ПРЯМОЙ ЭФИР

Максим Барышев: У Казахстана есть большой потенциал экспортировать не просто сырье, а уже готовые изделия

В ходе прямого эфира программы «У нас – учет» Максим Барышев, председатель регионального совета НПП «Атамекен» по городу Алматы, глава компании Uchet.kz, прокомментировал некоторые тезисы выступления Натальи Годуновой, Председателя Счетного комитета, на пленарном заседании Сената Парламента РК по отчету Правительства об исполнении республиканского бюджета за 2019 год

Вы можете прослушать подкаст программы  «У нас - учёт»:

Максим Барышев. Фото: из личного архива

Улучшены позиции по макроэкономической стабильности Казахстана в рейтинге глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума. До 60 места. Однако, снижения нефтяной зависимости не достигнуто. На протяжении 10 лет доля обрабатывающего сектора не превышает 11%. В структуре экспорта минеральные продукты составляют 70%.

- Конечно, для Казахстана доля обрабатывающего сектора слишком низкая. Приведу пример, возьмем килограмм стали, который стоит 1 000 тенге (условно). Если из него сделать гвозди, то они будут стоить 10 000 тенге, а если производить дорогие часы, то стоимость этого килограмма стали может возрасти до нескольких тысяч долларов. Вот она – добавленная стоимость. На мой взгляд, у Казахстана есть большой потенциал экспортировать не просто сырье, а уже готовые изделия.

Реальные доходы населения возросли на 5,5%. Однако, в расходах населения до 50% увеличилась доля продовольственных товаров.

- Меня очень сильно беспокоят эти показатели. Получается, большая часть населения 50% от суммы заработной платы тратит на еду. При этом другая половина уходит на погашение коммунальных услуг, заправку авто, погашение налогов и т.д. Работаем, чтобы просто «выжить».

При этом растут кредиты населения в банках. В 2019 году рост потребительских кредитов опережал рост номинальных доходов населения почти на 15%.

- Мировая практика показывает, что «жить в кредит» - это нормально. При этом, если сравнить наши процентные ставки с зарубежными, то увидим большую диверсификацию. В Европе, Америке ставка в 4% годовых считается большой – под такую ставку могут получить кредит физические лица, не имеющие кредитного рейтинга. При истории с положительным рейтингом, процентная ставка составляет всего 2-2,5%, а в некоторых случаях даже 1,5%.

Наверное, назрела необходимость пересмотреть подходы к уплате КПН, не авансовыми платежами. А на основе квартальных расчетов по фактическим результатам деятельности. При этом снижение уровня переплаты по платежам должно являться показателем эффективной работы органов госдоходов.

- В Казахстане есть более 1 000 предприятий, относящихся к субъектам крупного бизнеса, которые платят налоги авансом, то есть, еще не получив прибыли. Наталья Годунова предлагает производить оплату КПН по результатам квартала финансовой деятельности, исходя из показателей реальной прибыли. Я считаю, что нужно это сделать с 1 января 2021 года. Напомню, что крупный бизнес платит в Республиканский бюджет, а МСБ производит оплату налогов в местный бюджет. Это было сделано для поддержания и развития сферы МСБ.

В налоговом администрировании при высоком уровне цифровизации увеличивается количество безрезультативных проверок. Процент взыскания доначисленных сумм по налоговым проверкам в 2019 году по сравнению с 2018 годом снизился почти в 3 раза. Не проводится оценка эффективности применяемых налоговых льгот и преференций. Главная причина – отсутствие у отраслевых органов информации в разрезе таких льгот, отраслей и показателей деятельности их получателей.

- Увеличение количества безрезультативных проверок для бизнеса – хороший показатель. Это показывает повышение эффективности бухгалтерского учета внутри компаний.

Полагаем, надо пересмотреть подходы и внести ясность в отчетность получателей льгот и мер государственной поддержки. Бизнес должен иметь встречные обязательства перед государством.

- В настоящее время, когда бизнес получает определенные льготы, он не несет встречных обязательств: не обещает увеличить мощность, нанять дополнительных сотрудников. Наталья Годунова предлагает изменить эту тенденцию. У бизнесмена будет выбор: взять кредит по стандартной ставке, но без обязательств либо по сниженной ставке, но со встречными обязательствами перед государством.

Всемирный банк посчитал мультипликатор бюджетных расходов (то есть агрегированный показатель), который по Казахстану еще в 2015 году оценивался на уровне 0,2 – 0,3 значений. То есть на каждый потраченный бюджетный доллар возвращается в качестве реального эффекта только 20 - 30 центов. Это вдвое ниже развивающихся стран, где данный показатель достигает 0,6. Хуже всего, что большинство создаваемых у нас рабочих мест – временные.

- Для того, чтобы были постоянные рабочие места, нужно создавать заводы, фабрики. Таким образом, мы сможем получить максимальную занятость населения, рост готовой экспортной продукции и пополнение казны налогами. На мой взгляд, государство не должно вмешиваться в этот процесс, так как к этому бизнесмены должны прийти самостоятельно. Например, владельцы сырья могут на свои либо привлеченные деньги построить обрабатывающие заводы.

Автор: Жади Есенгелди

Поделиться публикацией :

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить

Новости партнёров

Загрузка...
Загрузка...