленький мазок. Живопись тем и привлекает. Цветовое пятно не будет играть, если неправильно найдена форма. Студентам говорю: не отходите от формы, ищите форму. В творчестве стремлюсь к этому принципиально. У меня выработанная техника, я никого не копирую, не стараюсь быть похожей, иду своей дорогой, - куда приведет, не знаю, просто иду.

В моей жизни был период, когда я преподавала. Молодые студенты часто проходят через такое: их ломают и они ломаются, теряют индивидуальность. Очень важно сохранить самобытность личности, не ломать стиль, почерк студента. К этому я аккуратно подходила, твердила: никому не подражайте, мы же ручкой по-разному пишем, алфавит вы знаете, но текст вам составлять - у каждого свой почерк, старайтесь выдать максимум того, как видите сами.

Художник на полотнах отображает внутренний мир - свои эмоции по отношению к внешней среде. Его рука может быть профессионально заточена на какой-то технике, почерк поставлен, но пишет он то, что у него внутри. Я пишу натюрморты, пейзажи. Пока зреет композиция, вижу, в какой технике - акварель или масло - выполнить сюжет. Не исключено, что могу засесть за кардинально иную тему. Сейчас три национальных сюжета просятся выложить их композиционно, - будто что-то бурлит, клокочет, двигает меня. 

Утренние розы, 2020 год

 

Всё же, что вы любите рисовать больше всего?

Не что я больше всего люблю рисовать, а что больше всего хочу выразить - какое чувство, эмоцию. Художник слушает зов души, значение придаю этой стороне. Человек искусства в какой-то степени философ; в отличие от простого обывателя, он воспринимает предметы иначе. Как эстет, могу их творчески приукрасить. В мире столько прекрасного, а замороченные проблемами люди не видят красоты, как вижу, чувствую и хочу передать её я. Если присмотреться, не все так плохо, в любой среде на вещи, ситуации, отношения смотрю глазами художника, ищу изюминку, красоту. В натюрмортах моя творческая фантазия превращает неодушевленные предметы быта в персонажи, каждый со своим характером. 

Подсолнухи, 2022 год

 

Писать в акварели - внутренняя потребность, зов. Равносильно тому, что стоишь с обнаженной душой, какая ты есть, перед господом Богом. Самая сложная техника, она не всем подвластна, ее надо чувствовать. Если маслом можно что-то переиграть, в акварели нужна точность снайпера, ошибки недопустимы. В Казахстане акварель непопулярна, акварелистов очень мало. Наша аудитория не принимает и не ценит акварель, к сожалению. А в мире эта техника развита, и имеет большую коммерческую ценность.

Расскажите, как развивалась ваша художественная карьера.

Родилась я в сельской местности, Талды-Курганская область. Поступая в колледж, знала, это мое. Учеба в Алма-Атинском художественном училище, 1982-86, оставила большой, горячий след. После перестройки, сами знаете, где мы оказались: нищенское существование, никакой государственной поддержки, арт-рынок встал настолько, что художники просто стонут. Несмотря ни на что, работаем, это наша жизнь, этим живем.

У казахстанского художника выбор один - следовать зову души или зарабатывать на жизнь. Многие ушли из профессии кто куда - в бизнес, строительство. С нашего потока на пальцах пересчитать, кто остался. Я с этой «кухни» далеко не уходила, всю жизнь - палитра, краски, колорит. Был период чистого зарабатывания денег: несколько лет работала на частных заказах - интерьеры, декорации, монументальная роспись. Сейчас по состоянию здоровья это мне не под силу, да и неактуально – я не чувствовала себя реализованной. Последние годы получаю удовлетворение, работая творчески - люблю творить в диалоге с душой. Правда, так случилось, что ушла из преподавания - моего основного источника дохода. Теперь приходится выживать. (горько смеется).

За углом зима, 2023 год

 

Откуда у художника творческая одержимость той или иной техникой, сюжетом?

Не одержимость, скорее, идейность. Возникает идея, появляется интерес, хочется делать, творить, твоя цель - воплотить идею. Бывает, работа не отпускает, возвращаешься к ней вновь и вновь. Полотно говорит: недосказанность, не выложилась до конца. Кто-то удивится: разве может полотно говорить? В процессе работы между полотном и художником - всегда диалог: не ты ведешь, тебя ведут. Монолог неуместен, ты не можешь диктовать холсту, бумаге. Иногда в голове один замысел, а начинаешь работать, душа просит переиначить: здесь так, а теперь сюда.

С душой разговариваю не вслух, конечно. Максимум, что могу: через цвет решить, как поймать баланс, прийти к конечной цели, той затее, которую вынашивала композиционно. Всегда говорю студентам: совокупность ваших знаний - колористика, пространственное видение – это одно, вы ещё должны чувствовать. Прислушайтесь, это не просто бумага или холст, войдите в диалог, чувствуйте, и будет вам отдача.

Вкус вишни

 

Всегда ли художник вкладывает глубокий смысл в свою работу, или он создаёт форму, а содержанием ее наполняют эксперты?

Думаю, работа должна говорить сама за себя, хорошую, полноценную работу видно сразу, вы с ней в резонансе, слова не нужны. Одним названием картина отражает идейный замысел -прочитал и начинаешь ощущать, видеть. Не всегда понимаю, когда посторонний человек начинает внушать свое видение: художник хотел сказать то, выразить это. А я смотрю на работу и чувствую недосказанность, неискренность, пустоту. То, что происходит между художником и полотном - вещь интимная. Откуда кому-то знать, что он хотел сказать?

Какое значение изобразительное искусство имеет для общества?

Очень большое значение имеет. Смотрю на это с точки зрения художника. У нас в художественной культуре сейчас такой упадок, элементарно деградируем. Культура прививается в семье, а эстетическая грамотность воспитывается через предмет изобразительного искусства в школе. Рисование и черчение обязательны в учебных заведениях, а из школьной программы убрали предмет черчения. Как же ребята будут видеть ту или иную форму в пространстве?  Мы теряем эстетику, значит теряем культуру, а без культуры - где мы, и куда идём?

Спасибо за интервью.

Дина Дуспулова, арт-эксперт

Поделиться публикацией :

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить

Новости партнёров

Загрузка...
Загрузка...