ПРЯМОЙ ЭФИР

Латиф Казбеков: Художник тот, кто ведёт за собой

В культурной жизни Алматы сентябрь и октябрь ознаменованы большим событием - выставкой Латифа Казбекова в музее Кастеева. Крупнейший художник современности из Санкт-Петербурга представил землякам экспозицию «Бумажные миры»

Латиф Казбеков

Латиф Кожахметович, вы родились и начинали творческий путь в Казахстане. Какую роль в вашем становлении сыграли казахстанские художники Борис Пак и Евгений Сидоркин?

В моей нетворческой семье говорили, что я родился с карандашом в руках. С раннего детства всё время рисовал, ни разу не покидал родной деревни, приезд в город был открытием. Поступив в 1971 году в Алматинское художественное училище, испытал некое удивление: я самоучка. В школе учительница ботаники по совместительству вела рисование; технических знаний никаких (не знал, как натянуть бумагу на планшет). Первые профессиональные навыки получил от Бориса Петровича Пака. Я был очень старательным учеником, рисовал без устали. Сидоркин с Паком были друзья и, конечно, с первого курса был очарован пластикой Сидоркина, эстетикой и культурой рисования. 

Осень. Воспоминание. Авторская бумага, акварель. 2023

Борис Петрович учил зарисовывать всё, что привлекает внимание: движется, лежит, стоит. Я и сейчас так делаю, своим студентам говорю: ведите дневник в рисунках, не пишите словами, зарисовывайте мысли, желания. Воспитывайте в себе дух экспериментаторства, пробуйте и еще раз пробуйте. Сам я люблю докапываться: если чего-то хотел, хватался и уходил в это с головой. Мне всегда мало, я «жадный», хочется всё освоить, выразить свои ощущения через плоскость, через бумагу, иногда через рельеф. 

Похищение Европы 2. Рельеф, авторская бумага, авторская техника. 2023

Вы российский художник с мировым именем. Почему вас не знает широкая публика на родине в Казахстане?

Наверное, мало здесь выставлялся. По молодости сильно хотел, мечтал остаться в Алма-Ате, но по многим причинам уехал. После окончания в 1981 году академии Репина объездил с выставками весь мир по приглашению. Легче назвать страну, где я не выставился - все страны бывшего Советского Союза, Америка, Япония, Франция, Германия, Италия и так далее. Только Казахстан меня никогда не приглашал. Однажды в разговоре со мной этот факт узнал приехавший в Санкт-Петербург новый консул Казахстана. Вскоре позвонили из резиденции Назарбаева, пригласили участвовать в выставке на 10-летие Астаны вместе с Михаилом Шемякиным и Даши Намдаковым. Втроём мы выставились в Национальном музее, 2008. 

Незаконченная партия 4. Авторская бумага, акварель. 2018

К тому времени у меня появился замечательный друг Юрий Саулиди, он из Казахстана, живет в Петербурге, бизнесмен, любит искусство, дружим уже 15 лет. Юрий спонсировал несколько моих выставок. По его инициативе в 2014 году прошла серия успешных выставок: Санкт-Петербург, Мраморный дворец в Русском музее; Астана и Алматы, музей Кастеева; затем Китай. На следующий год вместе с братьями Юрием и Дмитрием Саулиди собрали 16 ведущих питерских и московских художников, и привезли на историческую родину выставку “Свободные художники Петербурга”. 

Пробуждение. Авторская бумага, акварель. 2013

Нынешняя выставка в Алматы - третья после Питера и Москвы. Там были огромные залы, здесь зал маленький. Из множества направлений мы привезли для разнообразия немного рисунков, немного акварели, немного рельефов. Абстрактное искусство, которое я очень люблю, вообще не выставлено.

Ева 21 века. Рельеф, авторская бумага, авторская техника. 2023

Вы блестящий экспериментатор. Вопреки традиционным, открыли новый способ письма в акварели, из жидкой бумаги лепите картины-рельефы.

Акварель считают неким подсобным материалом для эскизов, этюдов. Это беспокоило, мне казалось, возможности акварели раскрыты не до конца. Я очень люблю акварель за её прозрачность, хотя в ней очень трудно добиться такой же глубины цвета, как в масляной живописи, корпусность которой достигается только за счёт цвета. В масляных красках нет прозрачности, в акварели нет корпусности. Моя цель - чтобы было и то, и другое. Стал экспериментировать; прислушиваясь к интуиции, путем проб и ошибок в 1999 году нашел свой способ литья бумаги. Вопреки традиционному письму мягкими кистями только на поверхности, я писал самыми твердыми кистями, разрушающими верхний слой бумаги. Так добился обратного эффекта, при котором и прозрачность сохраняется, и достигаются живописные качества по глубине цвета.

Revival. Авторская бумага, акварель. 2017

Потом появились рельефы, это не папье-маше. Рельефы я не высекаю, леплю из жидкой бумаги.

Иллюзия свободы. Рельеф, авторская бумага, авторская техника 2020

Ваши новаторские методы имеют революционное значение для искусства?

Важно, какое значение они имеют для меня. Художник по сути своей эгоист, тот, кто ведёт за собой. А из нас, особенно последнее время, пытаются сделать тех, кто идёт позади всех и всем угождает. Это общая тенденция, ещё Ленин говорил: «Искусство принадлежит народу» . Но творчество так не делается. Цель искусства - не учить людей жить, а вскрывать и доносить проблемы. Образно говоря, искусство – это штопор, вскрывающий ёмкость с содержимым, как консервную банку. Лишь тонко чувствующий и воспринимающий мир художник видит проблемы человечества глобально. Никто не имеет права ему диктовать, художник может делать всё, вопрос только: как? Это «как» и есть мораль - очень важная вещь. Свобода без морали – хаос.

