ПРЯМОЙ ЭФИР

Ретейл в Казахстане: все хотят быть лидерами, но никто не хочет экспериментировать

Интервью с Анной Пацюк - консультантом и практиком в секторе розничной торговли с 19-ти летним опытом работы. Она говорит, что небольшим магазинам сейчас выгоднее объединиться. Розничная торговля лидирует в теневой экономике Казахстана, но при этом «кормит» огромное количество людей. Долго так продолжаться не может. Если на рынок зайдет крупный сетевой игрок, он может потеснить магазины формата «у дома»

Фото: Pixabay.com

Анна Пацюк начинала бизнес на Украине, позже вышла на рынки других стран СНГ и уже больше десяти лет помогает развивать продуктовый ретейл в Казахстане. Сейчас она совместно со столичным бизнесменом Бауржаном Нуркеновым развивает кооперацию минимаркетов и первую в Казахстане франшизу продуктового минимаркета «BESH!». По ее мнению, казахстанцам необходимо срочно развивать сети маленьких магазинов формата «у дома», пока наш рынок не захватили крупные игроки. Жадра Есенгелди побеседовала с экспертом и узнала, выживут ли магазины формата «у дома» в конкурентной битве за потребителя.

Посмотреть запись интервью на Youtube:

В чем отличие ретейла  в Казахстане и в Украине? Есть у нас какие-то особенности?

Когда я приехала из Украины в Казахстан, меня удивлял консерватизм. Все хотят вначале посмотреть. Как только в процессе разработки стратегии развития появляются инновации, у собственников бизнеса начинается  ступор:

- А так уже делали в Казахстане? Нет? А где делали?

-  В соседних странах делали, все отлично работает.

 – Ммм, ну давайте попозже сделаем.

Это - казахстанская загадка. Развитие всегда строится на смелых. Все хотят быть лидерами, получать  прибыль, но тестить новые инструменты и экспериментировать никто не хочет. Поэтому я всегда говорю коллегам, которые хотят принести на казахстанский рынок что-то новое: запаситесь терпением и деньгами на инвестиционный период. За вами будут наблюдать со стороны не один месяц.

Фото: Магазин «НАШ маркет» 150 кв.м.

В Казахстане вы запустили франшизу мини-маркетов. Расскажите подробнее об этом проекте?

Все начиналось с небольшого проекта, на который меня пригласил предприниматель Бауржан Нуркенов. Мы стали развивать сеть минимаркетов «НАШ маркет», а это очень сложный, хоть и обладающий потенциалом, бизнес. Развивать магазины формата «у дома» - ювелирная работа, почти, как блоху подковать. Нужно на маленькой площади сделать красивые витрины,  представить все товарные группы, автоматизировать процессы. В какой-то моменты мы поняли, что создали уникальный для рынка продукт и решили его масштабировать. Так родилась идея «франшизы по-казахски».

Это какой-то новый формат?

Мы начали искать дополнительные инвестиции и сразу поняли, что бизнесмены, у которых есть деньги, сами в магазине работать не готовы. Им хочется получать пассивный доход, не углубляясь в детали. Так появилась идея «франшизы по-казахски». Это партнерский проект, когда один человек инвестирует и оснащает магазин под нашим контролем. Готовый проект наша команда берет в управление. У инвестора появляется пассивный доход, у нас – адекватный магазин в управлении. Также мы сделали и классическую франшизу, когда  предприниматели сами погружаются в рабочий процесс. Такие люди тоже есть. Сейчас у нас три франчайзи в Нур-Султане.  

Вообще насколько рентабелен такой бизнес - минимаркет? И сколько нужно денег, чтобы его открыть?

