ПРЯМОЙ ЭФИР

Ермек Жангельдин: Счастье говорить то, что думаешь

Известный искусствовед, историк искусства Ермек Жангельдин в представлении не нуждается. После череды выступлений перед камерой популярного телепроекта "Непутевые заметки" о Казахстане впервые он дает интервью для Бизнес ФМ

Ермек Токтагалиевич, кто из казахских художников, быть может, напрямую не связанный с Казахстаном, так или иначе представляет Казахстан?

Визитной карточкой Казахстана на сегодняшний день является Урал Тансыкбаев. Мы должны быть благодарны Узбекистану за упоминание о казахском происхождении художника. Он - первый представитель Центральной Азии, ставший Народным художником СССР, академиком Академии художеств СССР, лауреатом Ленинской и других высших премий. В Казахстане Тансыкбаев появился в 30е годы, когда художественная ситуация была в столь зачаточном состоянии, что никто здесь не хотел с ним разговаривать. В Узбекистане его встретили, дали возможность подняться, и он стал одним из основоположников современной узбекской живописи, наравне с выдающимися Александром Волковым и Кузьмой Петровым-Водкиным.

В 2017 г. в московским музее им. Пушкина я получил сильное потрясение от показа собрания русского авангарда из коллекции Игоря Савицкого, основателя музея в Нукусе, одного из лучших музеев мирового класса. Все ближнее и дальнее зарубежье приезжает туда смотреть работы советского авангарда 20х - 40х годов. Выставка "Сокровища Нукуса" в Москве была очень крупным событием изобразительного искусства. Большая экспозиция в главном зале музея начиналась с произведений авангардиста №1 Урала Тансыкбаева. А на колоннах фронтона Пушкинского музея запевным лейтмотивом всей выставки красовалось огромное полотно-коллаж из его работ. Уровень, на котором Москва принимала собранные И.Савицким лучшие произведения советского авангарда, казался мне нереальным, ничего подобного у нас я не видел.

Неужели в столице автономной Каракалпакии Нукусе - мировой центр авангардного искусства?

Да. В годы становления власти Советов цвет советского авангарда волею судьбы оказался в Узбекистане, именно в Нукусе, многие маститые художники-авангардисты работали в Самарканде, Ташкенте. Они-то и основали редкое на сегодня, очень мощное узбекское изобразительное искусство. Осколками того авангарда в Казахстан попали Сергей Калмыков, Абрам Маркович Черкасский, воспитавший целую плеяду казахстанских художников.

В свое время вы возглавляли музей им. Кастеева, были вице-министром культуры. Как удалось сделать столь успешную искусствоведческую карьеру в Казахстане?

Я сделал карьеру потому, что на тот момент находился в нужной обществу профессии. Большую часть жизни проработал в системе министерства культуры республики, руководил Дирекцией художественных выставок. Эта организация фактически осуществляла государственный заказ. Очень большие деньги ежегодно выделялись на заключение договоров  с художниками, и слово искусствоведов было определяющим. В нашу задачу входило объяснять чиновникам, распределявшим деньги, что, к примеру,  работа "Счастье" С. Айтбаева должна находиться в музее. Мы собирали выставкомы (комиссии), заключали договора на создание произведений искусства, расплачивались за работу, и она переходила в государственный фонд. Дирекция выставок минкультуры приобретала произведения у художников, занималась их популяризацией в Казахстане и Советском Союзе. У нас был хороший обмен работ с Москвой, Грузией, Прибалтикой, другими советскими республиками.

Художники были очень зависимы от мнения искусствоведов, которые в советские годы были членами всех государственных экспертных комиссий - по скульптуре, живописи, графике, декоративно-прикладному искусству. Шестидесятники имели ранги и звания: народный, заслуженный художник, лауреат премии. В зависимости от ранжира, у них было соответствующее обеспечение - мастерская, заказы, квартира. Аналогичная структура под названием Художественный фонд существовала при Союзе художников, и также обеспечивала их заказами на работы, давая возможность творчески свободно существовать. В Казахстане был специальный НИИ прикладного искусства, который занимался народным творчеством. Известный штамп: искусство - это цветок, требующий полива лейкой, из которой текут золотые монеты, работал, - казахстанское изобразительное искусства расцветало.

