ПРЯМОЙ ЭФИР

Как компании помогают сотрудникам поддерживать ментальное здоровье и что им это дает

Ментальное здоровье сотрудников — не абстрактное понятие, о котором можно порассуждать за чашкой кофе. Выгорание, депрессия и другие психологические проблемы сказываются на достижениях компании, ведь кадры решают все. Поговорим о том, как позаботиться о своих сотрудниках и выбрать наиболее эффективный способ

Фото: Pixabay.com

Психотерапия и пирамида Маслоу

Трудности с ментальным здоровьем сотрудников ― это недополученная прибыль компании, а в некоторых случаях — прямые убытки. Эту и другие проблемы ментального здоровья проще и дешевле предотвратить с помощью психотерапии.

Забота о ментальном здоровье сотрудников ― важный момент в любом бизнесе. Но цели у работодателя могут быть разные, от повышения стрессоустойчивости сотрудников до создания команды единомышленников. О бизнесах можно думать в терминах пирамиды Маслоу ― корпоративные ценности определяют то, как именно и в каком ключе вы будете выбирать инструменты помощи.

7. Потребность в самоактуализации

6. Эстетические потребности

5. Познавательные потребности

4. Потребность в уважении

3. Потребность в любви и принадлежности

2. Потребность в безопасности

1. Физиологические потребности

Пирамида Маслоу ― это упрощенная иерархическая модель потребностей, по мере удовлетворения которых человек поднимается на новую ступень. Низшие ступени ― это удовлетворение базовых физиологических потребностей и обеспечение безопасности, следующие уровни связаны с коммуникативностью, командной работой и клиентоориентированностью. Высшая ступень пирамиды Маслоу ― самовыражение и самоактуализация. То же самое происходит и в бизнесе: достигая определенного уровня и закрывая его потребности, компания движется дальше и смещает приоритеты в отношении сотрудников.

Если ваша компания борется за то, чтобы выжить и заработать деньги (уровни физиологии и безопасности), то, скорее всего, у вас как работодателя нет ресурса, чтобы вкладываться в корпоративную культуру и создавать поддерживающую атмосферу в компании. Грубо говоря, вам приходится признавать: «Наши люди все равно выгорят, но пусть они выгорят попозже». В такой ситуации не до продуктивности сотрудников, их самореализации и поддержания здорового климата в коллективе. Для компании на этом уровне максимум, что можно предложить, ― это повысить стрессоустойчивость сотрудников, и психотерапия может в этом помочь. Полностью стресс исключить не удастся, лишь отсрочить неизбежные проблемы: уход некоторых сотрудников из компании, падение продуктивности и конфликты.

Если компания стремится к достижениям, ориентирована на то, чтобы принести пользу клиентам, и строит сплоченную команду (уровни любви и достоинства в пирамиде Маслоу), то вы как работодатель заинтересованы в высокой эффективности сотрудников и их лояльности к руководству. На этом уровне приоритетом становится забота о психологическом состоянии сотрудников и создание продуктивной атмосферы в компании. Такие бизнесы используют психотерапию не только для повышения стрессоустойчивости сотрудников, но и для предотвращения профессионального выгорания и развития навыков общения, что помогает в том числе и в продуктивном разрешении конфликтов.

Если компания мечтает изменить мир и собирает команду единомышленников (уровень самоактуализации), то она нацелена на раскрытие потенциала каждого сотрудника. Текучесть кадров в таких компаниях ниже, а их самореализация стоит в приоритете. Психотерапия в этом случае — незаменимый инструмент повышения осознанности сотрудника, которая поможет ему находить те роли в компании, на которых он будет наиболее продуктивен и счастлив на каждом этапе своего профессионального и личностного развития.

Даже на самых сложных позициях, где сама суть работы связана с повышенным стрессом и может «выжигать» людей изнутри (например в продажах, службе поддержки, а также на руководящих должностях), люди могут справляться с трудностями гораздо лучше благодаря психотерапии. Если сотрудник видит смысл в том, что делает, чувствует поддержку и поощрение от коллег, может оценить результаты своей работы и умеет восстанавливать душевное равновесие, это помогает преодолевать любые преграды.

Чувство собственной ценности, конструктивное отношение к ошибкам и ответственности, умение регулировать свою нагрузку и вовремя отдыхать, правильное восприятие конфликтов, идентификация нездоровых способов борьбы со стрессом и их замена на здоровые — все эти навыки можно выработать с помощью психотерапии.

Как поддержать сотрудников ― опыт российских и зарубежных компаний

Инструментов, которые позволяют позаботиться о ментальном здоровье сотрудников, довольно много. Основная их задача ― дать сотрудникам навыки, необходимые для продуктивной работы в коллективе: от осознания собственных сильных сторон и продуктивности до умения конструктивно принимать и давать обратную связь. Это непросто, если учитывать, что часть людей сегодня работают удаленно: хотя «удаленка» снижает уровень конфликтности в коллективе, она часто снижает и эмпатию между коллегами. К тому же многие сотрудники фактически остаются один на один со своими проблемами, поэтому более остро нуждаются в психологической помощи.

Корпоративный психолог

Относительно дешевый и простой способ заботы о ментальном здоровье сотрудников. Такие специалисты есть в Johnson & Johnson, Unilever, а также российской «Битрикс-24». Корпоративный психолог доступен прямо в офисе, его не нужно искать или выбирать, и отзывы о нем легко получить у коллег. С другой стороны, у любого психолога есть какая-то область специализации, поэтому один специалист вряд ли окажется эффективен одновременно для всех сотрудников компании. У многих сотрудников штатные психологи вызывают определенное недоверие, потому что они работают на компанию, полностью раскрываться перед таким специалистом может быть небезопасно. Не всем нравится, что все коллеги знают, кто ходит на терапию, а кто нет. К тому же психологи, как правило, не работают с близко знакомыми людьми по этическим соображениям: если между клиентами возникает личный или рабочий конфликт, или конфликт интересов, особенно в ситуации подчинения друг другу двух сотрудников), психологу может быть сложно (или невозможно) работать в интересах обоих клиентов.

Полный текст доступен на Inc.ru

Текст: Ольга Китаина, практикующий психолог, соосновательница сервиса по подбору психотерапевтов Alter

Поделиться публикацией :

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить

Новости партнёров

Загрузка...
Загрузка...