ПРЯМОЙ ЭФИР

Если руководитель вам грубит: как решить проблему, не меняя место работы

Мат и грубое общение — спорная тема в мире бизнеса. Одни компании относятся к ругательствам исключительно негативно, а другие считают, что в этом нет ничего страшного. Александр Высоцкий, консультант по управлению бизнесом, рассказывает, уместно ли грубить и что делать сотрудникам, если руководитель выходит за рамки дозволенного

Фото: pixabay.com


Почему руководители используют ругательства

Организационная культура

Есть компании, в которых сотрудники используют мат. Не утверждаю, что это хорошо. Ещё один момент: мат в таком случае используется для своеобразного «украшения речи», а не для оскорблений. Настоящих негативных эмоций такой разговор не содержит. Это специфическая культура, и нужно выбирать, подходит ли она вам. Есть люди, которых мат (не содержащий большой негативной нагрузки) вообще не трогает. Но тем, кто реагирует на него эмоционально, работать в такой обстановке будет некомфортно.

Если вы хотите создать компанию, которая будет расти и развиваться, не нужно создавать себе искусственный барьер. Имеет ли смысл поддерживать такую культуру, если она ограничивает возможности? Мне кажется, что проще избавиться от мата.

Отсутствие такта

Второй — когда люди используют мат, чтобы выразить агрессию и оскорбить другого человека. Помните, что это противозаконно: если подобное происходит, нужно относиться к этому как к преступлению. А за ними должно следовать наказание. Потому что оскорбления напрямую нарушают личные границы и негативно сказываются на эмоциональном состоянии человека. Любая грубость рушит здоровую рабочую атмосферу.

Что делать, если руководитель вам грубит?

Хорошая тактика в том, чтобы прямо об этом сказать. «Почему вы позволяете себе такое? Я не собираюсь терпеть грубость и хамство. Я считаю вас хорошим руководителем, но это не дает вам права так себя вести. Это не подобает вашему уровню». Если спокойно повторять эти слова каждый раз, когда возникает подобная ситуация, то руководитель спустя какое-то время прекратит срываться.

Я считаю, что подчиненные должны влиять на руководителя: напоминать, требовать, просить или настаивать на чем-то. Здоровые отношения подразумевают взаимную коммуникацию. Разница лишь в том, что руководитель отвечает за большую область, а специалист профессионально и компетентно отвечает за более узкую область. Нет такой концепции в менеджменте, что подчиненный должен терпеть плохое отношение. Более того, в Европе и Америке такое поведение начальника может обойтись компании очень дорого. Дело может дойти до суда.

По моему опыту, люди позволяют себе такое поведение, когда никто не дает им отпор. Если подчиненные начнут открыто выражать свою позицию, руководитель быстро поймет контрпродуктивность своих действий. Поэтому если вам не нравится поведение начальника — об этом ни в коем случае нельзя молчать.

Кейс из практики

Несколько лет назад в нашей компании произошла ситуация, связанная с использованием ненормативной лексики. Одна из менеджеров в отделе продаж периодически использовала мат в общении с сотрудниками. И ее подчиненные с этим смирились. Но потом в отдел пришли два новых сотрудника, которым это было неприятно. Они не стали молчать, а заявили о проблеме: написали об этом в общем чате. А затем — служебную записку на начальника отдела продаж. То есть, они создали новое правило в коллективе. В итоге менеджер перестала использовать мат, и обошлось без увольнения. При этом все подчиненные получили комфортную рабочую обстановку.

С точки зрения руководителя

Руководителям, которые так общаются с подчиненными, могу посоветовать одно. Когда вы так обращаетесь с сотрудниками, подумайте о причинах. Скорее всего, вы злитесь сами на себя — чего-то не сделали, не организовали работу. Или вы вообще не должны были брать слабого сотрудника на работу.

Не ругайтесь, а сделайте все возможное, чтобы исправить свои ошибки. И каждый раз, когда хочется это сделать, глубоко вдохните и досчитайте до десяти, чтобы успокоиться. Ответьте себе честно: что вы сделали или не сделали, из-за чего так реагируете? И исправьте это.

Вывод

Я считаю, что грубость и сквернословие ухудшают коммуникацию и расстраивают людей. Только плохой руководитель будет расстраивать своих подчиненных. Его задача заключается в обратном: сделать их работу более эффективной и довести до результата. А хамство приводит к снижению продуктивности: когда руководитель поступает подобным образом, он дает сотрудникам причину работать хуже и не выполнять свои задачи.

Поделиться публикацией :

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить

Новости партнёров

Загрузка...
Загрузка...