Ничего этого сейчас нет, секция искусствоведов при Союзе художников, объединявшая искусствоведческое сообщество, развалилась. Государственные структуры, осуществлявшие экспертную деятельность, рухнули, никто этим не занимается. Нынешний союз художников - это общественный фонд, у которого нет ни денег, ни статуса. Современный художник сам пишет, сам выставляется, сам продает. Казахстан - единственная страна на постсоветском пространстве, которая не имеет Дирекции выставок и Художественного фонда. А в Узбекистане эти структуры работают: есть поддерживаемые государством Академия художеств и Союз художников. И не потому, что они богаче или лучше нас, а потому, что искусство там входит в понятие "культура".

Почему за тридцать лет не восстановлены экспертные структуры в Казахстане?

В том, что государство полностью отказалось выделять деньги на целенаправленную закупку искусства, есть доля вины художников, которые называют себя "свободными". Придумали ерунду: "что хочу, то и делаю", и жалуются на безвестность. Как правило, нет у них ни хорошего образования, ни понимания, что сегодня нужно обществу. Когда современники не признают произведение, денег за него не платят. И искусствоведы молчат, попробуй с искусствоведческой точки зрения сказать что-то обиженному художнику. Критику он не приемлет: "я так вижу, мы же свободные люди". Художники у нас "неприкасаемые", а искусствоведение "комплиментарное". Это, считай, нет в Казахстане искусствоведения как такового. К счастью, я могу говорить то, что думаю, пятьдесят лет работаю с художниками.

Сегодня необходим заказ, искусство на протяжении всей своей истории было за-каз-ным. Заказчик - тот, кто ставит задачу. Марк Шагал по заказу расписал Гранд Опера в Париже! При диктате государства жили и работали такие художники, как Салихитдин Айтбаев, который, как и другие шестидесятники, вел достаточно обеспеченную жизнь, другое дело, как он использовал заработанное.

Почему талантливые мастера внутри Казахстана остаются невидимыми ценителям искусства, которые в свою очередь не могут отыскать достойные произведения для своих коллекций?

У наших олигархов-коллекционеров нет нормальных судей, которые давали бы оценку произведений значительных, перспективных художников. Беда в том, что мы стали очень необразованными. Из остатков искусствоведов, окончивших Академию художеств Репина, МГУ, Суриковский художественный институт, едва ли назову с десяток. Они влачат очень сложное существование, в поисках покупателей искусства становятся посредниками: такое, не очень достойное для них занятие. Искусствовед в чистом виде - это теоретик искусства, он дает оценку, а не торгует. Продажами искусства занимается арт-менеджер, знакомый с законами торговли и ценообразования на картины. Новое время диктует создание школы арт-менеджмента, дающей соответствующее образование.

По роду деятельности, тесно соприкасаясь с торговлей искусством, я окончил Российскую академию культуры, где получил навыки арт-менеджмента, организации выставок, популяризации искусства. Диплом специалиста-международника в сфере искусства позволяет мне существовать по сей день. Я благодарен Российской академии и Московскому государственному университету за то, что востребован в определенных кругах. Сегодняшние олигархи нередко обращаются ко мне за оценкой художественных произведений. Кроме образования искусствоведа и историка искусства, полученного в МГУ, 1969-1972, у меня небольшой опыт работы под руководством знаменитой Любови Георгиевны Плахотной, директора Казахской государственной галереи им. Шевченко, где я был единственным казахом в штате. Коллекционная культура в Казахстане была неразвита, но подвижник коллекционирования Л.Г. Плахотная, благодаря своей скрупулезной неистовости, собрала лучшие работы, находящиеся сейчас в Государственном музее искусств им. Кастеева.

Относительно галерей и продаж: вы помните время, когда на казахстанское искусство был спрос в Алматы?

В начале 90х у нас внезапно появилось множество галерей: "Тенгри Умай" Владимира Филатова, галерея "Мост" Аси и Кадыржана Хайруллиных, другие. В то время я был директором Государственного музея искусств. Мы организовали первый Парад галерей: лучшие галерейные работы ежегодно выставлялись в центральном зале ГМИ. Покупателями тогда были иностранцы и первые отечественные нувориши. Больших денег в то время не было, и покупать искусство было выгодно. Помню, Калмыков ничего не стоил. Умные люди скупали его за копейки, потом устроили калмыковский бум, и многие работы ушли за тысячи долларов.

