ПРЯМОЙ ЭФИР

Акорда или соцсети? Журналисты и владельцы СМИ обсудили, кто определяет информационную политику в Казахстане

В Алматы прошла 12-я конференция по вопросам развития казахстанского рынка средств массовой информации MEDIA ҚҰРЫЛТАЙ. Неизменный организатор и автор проекта – Казахстанский пресс-клуб. Темой конференции стал медиарынок в эпоху транзита. Журналисты, редакторы и собственники ведущих казахстанских СМИ рассказали о трендах и обсудили текущие изменения в контексте общей политической системы

Марат Асипов и Айдос Сарым. Фото: Казахстанский пресс-клуб

МедиаКурылтай'2019 традиционно начался с обсуждения основных трендов отрасли. Безусловно, главным инфоповодом уходящего года остается транзит власти. «Небольшая оттепель», - так журналисты характеризовали происходящее на медиарынке. Главное свидетельство потепления - начал работу закрытый по решению суда в прошлом году сайт Ratel.kz. 

- Мы вышли из блокировки. Не знаю, связано ли это с транзитом. Здравый смысл возобладал, судебный запрет снят, но свидетельство о постановке на учет сетевого издания Ratel.kz нам еще не дали. Сегодня мы работаем не как редакция, а как собрание пишущих людей, - пояснил по этому поводу главный редактор сайта Марат Асипов, поблагодарив за поддержку коллег.

Нужна декриминализация клеветы

В будущее медиаэксперты смотрели со сдержанным оптимизмом. «Главное, чтобы после оттепели не наступили заморозки и гололед», - резюмировал Михаил Дорофеев, главный редактор интернет-портала informburo.kz. По мнению политолога Айдоса Сарыма, транзитный цикл еще не завершился. Когда пройдут парламентские выборы, выборы в маслихаты, а власть пойдет на новые президентские выборы, лишь тогда можно будет судить о том, насколько состоятелен транзит. В этих условиях, по мнению эксперта, СМИ должны стать сильным общественным институтом, который давал бы объективную экспертную оценку происходящим событиям.

- Та модель, которая упиралась в одного сильного человека,  себя изжила. Задача медиа сейчас – стать сильным государственным институтом, - сказал он.

Чиновников на конференции не было, а между тем, к ним у участников медиа рынка было немало вопросов. Начиная от банального «годами не отвечают на запросы», до более серьезных тем, таких, как изменения в законодательстве. В октябре участники Национального совета общественного доверия попросили президента Касым-Жомарта Токаева декриминализировать статью о клевете, сделав ответственность не уголовной, а административной. Этот вопрос обсуждается уже больше восьми лет.

- Журналисты, проводящие расследования, могут оказаться в тюрьме. Это очень опасная тенденция, если  журналиста за независимое расследование могут преследовать, а издание – закрыть. Сначала нужно этот  вопрос решить, а остальное приложится, - сказал участник Национального совета, издатель Forbes Kazakhstan Арманжан Байтасов.

СМИ и кулуарные войны

Директор информационного агентства Inbusiness.kz Мира Халина отметила, что казахстанские деловые СМИ стали меньше зависеть от пресс-релизов, выпускаемых различными ведомствами. СМИ «генерят» контент самостоятельно.  Участники коснулись  темы госзаказа и необходимости сохранять баланс в условиях информационных войн.  Это еще один тренд – СМИ пытаются использовать, как инструменты в борьбе за власть.

Батыр Казыбаев, глава "Алаш Медиа Групп"

К сожалению очень много попыток использовать СМИ в кулуарной борьбе. Мы внимательно смотрим, что происходит на рынке, с какой информацией работать, -  объяснил Батыр Казыбаев, генеральный директор «Алаш Медиа Групп».

- Так сейчас же можно не запрещать. Сейчас можно просто не дать денег в рамках госзаказа, - сказал Михаил Дорофеев.

- Поэтому мы отказываемся от госзаказа, - ответил Батыр Казыбаев. -  Объем очень маленький, в районе 10 млн.тенге,  если говорить о Tengrinews.kz. Это не очень рыночно. Все равно, госзаказ каким-то образом обязывает. Люди, дающие госзаказ,  в любом случае просят лояльного отношения. Нам в этом смысле трудно выдерживать редакционную политику. Мы выдерживаем и целенаправленно сокращаем госзаказ.

- А кто определяет информационную политику государства сейчас? Акорда или библиотека? – уточнил Михаил Дорофеев.

- Социальные сети, - ответил Батыр Казыбаев. Действительно, так или иначе власть обращает внимание на «глас народа» в социальных сетях. Правда, как отметила Мира Халина, как только в стране происходит что-то неординарное, начинаются загадочные сбои в работе социальных сетей. Загадочные - потому что в государственных органах комментируют, что никаких блокировок в стране нет.

Айдос Сарым, Батыр Казыбаев, Мира халина, Арманжан Байтасов, Ержан Сулейменов

Forbes Kazakhstan будет выходить на казахском языке

Снова и снова тема дискуссии обращалась ко все более важному в последние годы вопросу развития СМИ на казахском языке.  Есть огромная аудитория, с которой нужно работать, говорили редакторы и собственники СМИ. Процесс монетизации контента идет слабо, рекламодатели с недоверием относятся даже к раскрученным и посещаемым ресурсам. В развитие СМИ на государственном языке инвестирует в основном государство, отметил Батыр Казыбаев, руководитель «Алаш Медиа Групп». Руководитель Казахстанского Медиа Альянса, издатель Forbes Kazakhstan Арманжан Байтасов, член Национального совета, оптимистично взглянул на эту ситуацию:

Рынок после девальвационных шоков оправился, рынок рекламы был неплохим. Ожидаем рост, - сказал он, добавив, что с 2020 года журнал Forbes Kazakhstan будет выходить на казахском языке.

- Мы находимся в сегменте деловых СМИ, где сложная аналитическая информация. Мы видим, что казахскоязычная аудитория растет. Мы не будем продавать его отдельно, он будет продаваться вместе с русскоязычным. Это не вкладка, а отдельный журнал. Цена останется та же.  Это будут как авторские материалы, так и переводы. Рейтинги Forbes мы будем переводить. Список богатых людей, на каком языке бы вы не говорили, не поменяется, - завершил он.

Уже традиционно  участники курултая обратились к вопросу о том, как аудитория сегодня получает информацию, сохраняют ли СМИ свою важность в качестве ее источника? По результатам исследования по медиапотреблению и медиаграмотности, проведенного Internews, основными источниками информации казахстанцы называют интернет (52,8%), родственников, знакомых и коллег (41,8%) и социальные сети (45,5%). При этом из последних казахстанцы отдают предпочтение мессенджеру WhatsApp (88%) и социальной сети Instagram (63%). Однако, по мнению главного редактора Ratel.kz Марата Асипова, СМИ все же не следует «гоняться» за трафиком и кликами, а выдерживать паузу и предоставлять аудитории качественный контент.

Автор: Ольга Настюкова

 

Поделиться публикацией :

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить

Новости партнёров

Загрузка...
Загрузка...