Пауза. Авторская бумага, акварель. 2023

У вас более 70 проиллюстрированных детских книг. Вы так любите детей, или сами в душе ребёнок?

В душе я скорее всего ребёнок (смеется). В 1975 году окончил графический факультет академии Репина как книжник. В книжной графике проиллюстрировал огромное количество книг, и они до сих пор переиздаются. Считаю, книги для взрослых иллюстрировать не надо, им важен текст. У детей на первом месте иллюстрации, поэтому в детской книге художник - соавтор. В этой области я сильно преуспел, пресса утверждает, что на моих книгах выросло целое поколение детей. 

А. Толстой. Золотой ключик или приключения Буратино (1). Бумага, акварель, 1-е издание, 1995

Раньше государственные издательства заказывали книгу, и художник писал ее как хотел. С середины 90-х делать книгу - проблема. Появившиеся так называемые ТОО пытаются диктовать, в какой стилистике писать, и подчинять твою творческую энергию своим правилам. Искусство вообще не любит правил, - пришлось сопротивляться. Книги стали ночной работой, параллельным зарабатыванием денег. А днем я экспериментировал, делал офорты, литографии, писал живопись, акварели. Искал новые пути, средства ярче выразить свой внутренний мир, и до сих пор в поиске.

А. Толстой. Золотой ключик или приключения Буратино (2). Бумага, акварель, 1-е издание, 1995

Вы трудоголик? 

Да, я трудоголик, причем основательный и неисправимый (смеется). Занимаюсь не только книгой, пишу картины, росписи, делаю мозаики, дул стекло, создавал и расписывал фарфор. В отношении живописи считаю, плох тот художник, который занимается только одним материалом. Я себе ничего не запрещаю, хочется - делаю. Пока не попробую, не потрогаю руками, непонятно, близко мне это или нет, могу ли в этом выразить свой внутренний мир? Если некомфортно, всё равно знания и опыт откладываются. Как у Пушкина: «И опыт, сын ошибок трудных, и гений, парадоксов друг…».

Разоблачение. Черное на белом. Рельеф, авторская бумага, авторская техника. 2019 

Однажды вы сказали: “Художник не тот, кто может хорошо рисовать, а тот, кто может отобразить свой внутренний мир”.

Умение рисовать – это умение убеждать, как бы ты не рисовал. Если убеждает, значит нарисовано. Когда слышу: этот человек не умеет рисовать, - хочется спросить: не умеет рисовать как кто, как Репин? Я так рисовать не хочу, рисую, как я хочу. Существует понятие «академическое рисование», то есть технически правильное, сухое копирование, чистое мастерство. В рисунке важнее внутреннее содержание. Бывает, в работе всё безупречно нарисовано, но внутреннего содержания нет, образ мышления не художника, автор - мастер, профессионал, ремесленник. А иногда видишь: потрясающий художник, но работам не хватает ремесла. Поэтому самый хороший художник тот, кто передает и творческое начало, и мастерство. Очень много мастеров считают себя художниками. Про себя не скажу, не знаю, по жизни я самоед, мой внутренний критик порой такие перлы выставляет, что приходится с ним бороться.

Тишина. Авторская бумага, акварель. 2021

У вас есть работы, которые считаете шедеврами?

Таких нету, есть с десяток работ, которые на 50 процентов соответствуют моему изначальному восприятию. Лучше Матисса, наверное, не скажешь: «Когда я работаю, думаю, что со мной Бог. А когда закончил, оказывается, я работал один». Когда начинаешь работу, в голове всегда есть выстраданная, эфемерная картинка, ты её видишь, она беспокоит, волнует. Осуществление замысла, отображение картинки - процесс замечательный, приятный, но результат всегда не очень удовлетворяет, что бы не говорили искусствоведы, критики, и какой бы ни был материальный успех. Это не кокетство, у многих художников так. По словам одного друга, если в лучшем случае на 20 процентов получится, уже хорошо. Когда заканчиваю работу, внутренний критик всегда говорит: Казбеков, ты способен на много большее (смеется). Этот голос подстёгивает работать всё больше и больше. 

Триптих. Движение осени 1-2. Авторская бумага, акварель 2007

Вы не чересчур требовательны к себе? 

Требовательность это или нет, всё происходит само собой. Я не то, чтобы вижу, но чувствую мир и свое отношение к нему; труднее всего передать это внутреннее ощущение. Очень трудно найти баланс между ощущением ремесла и творческой мыслью, превалирует то одно, то другое. Ничто не существует без баланса. Например, между любовью и нелюбовью, добром и злом, адом и раем всегда есть баланс. Любовь мы хорошо понимаем только когда есть нелюбовь; не будь зла, добро исчезает; если только рай, люди жиреют и перестают воспринимать мир; если только ад, то сплошной хаос. Я прожил немало лет, но именно это - найти баланс между ремеслом и творчеством - отзывается в душе всё острее и острее. 

Триптих. Движение осени 3. Авторская бумага, акварель 2007

Человеку много чего нужно для жизни, я не нуждающийся, деньги зарабатываю, но творчество это другое: что-то такое «между». Думал, постарею - пройдёт, но оказывается, чем старше, тем больше идей, задач; очень много чего хочется сделать, и понимаю, что не успеваю. Ритм жизни убыстряется, времени всё меньше, это обидно. Хотелось бы, чтобы дни были длиннее и сил больше. Всё что позади - путь к чему-то. Мне кажется, я только-только подхожу к тому, чего хочу на самом деле.

Спасибо за интервью.

Дина Дуспулова, арт-эксперт

 

Поделиться публикацией :

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить

Новости партнёров

Загрузка...
Загрузка...