ПРЯМОЙ ЭФИР

Тимур Сулейменов: если нет хорошего человеческого капитала - все программы останутся на бумаге

20 ноября 2019 года в ходе Форума стратегических инициатив на первой сессии под названием «Новая экономическая политика» Олжас Худайбергенов, старший партнер центра стратегических инициатив, рассказал о необходимости создания новой экономической модели Казахстана. Тимур Сулейменов, заместитель руководителя администрации президента РК дал свои комментарии к предлагаемым новшествам

Тимур Сулейменов; Фото: tengrinews.kz

По словам Олжаса Худайбергенова, новая экономическая модель будет состоять из четырех основных ступеней: бюджетная перезагрузка, финансовая перезагрузка, экономика возможного и экономика-инновация. Фундаментом новой модели станет «сингапурская стратегия».

- В бюджетной перезагрузке необходимо полностью изменить систему экономической стратегии, так как сейчас она оторвана от системы управления и в целом от общей экономической системы. Необходимо создать агентство по стратегическо-экономической реформе при президенте, чтобы агентство самостоятельно разрабатывала новые стратегии и предлагала их на рассмотрение правительству. Также отчеты статистики передать агентству для объективизации данных. Необходимо создание более простой двухуровневой системы стратегического планирования, так как сейчас по факту она трехуровневая, но на деле - пяти-шестиуровневая, так как перегружена индикаторами и документами. Необходимо облегчить сам бюджет стратегического планирования в госорганах. В том же Сингапуре бюджетный лимит прописан на 5 лет, все стратегические документы утверждаются только после утверждения финансирования. Сотрудникам госорганов необходимо дать свободу действий, чтобы у них были определенные лимиты по расходу бюджета, которые они могут применять без процедур рассмотрения. Это будет реальным шагом доверия государства госслужащим. Многие госкомпании живут в условиях жесткой бюрократии, при этом система не защищает от коррупции, - подчеркнул Олжас Худайбергенов.

Тимур Сулейменов согласился с тем, что в Казахстане сильно зарегулирована бюджетная политика. По его мнению, это происходит вследствие того, что преследуется двуединая противоположная цель: несоответствие быстроты и эффективности распределения бюджетных средств.

- На самом деле в поисках этого баланса финансово-экономический блок страны находится постоянно. Есть такие предположения, что нужно отдать министрам, замминистрам корпоративные карточки, за которые будет отвечать государство, но следует учитывать тот факт: кто ими будет пользоваться, какие обязательства на себя возьмет и какими мотивами будет руководствоваться. На мой взгляд, для такой кардинальной реформы мы не созрели. Касательно госзакупок мы видим аналогичную ситуацию. Вопрос по созданию агентства поднимается также достаточно давно. Вопросы лицензирования, контрольно-надзорной системы и т.д. были реализованы, поэтому я считаю, что важно создать агентство, которое будет решать сложные вопросы, которые ранее не поднимались. И эти вопросы далеко не всегда лежат в экономической и социальной плоскости, они могут находится и в конкуретной области, и в судебно-правоохранительной области. Поэтому я не совсем уверен, что «набор экономистов» сможет решить все эти проблемы. Конечно, более мелкие и насущные проблемы нужно и можно решать, при этом подумать о более эффективных предметах реализации этих идей, - отметил Тимур Сулейменов.

Олжас Худайбергенов также отметил важность денежно-кредитной перезагрузки, которая предполагает необходимость наращивания объема кредитования.

- Нужно провести реструктуризацию всех проблемных кредитов. В 2017 году доля кредита к ВВП составляла 56%. Следует сделать акцент на росте долгосрочных кредитов, при этом придать прогнозирование курса тенге. В целом, необходимо предпринять комплекс мер для снижения ставок на рынке до 6-7%, - добавил он.

- Согласен, что наша система кредитования «хромает». На исторически низком уровне находятся кредиты в экономике при росте потребительских кредитов. Большая надежда возлагается на корректирующие меры, которые будет требовать НацБанк с собственников банков, при этом процентная ставка будет зависеть от уровня инфляции. Надо чтобы базовая ставка отражала потребности экономики. Также большая работа требуется от правительства и акимов, это именно то, о чем говорил президент, так как тарифная инфляция на услуги и продовольственные товары никуда не делась, - поделился своим мнением по этому поводу Тимур Сулейменов.

Олжас Худайбергенов также озвучил требования к инвестиционной политике, необходимые для развития новой модели.

- Нам нужна активная инвестиционная политика, предыдущие амнистии капитала прошли успешно, но на самом деле еще очень много зарубежных активов, которые можно вернуть. При переходе на новую политику стоит отказаться от государственных внешних долгов, на фоне НацФонда наша страна способна себе это позволить. В «сингапурской системе» есть такое правило: бюджетно-торговые профициты направляются в резерв страны и потом инвестируются в уставный капитал страны, - подчеркнул Худайбергенов.

Однако, Тимур Сулейменов не поддерживает политику «нулевого долга», объясняя это так:

- На мой взгляд, пока мы сбалансированы с точки зрения активов и пассивов государства, при этом под активами мы подразумеваем не только бюджет, но и национальный фонд – у нас достаточно нормальная ситуация. Я не сторонник того, чтобы активно использовать Национальный фонд, потому что деньги лежат под 3-4%, занимаемся мы под более высокие ставки 5-6% и на этом мы сможем выиграть. На мой взгляд, как и в любом бизнесе должно быть место заемному капиталу, он должен быть двигателем. Конечно, надо смотреть еще насколько большой этот долг, сейчас он составляет 23% - это довольно безопасный уровень. А общий долг страны сейчас составляет 86%, хотя раньше он заходил за 110%.

В остальных пунктах предложенной концепции новой экономической модели Тимур Сулейменов согласился с Олжасом Худайбергеновым. При этом добавив пару аспектов, которые нужно добавить в концепт новой модели:

- Дополнительный вопрос - это конкуренция, здесь огромный блок, касающийся законодательных ограничений и частных конкурентных условий, от которых зависит развитие предпринимательства в Казахстане. И, пожалуй, самое главное, это качество исполнения реформ, так как государство играет очень большую роль в нашей экономике, хотим мы того или нет. Государство присутствует как финансист и регулятор. Все государственные функции как правило реализуют государственные служащие, так вот без концепции регулирования государственного управления сложно будет реализовать реформы. Мы хорошо умеем писать программы, но если нет хорошего человеческого капитала – эти программы останутся лишь на бумаге. Очень важный и недооцененный компонент всей политики – это государственное управление и государственная служба. Я, конечно, приветствую новую экономическую модель, но все аспекты следует рассматривать детально, - заключил Тимур Сулейменов.

 Автор: Жадра Есенгелди

 

 

 

Поделиться публикацией :

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить

Новости партнёров

Загрузка...
Загрузка...