Марина Ковалёва: В этом мире есть смысл существования
Если бы меня спросили: чего больше в работах Марины Ковалёвой - качества или креативности? Как член международного жюри, по обоим критериям я бы поставила высший балл. Впрочем, пятибалльную шкалу креативность художницы зашкаливает
Марина, почему вы рисуете?
(Усмехается) Это моя отдушина, иначе мне скучно. Вариантов заниматься чем-то другим не было: сколько себя помню, всегда рисовала. Родилась в Алма-Ате, родители архитекторы, оба хорошо рисовали. С 4 класса бабушка отдала меня в художественную школу-интернат, открывшуюся для талантливых детей со всей республики. Школа дала такую хорошую базу, что в институте со спецпредметами мне было совсем легко. Спасибо также институтскому преподавателю по рисунку Людмиле Щерблюк. В 2001 году я окончила художественно-графический факультет Казахского педагогического института.
Вы мастер особого живописного почерка. Каким словом или фразой могли бы описать своё искусство?
Изнутри ёмко выразить одним словом трудно. Люблю разные фактуры: нашлись ржавые железные листы или интересной формы камни, и … понеслось. Даже названия придумала: на ржавом металле - ржавопись, на других фактурах - кляксопись (смеется).
Серию на непальской оберточной бумаге назвала «Книга травы», имея в виду графичный эффект колышущейся под ветром травы. Как бы шизофренически ни прозвучало, но каждая поверхность со мной разговаривает. Нравится сидеть и расшифровывать, что в ржавчине или другой фактуре уже есть! Подсознание работает, ищет образы, они сами развиваются. Отпуская воображение на самотёк, следую за ними, это помогает расслабиться, отдохнуть.
Моя функция художника не столь уж велика - посредством фактуры разглядеть, выделить историю, и слегка досказать, воплотить её небольшой росписью, намекая людям, что это уже красиво. Такая концепция - подчеркивание формы - мне нравится. В другом подходе о фактуре не думаю, понравилась название: «Боги на реконструкции» - «пляшу» от затеи, интересно выразить идею.
Как вы совмещаете богов с реконструкцией, и почему?
Религия, Бог – это внутреннее чувство, близкое к мироощущению. По-моему, если ни во что не веришь, веру можно придумать, и я периодически сотворяю, придумываю себе богов. Как Алиса в Зазеркалье, успеваю «поверить в шесть невозможных вещей до завтрака». Со временем личная вера меняется, как и я сама: стереотипы нуждаются в реставрации или реконструкции. Создавать богов по своему подобию - не задумываясь что, откуда и нужно ли - превращается в привычку.
Во внешней жизни я мало что понимаю, особенно сейчас. Я много путешествую, приезжая в страну, стараюсь изучить культуру, мифологию, религии - индуизм в Индии, буддизм в Шри-Ланке. Немного завидую простоте и естественности, с какой они следуют ритуалам, но самой очень трудно поверить. В Индии боги - неотъемлемая часть жизни, вера у людей просто в крови, каждодневные ритуалы в их исполнении - как позавтракать.
Индия для вас – второй дом. С чего началось увлечение страной?
Мне было 27. В один не лучший период моей жизни я наткнулась в парке на книжку с картой Индии на обложке, и поняла: надо ехать. Как луч света, она позвала в дорогу, хотя английского не знала, интернета не было. Самое забавное, книжка была про Саи Бабу, в Индии была раз двадцать, а к нему как раз не попала, оказалось, мне нужно совсем в другие места. Встречала соотечественников, которые толпами ездят к Саи Бабе в ашрам, но такой уж у меня характер, от мест с большим скоплением туристов держусь подальше (смеется).
Но я не всегда такая дикая. Не могу объяснить без доли мистики, но в Индии я меняюсь: становлюсь более доброй, чувствительной. Мне комфортно, есть друзья, с которыми легко общаться – индийцы, украинцы, итальянцы, немцы, французы. Я заядлый мотоциклист, на любимом транспорте объездила всю страну по периметру, очень интересно бывать там, где нет туристов.
Откуда у художника творческая одержимость той или иной техникой, сюжетом?
