ПРЯМОЙ ЭФИР

Повышение налоговых ставок в Казахстане не лучшая идея

Экономист назвал 4 причины, почему не стоит повышать налоговые ставки

Фото: Pixabay

Автор Telegram-канала Tengenomika экономист Олжас Тулеуов опубликовал четыре аргумента, почему повышение налоговых ставок в Казахстане не лучшая идея.

За пять месяцев текущего года на фоне коронакризиса, резко ухудшившего внешние и внутренние экономические условия, налоговые поступления государственного бюджета Казахстана упали на 9,7% после роста на 15,9% за аналогичный период 2019 года. При этом, существенное сокращение поступлений наблюдается по корпоративным налогам (-3,3%), налогам на добавленную стоимость (-12,4%), налогам на собственность (-11,8%), таможенным платежам (-43,1%), поступлениям за использование природных и других ресурсов (-8,0%). Наряду с этим общие доходы госбюджета за анализируемый период, несмотря на столь значимое падение налоговых поступлений, все же выросли на 11,4%, что связано с ростом поступлений трансфертов из Нацфонда на 64,1%.

Напомним, что в этом году для нивелирования негативного эффекта коронакризиса Правительством было принято решение увеличить трансферты из Нацфонда, что в целом и позволило сохранить положительный темп увеличения расходов бюджета даже при падении налоговых доходов. Так, за пять месяцев текущего года затраты госбюджета показали рост на 9,2%, что в условиях кризиса, мы считаем, довольно хорошим показателем.

В свою очередь, подобный «коронакризисно-структурный» дисбаланс доходной части бюджета (падение налоговых сборов и их замещение увеличением трасфертов из Нацфонда) закономерно беспокоит членов экономического блока Правительства, ведь в текущих условиях никак нельзя сократить расходы бюджета пропорционально падению налоговых поступлений. В этой связи пока еще неофициально слышны различные заявления, что самым эффективным решением в сложившейся ситуации является повышение налоговых ставок, в частности ставок по корпоративным налогам и налогам на добавленную стоимость. Забегая вперед скажем, что в текущем моменте подобное решение представляется не самым эффективным, а самым простым, и в то же время пагубным для экономики Казахстана. Далее разбираемся почему.

Во-первых, по нашим оценкам, при сохранении наблюдаемого тренда падения поступлений (только) от корпналогов и НДС по итогам года госбюджет потеряет порядка 1,2 трлн. тенге. И согласно нашим модельным расчетам для того, чтобы попытаться восполнить такую потерю через увеличение ставок по корпналогам и НДС необходимо их повысить как минимум на 3-5 процентных пункта от текущих уровней. При этом нет однозначного вывода о том, что подобное резкое и ощутимое увеличение ставок все же позволит добиться конечной цели – сбалансировать все налоговые поступления. Напомним, что корпналоги и НДС обеспечивают лишь половину налоговых доходов госбюджета Казахстана, следовательно даже при увеличении ставок по ним вопросы с остальной частью поступлений сохранятся.

Во-вторых, в условиях коронакризиса, который вероятнее всего не закончится вместе с завершением 2020 года, рост налоговых ставок усилит давление на экономических агентов – как фирм, так и домохозяйств. Так, любое повышение налоговых ставок фирмы, которые и без того терпят убытки, а некоторые и вовсе находятся на грани банкротства, будут перекладывать на увеличении конечных цен. Другими словами, это создаст дополнительное основание для роста инфляции, что еще сильнее ударит по количественному и качественному уровню потребления населения, а значит и их благосостоянию.

В-третьих, рост налоговых ставок как в период пандемии, так и постпандемии повысит негативные экономические ожидания агентов, что создаст не лучшие перспективы инвестиционной активности и потребительского поведения на среднесрочном, а может даже долгосрочном периоде. Вместе с тем, это может сказаться на усилении недовольства и протестных настроений общественности в отношении действий не только экономического блока, но и социального блока Правительства.

В-четвертых, в нынешних условиях, когда сокращается налогооблагаемая база, то есть когда компаниям просто не из чего платить еще больше налогов, повышение налоговых ставок может привести к обратному – еще более значимому снижению объему их сборов. Так, согласно теории и кривой Лаффера, повышение налоговой ставки при ухудшении экономических или институциональных предпосылок наоборот ведет к падению налоговых поступлений, так как экономические агенты будут вынуждены все больше уходить в тень, прекращать свою деятельность или же просто укрывать доходы.

Таким образом, исходя из данного анализа, повторим наш тезис – повышение налоговых ставок сейчас станет пагубным для нашей экономики. При этом, некоторой альтернативой данному решению может стать основанный на максимально детальном анализе более глубокий секвестр бюджета, то есть сокращение неэффективных и непродуктивных затрат бюджета, а также более действенное освоение его средств. Вероятно, учитывая в том числе и эти моменты, Президент на недавнем расширенном заседании Правительства заявил, что к вопросу повышения налоговых ставков в стране сейчас нужно подходить очень взвешенно.

Поделиться публикацией :

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить

Новости партнёров

Загрузка...
Загрузка...