Часто предприниматели думают, что открыть продуктовый магазин – несложно. У нас было свыше семисот запросов на франшизу, но справится с бюджетом смогли только три человека.  Но если подходить к этому профессионально, у вас будет куча расходов – освещение, торговое оборудование, ассортимент товара.  Все вместе составит солидный бюджет. В среднем, инвестиции составляют порядка тысячи долларов на квадратный метр торговой площади. Чтобы открыть магазин площадью в сто квадратов, вам понадобятся инвестиции примерно в 30 млн тенге. Обычно розничный бизнес в таком формате окупается за 2-3 года.

Вы способствовали тому, что в Казахстане создали Ассоциацию минимаркетов. Зачем это понадобилось и какая ее роль?

Дело в том, что магазин-одиночка получает максимально высокие цены у поставщиков. Это логично – потому что объемы закупа небольшие. Как получить более выгодные закупочные цены? Очень просто – нужно объединиться с другими. Решение лежало на поверхности. Для этого мы создали Ассоциацию минимаркетов Казахстана. Сейчас мы активно работаем с НПП «Атамекен», участвуем в образовательных программах. Наша глобальная задача – сформировать на базе Ассоциации закупочный союз. Но здесь есть нюанс – чтобы объединиться, нужна автоматизация. Это сильно останавливает.

Обычно предприниматель в магазине «у дома» сам стоит на кассе, сам принимает товар и потом еще сам моет полы. При этом вся прибыль идет в «черную кассу», показываются минимальные доходы. Вы это имеете в виду?

Да, об этом все знают, но говорить как-то не принято. Индивидуальным предпринимателям, владельцам магазинов, важно получать прибыль. Но если они будут все делать, как нужно, их одиночная точка априори не будет эффективной. Надо, чтобы зарплата была белая, заключались трудовые договора, платились все налоги, пенсионные. Но если показывать  прибыль и выходить на НДС, будет  другой документооборот. Нужен бухгалтер, появится куча документов по оприходованию. В одном магазине эти бизнес-процессы не работают. Поэтому мы предлагаем объединить затратную часть. Если нет возможности открыть офис и взять бухгалтера в одиночку, нужно объединяться с  двадцатью другими магазинами. Это большая точка роста.  

Наверняка вы  изучали другие страны. Что он говорит мировой опыт?

В Европе, кстати, закупочные союзы – глобальное явление в ретейле. Образованы они за счет кооперации. Кооператив - давно знакомое слово, но мы провели исследование и поняли, что в сознании людей оно ни с чем хорошим не ассоциируется. Хотя если хорошо вспомнить наше прошлое, то страна благодаря им качественно «вынырнула» в перестройку и прошла сложный этап. В Германии есть сеть Edeka - самая крупное объединение розничной торговли, основанная еще в конце 19 века.  Маленькие лавочники объединились, чтобы конкурировать с крупными игроками. Сейчас это крупнейшая сеть в  Германии с огромными оборотами. У нас же  магазины как отдельные княжества. Зайдет сильный игрок и всех победит поодиночке. Посмотрите на Европу - там уже не осталось одиночных магазинов. Все представляют какие-то сети.

Вы думаете, казахстанский рынок привлекателен для продуктового ретейла? К нам заходил Carrefour, но потом ушел с рынка.  Сейчас все ждут прихода Auchan…

У нас огромная емкость рынка и основной оборот идет через магазины у дома, которые работают «на калькуляторе». У Казахстана есть интересное преимущество,  которого нет ни в России, ни в Украине. В Казахстане  есть куда расти. Рынок свободен.  Другое дело, что здесь сложная логистика, большая территория. Работу сети, если такая захочет зайти в страну, будет сложно координировать, не зная местной специфики. Для того, чтобы европейская модель бизнес-процессов работали здесь, у нас и персонал должен быть, как в Европе и клиенты возможно, должны быть такие же. Поэтому, я думаю, что в ближайшее время будут развиваться местные сети. И поэтому мы так активно говорим об Ассоциации и закупочном союзе. Свято место пусто не бывает, а оно сейчас пусто.  Большой вопрос – будет это место занято местным бизнесом или иностранным.

Поделиться публикацией :

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить

Новости партнёров

Загрузка...
Загрузка...