(Пауза) Я никогда не работаю на пленэре. Умом понимаю, что полезно выйти и рисовать с натуры, но мне трудно себя преодолеть, необходимо переключаться. Места и персонажи хочется сфотографировать глазами. Например, сейчас меня дожидается картина, которую начала под впечатлением увиденного в Шри-Ланке. В то хмурое утро я поехала на рыбный рынок. Заспанные рыбаки привезли с моря скатов и, абсолютно белые, они лежали светлыми пятнами на сером асфальте, раскинув крылья, как ангелы. Красиво, и меня одолела затея нарисовать. Но мне надо отойти, успокоиться, подумать: как я хочу это видеть, затем вернуться к начатому.
Что вы больше всего любите рисовать?
Люблю характерные портреты, был период, когда нравилось рисовать не то чтобы старые, но поношенные лица, они говорят о чем-то. Цветного у меня мало: люблю монохром, сепию (коричнево-серая краска). Поскольку цвет использую очень немного, в других художниках меня восхищает умение его сочетать. В Эрмитаже видела Гогена, это какая-то магия, нечто восхитительное, рядом положенные цвета – просто в десятку! Восхищает грамотно сделанная абстракция, которую тоже не очень «догоняю».
Ваш любимый художник?
Люблю Ван Гога, из книжных иллюстраторов - Калиновского. Очень нравится Эндрю Уайет. В его пейзажах не каждый увидит красоту, но художник смог тонко передать вроде бы обыденные вещи: обшарпанная дверь, приоткрытое окно… Удивительно, ты прямо чувствуешь оттуда воздух, прохладу воды в забытом где-то ведре. Один из принципов, почему мне нравится тот или иной художник – у каждого свой мир. Из авторов такого плана вспоминаются миры Чурлёниса с их историями, мифологией.
У меня тоже есть свой мир, куда ухожу на время, и окружающее касается лишь постольку-поскольку. В общем-то мне нравится жить во внешнем мире, я не жалуюсь (смеется). Просто иногда бывают периоды, когда взаимодействия со средой болезненны и дискомфортны. Контакты из серии пойти, чего-то добиться даются с трудом. Честно говоря, с удовольствием не «выползала» бы во внешний мир, чтобы не видеть, как меняются подсмотренные на улице картинки. Словно во сне, образы персонажей искажаются, перетекают один в другой. Впервые побывав в Астане, наблюдала социальное зрелище. Впечатление вылилось в результат - триптих про белых обезьян.
Расскажите о своем опыте участника арт-групп «Без названия» и «24».
В общем мне нравилось, из-за ощущения, близкого к капустнику, было забавно, даже интересно, почему нет? Как в школе, выбиралась тема. Обычно творческие работы редко делаешь по указанию, с другой стороны, вдруг получится что-то интересное? Отойти от своего, индивидуального ни у кого не вышло. В разношерстных группах с единым флагом каждый из 7 - 8 человек остался при своей идее и стиле.
Рисовать – ваш способ существования?
С рисованием связана моя работа, требующая профессионализма. Ты делаешь то, что просят, редко предлагая своё, заказчик зачастую хочет видеть на стене картинку, найденную в интернете. Зарабатывать на творчестве у меня не очень получается. Хватает на очень простую в бытовом плане жизнь и на поездку раз в год. Требования к путешествию скромные, это никогда не дорогие отели, рестораны.
Привыкла, что одно полушарие мозга отвечает за то, чем зарабатываю деньги - роспись на стенах, картины, портреты на заказ. Другое полушарие занимается творческими вещами, когда делаю что и как хочу. Для себя рисую скорее урывками, по времени немного. В голове вынашиваю эксперимент: уделить полгода только себе - чего я хочу? Может, если обстоятельства позволят, додумаю наконец, что мне хочется, и воплощу серию работ за всю прожитую жизнь. Рисую не для того, чтобы понравиться. Задача - создавать то, что нравится мне, а если понравилось зрителю, я рада, отклик очень важен.
Спасибо за интервью.
Дина Дуспулова, арт-эксперт
Подписывайтесь на наш канал в Telegram