Куда вкладывать деньги? - Вот в чем психология коммерсантов. Это хорошая, еще не до конца понятая нашими крупными бизнесменами, психология.  Прекрасно понимает ее живущий в правильных координатах Нурлан Смагулов: успешно ведет бизнес и художники с ним дружат, он им помогает, делает выставки, покупает работы. И его коллекция остается в Казахстане, он же  никому её не продает.

Ваша оценка художественной ситуации на сегодняшний день.

Мы абсолютно не сформировали нужный нам сегодня визуальный ряд, а он очень важен. Тот визуальный ряд, который создан современным компьютером и цифровой технологией - это единственное, что убивает изобразительное искусство. Почему детям неинтересны старые советские мультфильмы? - Они слишком медленны для их восприятия. Методы современной системы образования разрушили спокойную, пошаговую систему воспитания. Через комиксы в айпаде и телефоне ребенок приучен к сверхскоростным персонажам Флеш типа. А это другой мозг и другая, техногенная цивилизация - вот куда мы попали! "Флеш-восприятие"отрицает  творческую сущность человеческой натуры, которая  требует остановиться, вглядеться, найти скрепы, по которым можно понять, что хочет сказать художник. Молодежь не задевают образцы казахского советского искусства мирового уровня, у нас разные мифологемы. Идеологический миф, на которых воспитывали нас, для них не работает.

Но изобразительное искусство имеет право жить. В советский период Алма-Ата была украшена плакатами, мозаиками, панно, скульптурами - плодами симбиоза государства и художника. Никому в голову не придет сказать, что установленные при социализме памятники Мухтару Ауэзову, Абаю, Чокану Валиханову, Габиту Мусрепову, служат коммунистической идеологии. Это настоящие произведения, которые  пробуждают в душе простых обывателей лучшие качества. Произведения современных художников уже не так скрупулезны в обобщении.

А как видят сегодняшний день наши художники-неоформалисты?  Их идеологема - батыры с копьями и шашками, юрта, огонек. Что хорошего было в кочевой цивилизации, одной из труднейших стадий выживания любого народа? - Нет ее в нашей жизни, она исчезла: чабаны на джипах ездят, пользуются мобильной связью. Есть пословица: нельзя молодое вино наливать в старые меха, оно скиснет. Иначе говоря, нельзя наши новые взгляды и отношение к миру вставлять в образцы средневекового жизнеустройства. Сегодня нужно смотреть вперед, а не выискивать в прошлом. На этом пути для Казахстана показателен российский пример. Против Западной Европы, в которой своего искусства практически нет, Россия в искусстве продвинулась очень сильно.

Что можно сделать для изменения ситуации в художественной жизни Казахстана?

Первое, что необходимо сделать для свободы художественного творчества - это вернуть госзаказ на произведения изобразительного искусства.

Серьезная, интересная работа ждет нас в области продвижения художников. Здесь две ипостаси: во-первых, свободные деньги у арт-менеджеров, во-вторых, грамотный аукционный ход для создания цены достойных произведений.

Третье, это государственная эгида, крыша, которая взращивала бы новые кадры искусствоведов и арт-менеджеров. В годы моей учебы республика занималась своими студентами за рубежом. Инспекторы из посольства регулярно интересовались успехами студентов МГУ из Казахстана, нас ждали, и по окончании вуза сразу принимали на работу.

Наконец, необходима серьезная, государственная опека талантливых художников, которых в Казахстане множество. Например, Аскар Есенбаев, Аскар Есдаулет, Александр Осипов. Их творческий потенциал зиждется на прекрасном образовании, они умеют разговаривать на языке, который близок и понятен именно ценителям искусства. Советская власть, впервые предприняв попытку окультурить весь народ, взялась за массовое революционное искусство, но это невозможно. Искусство требует подготовленности обеих сторон - и зрителя, и художника, тогда рождается импульс, который создает вокруг себя волны.

Спасибо за интервью.

Автор: Дина Дуспулова, арт-эксперт

Поделиться публикацией :

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить

Новости партнёров

Загрузка...
Загрузка...