ПРЯМОЙ ЭФИР

Как развивается мировой и казахстанский ретейл в период пандемии

В рамках прошедшей в Алматы 28 Международной выставки моды Central Asia Fashion эксперты поделились мнениями о состоянии мирового и казахстанского ретейла. Специалисты обсудили реальность, проблемы и перспективы развития рынка на панельных дискуссиях и аналитических сессиях. В частности, специалист по работе с розничными сетями в Казахстане NielsenIQ Kazakhstan Сергей Буланов рассказал, на чем экономят казахстанцы, как меняются покупательские привычки и каким нужно быть ретейлеру, чтоб адаптироваться в условиях постковидных перемен

Сергей Буланов

От пандемии пострадал каждый пятый


Изменения привычек по мнению специалиста логично: полтора года пандемии внесли свои коррективы. В частности, глобальные исследования Nielsen IQ показывают, что 66% покупателей изменили маршруты и привычки в совершении покупок, также 81% покупателей реструктуризировали траты. Однако, несмотря на удар по мировой экономике, наблюдается восстановление и рост показателей ВВП по всему миру.


- Инфляция за 2021 составит 7,9%, в прошлом году она составила 7,5%. В этом году однозначно выше, чем за периоды 2018 – 2019 годов. Если говорить о том, как растут доходы населения относительно инфляции, то в целом по Казахстану в разрезе разных регионов можно наблюдать, что все же доходы казахстанцев растут больше, чем инфляция. Однако, можно выделить 3 региона - Кызылординская область, Мангыстауская область и Алматы. В данных регионах доходы казахстанцев растут гораздо ниже, чем инфляция, - делится данными исследований Сергей Буланов.


Что касается вопроса экономии, постпандемийные покупатели, по словам эксперта, поделились на 4 категории: покупатель экономящий (как экономил, так и продолжает); покупатели, которые начали экономить; покупатели осмотрительные и покупатели неограниченные. Стоит отметить, что покупатели, начавшие экономить, сейчас составляют 46%. Они пострадали от COVID-19, если не от самого вируса, то от влияния на экономику или из-за ограничений. Данные исследований показывают, что в Казахстане от пандемии пострадал каждый пятый житель страны.

Индекс оптимизма казахстанцев


Ежегодное исследование компании NielsenIQ Kazakhstan «Индекс потребительского оптимизма» в Казахстане составляет 104 пункта.

- Показатель выше 100 пунктов говорит о более оптимистическом настроении среди покупателей, нежели негативном. К примеру, в России, индекс потребительского оптимизма составляет 90 пунктов. Однако, все же казахстанцы считают, что страна находится в экономическом кризисе (74% опрошенных) и только 12% покупателей считают, что в ближайший год ситуация улучшится. Условно, семь из десяти покупателей в целом оценивает свое финансовое состояние достаточно позитивно в ближайший год. Что касается перспектив трудоустройства в ближайший год, то каждый второй покупатель считает перспективы трудоустройства хорошими. Однако, только 4 из 10 готовы тратить деньги и считают, что этот год является достаточно хорошим временем для новых приобретений, - сообщает Сергей Буланов. 


 Основные средства, согласно исследованиям, тратятся на обустройство дома и ремонт: под влиянием пандемии и условий «home-офис», покупатель старается обустроиться более комфортно. В то же время 32% опрошенных продолжают тратить деньги на отпуск, это вторая статья расходов, после основных трат. И если мы говорим про третью основную статью – это погашение займов и кредитов. Что касается ситуационного подкрепления, то уже заметно, что покупатель возвращается к привычной жизни. В прошлом году категории, которые росли высокими темпами, а именно продукты для готовки дома и чистящие средства для дома, сейчас находятся либо в органическом росте, либо в падении. Категории, которые в прошлом году показывали отрицательную динамику (импульсные продукты, офисные товары), сейчас растут и являются индикатором к возвращению покупателя к привычной жизни.


Также специалисты из NielsenIQ Россия провели исследование, чтобы понять ситуацию в ретейле: в фокус-группу вошли топ-менеджеры различных сетей и были опрошены на предмет того, что волнует ретейлеров в перспективе ближайшего года.

- В первую очередь их беспокоит падение трафика в офлайн-магазинах в связи с развитием электронной коммерции. Она набирает обороты не только в Казахстане, но и во всем мире. Вторая проблема ретейлеров – нестабильный объем поставок от производителей. В-третьих, это отсутствие прибыли в онлайн-канале. Мы понимаем, что канал новый, он требует дополнительных расходов, однако пока его доля не большая, в связи с этим он менее маржинальный, чем офлайн. Четвертое: изменение потребительских привычек из-за пандемии и перераспределение спроса. В прошлом году мы наблюдали достаточно яркую картину того, как менялся переток покупателей среди каналов продаж.


Одно из глобальных исследований NielsenIQ, которое проводилось в 15 странах мира, показывает, что одни торговые точки потеряли важность на 60 процентов, в то время как другие выросли в своей важности на 40%. Что это значит? Прежде, после работы, недалеко от офиса, парковки покупатель находил торговую точку, делал покупки и ехал домой. В связи с локдауном, ситуация сильно поменялась. И что мы видим на примере таких городов как Барселона, Париж, Лондон: в районах с меньшей густотой и плотностью застройки, растут продажи в торговых точках, что, в свою очередь, говорит о перетоке покупателей в магазины близ дома. Также новый тренд, который имеет место в ретейле - стирание границ. Пять лет назад мы приезжали на АЗС, заправляли машину, покупали сигареты и на этом все. Сейчас АЗС предлагают больше услуг: мы можем помыть машину, купить продукты на всю неделю. Похожая ситуация и с аптеками. Среди трендов также можно выделить и открытие магазинов-дискаунтеров,
- сообщает эксперт.

Омнишоперов становится больше


Одним из самых важных трендов специалист выделяет омниканальность. Отмечается, что под влиянием пандемии, покупатели стали более активно прибегать к электронной коммерции и рынок стал приходить с более интересными предложениями. В частности, прошлогоднее исследование NielsenIQ Kazakhstan Shopping Trends показало, что готовых покупать онлайн в Алматы стало намного больше: с 23% до 47% вырос данный показатель. В Нур-Султане показатель вырос с 35% до 43%. По последнему исследованию, в Казахстане 47% покупателей являются омнишопперами: покупают как онлайн, так и офлайн.


В заключении Сергей Буланов отметил, что ключом к стабильности сегодня является гибкость.

- Сейчас очень меняется и покупатель и в целом ретейл. Все изменения происходят из-за пандемии и ретейлеры должны быть готовы ко всему и очень быстро реагировать, - резюмировал эксперт.

Напомним, выстака моды Central Asia Fashion стала первым постпандемийным оффлайн мероприятием для модной индустрии на территории всей Центральной Азии. При этом она сохранила все основные элементы, укрепив позицию лидера B2B направления в выставочном бизнесе. Россия, Турция, Украина, Беларусь, Корея и Казахстан представили новые коллекции на выставке моды CAF сезона Autumn-2021. Шестьдесят восемь производителей и поставщиков привезли в Алматы коллекции на грядущий сезон для предзаказа и закупа байерами, а также обменялись информацией о положении индустрии.

Поделиться публикацией :

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить

Новости партнёров

Загрузка...
Загрузка...