Ляйсира Марат: Качественный продукт – конкурентный продукт
В эфире Business FM программа «Деловое утро». Ляйсира Марат, основатель GALANZ bottlers, Tiffany Plaza и образовательного агентства EuroSchool, рассказала о том, как прошла путь от специалиста в отделе лицензирования при Министерстве внешнеэкономических связей до успешной бизнес-леди
Вы можете прослушать подкаст программы «Деловое утро»:

Расскажите о Вашем пути становления. Как Вы начинали свой бизнес?
- В медийное пространство я вышла совсем недавно. Для многих я была просто основателем, без активного участия в операционном процессе.
Первые шаги в бизнесе начались в далеких 90-х годах. Тогда я не задумывалась о каких-то бизнес-процессах. Была мощная мотивация. Учась на юридическом факультете КазГУ, параллельно работала в милиции, а вечерами мыла полы. Надо было помогать маме. Именно в тот момент я хотела изменить свою жизнь в лучшую сторону.
Моя дипломная работа привлекла внимание и меня пригласили в Министерство внешнеэкономических связей. Два года проработала в отделе лицензирования. На моих глазах происходило зарождение бизнес-проектов, которые сейчас знают все. Для меня было большой честью общаться с великими людьми - бизнесменами.
Многие ведь предпочитают карьеру в госслужбе, почему Вы решили уйти в «свободное плавание»?
- Работая в Министерстве, мы заключали контракты с другими странами. Я чувствовала языковой барьер. Поехала в Лондон изучать английский язык. Курс длился 2 месяца, поэтому мне пришлось уволиться с работы. На тот момент в Казахстане не было языковых курсов. Приехав в Англию, меня осенило, что казахстанский рынок только начинает формироваться и будет потребность в изучении иностранных языков. Вот так, в один момент решила открыть агентство.
Если сравнить настоящее время и 90-е годы: сейчас легче открыть бизнес?
- 90-е кардинально отличаются от настоящего времени в представлении о том, как нужно начинать свой бизнес. Это было очень эмоциональное время. Приходила идея и мы действовали, не просчитывая никаких рисков. Конечно, это было время больших возможностей. Сейчас я понимаю это.
Если говорить о настоящем времени, то постковидное время показало, что нет возврата в прошлое, опыт прошлых лет не работает. По моим ощущениям, наступили новые 90-е, когда будет изменение бизнес-подходов по отношению бизнес-моделей. Чтобы «оставаться на плаву» сейчас, нужно очень много работать.
Maxi чай – расскажите историю создания бренда…
- Мы его ласково называем «Максик». Идея пришла в 2003 году, когда я с первым супругом была в командировке по делам агентства EuroSchool (мой первый бизнес в сфере языковых курсов). Мы привезли детей в Китай, изучать китайский язык. Отмечу, что производством воды под брендом «Хрустальная» мы занимались еще в 1998 году. Так вот, если вернуться к Maxi чай, то в поездках за границу мы часто пили охлажденный чай и думали, как бы было хорошо, если бы в нашей стране был такой напиток. Первоначальный капитал для данного проекта мне дал мой друг, наставник, так как в то время с получением кредитов в банках на реальные проекты были сложности. Конечно, было много рисков, но мы об этом не думали даже. Заложили все, что было у нас. Я занималась поиском финансов и маркетингом, а бывший муж – привлечением поставщиков. Линию горячего розлива мы поставили первые в Казахстане.
Как вам удавалось выигрывать борьбу с конкурентами?
- Качественный продукт – основной принцип конкуренции. У нас натуральный продукт. Если в первый раз покупатель совершает эмоциональную покупку, то во второй раз он уже слушает себя: хочет ли он этот продукт приобретать вновь. В настоящее время этот рынок высококонкурентный, поэтому обязательно должна быть отстройка от конкурентов: по вкусовым качествам, по ценовой политике.
Давайте поговорим о вашем бьюти-бизнесе. Как пришла идея открыть клинику Tiffany Plaza?
- Все пришло от личных потребностей. Хотела сделать какие-то бьюти-процедуры, но на тот момент в РК не видела ответственных клиник, которые бы сопровождали пациента. Ниша была пустая. Я прошла американскую программу SABIT и написала им, что ищу партнера для такого проекта. Почти сразу нашелся инвестор. Через три года я уже выкупила их долю.
А если говорить о названии.. В то время собирался заходить на казахстанский рынок ювелирный бренд Tiffany. Был ли резонанс?
- Дочь моего партнера звали Tiffany. Конечно, я знала о бренде Tiffany, но думала, что мы в разных сегментах и противоречий быть не должно. Конечно, в последствии они были, но мы урегулировали все вопросы.
А какие именно услуги предоставляет Tiffany Plaza?
- Есть два направления: эстетическая медицина и пластическая хирургия. Также в процессе скорейшего запуска находится направление интегративной или превентивной, комплементарной медицины, в которой используется целостный подход к здоровью человека. Можем выявить на ранней стадии генетические, хронические заболевания, которые лечатся комплексно. Популярность сейчас набирают ДНК-тесты, которые определяют умственные способности ребенка и т.д.
Как переживает пандемию ваш бизнес?
- По-разному. Основной вид деятельности агентства Euroschool – выезд за рубеж. Мы начали перестройку на онлайн-обучение. Провели успешно первую онлайн-выставку зарубежных учебных заведений.
Если говорить о производстве Maxi чая – завод находится в области, поэтому наши управленцы принимали оперативное решение о размещении сотрудников в области на время жестких ограничений. На тот момент у нас был достаточный запас ингредиентов и мы смогли обеспечить бесперебойную работу завода. В 2020 году прирост составил 20%.
Понятно, что в начале пандемии мало кто думал о пластической хирургии. Именно коронавирус дал осознание того, что основной ценностью будет здоровье. Так, Tiffany Plaza пришла в интегративную медицину: купили лабораторию. Отмечу, что это направление очень перспективное.
Текст: Жади Есенгелди
Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook