ПРЯМОЙ ЭФИР

Дина Буксикова: произведения искусства будут объемными и мультимедийными

Арт-эксперт Дина Дуспулова продолжает знакомить наших читателей с творчеством современных казахстанских художников. Молодая художница Дина Буксикова цепляет способностью разглядеть в далеком прошлом черты настоящего. И даже – заглянуть в цифровое будущее арт-рынка. По мнению Дины, искусство идет к мультимедийному контенту.

Дина Буксикова. Фото: личный архив 

Дина, как художник, владеющий современными технологиями, скажите: в какую сторону идет арт-эволюция в Казахстане? Ждет ли нас победа электронного рисунка?

- Мне кажется, победа электронного рисования невозможна в принципе. Творчество мастеров традиционного искусства – это живой продукт, на него всегда был и будет спрос коллекционеров, он будет только расти в цене. Но, если смотреть в целом, все идет к объемному искусству, к мультимедийному контенту. По-видимому, люди со временем выйдут из плоскостного восприятия, главенствующим станет микс музыки, арта, си джи, кино, плюс 3D мэппинг, голограмма. В течение десяти лет это произойдет точно, процесс уже начался.  

Вы художник, иллюстратор, графический дизайнер: какая из этих сфер для вас основная?

- Основная работа – это графический дизайн, на втором месте – иллюстрация. Живописью занимаюсь для души, не могу жить без творчества. Это не работа и не баловство - выплескивая на холст накопленное, я отдыхаю, получаю удовольствие. Живопись и графика в моей шкале ценностей с самого детства выше дизайна. Когда пишу, я счастлива, хотя искусство не приносит денег. То, что искусство – это рынок, до меня дошло совсем недавно. Мне легче было дарить, чем продавать свои картины. С трудом решилась выставить на продажу в галерее работы: «Девушка в красном» и «Девушка дзен». Дизайн тоже временами доставляет мне удовольствие, особенно, в начале нового проекта, когда идет поиск.

В зависимости от настроения, темы, внутреннего состояния у меня все очень спонтанное. Главное - поймать вдохновение, в колледже подростком я выплескивала его свободно. Сейчас, когда хочется вдохновения, иду на концерт. Музыканты у меня на высоком пьедестале, восхищают с детства (смеется). Мечтаю совместно с музыкантами создать интересный синтез рисования, CG, видео, музыки, голограммы.

Танец огня

Что скажете о работе иллюстратора?

- Если честно, иллюстраторам я не завидую. В Казахстане это тяжелый и малооплачиваемый труд, самый затратный по времени и энергоемкий из всех. Дизайнеру заработать намного легче. Даже картину написать проще. На российском рынке иллюстратор хотя бы получает нормально - заказы поступают в основном на детские книги. Книга - не журнал, с ее выходом остается история - ради этого можно порисовать. Я сотрудничала с беларусским издательством «Азбукварик» и российским издательством Эксмо «Гид по Москве». Сегодня все издательства перешли на компьютерные иллюстрации: они ярче, эффектнее, не требуют обработки и лучше продаются.

Ценность рисунков на бумаге ниже СG иллюстрации. (СG – это компьютерный рисунок на графическом планшете). Но я помню, как любила свои детские книжки, рисованные акварелькой, с удовольствием их разглядывала - в них больше жизни. Когда рисуешь красками или карандашом, у материала есть душа. По собственному опыту вижу: в CG души меньше. Детские иллюстрации на компьютере получаются милые, но что-то холодное, яркое, красивое вытесняет душу художника, она там есть, но мало, машина ее отсекает. 

Какова тематика вашего художественного путешествия?

- Когда-то это на сто процентов были портреты. В детстве я была молчунья, мне очень нравились книги. Я практически жила жизнью книжных героев, любила наблюдать за людьми, слушать взрослые разговоры. Когда много читаешь, особенно классику, так интересно подмечать вокруг соответствия с психологическими портретами в литературе! Мне интересны глаза людей: через них видишь человека, а мимика передает дополнения, тонкие нюансы.

С возрастом наметился переход к архаике, она стала сниться и захотелось перенести на холст свои сны, найти глубинные корни. Так подействовал на меня фильм «Томирис», в создании которого принимала участие. Раньше я казашкой себя не сильно ощущала - выросла на русской литературе в русской школе, а последние два года проснулось желание быть ближе к природе, жить на земле (я всю жизнь жила в квартире).

Когда-то я писала больше маслом: в нем больше души, богатства оттенков, материал дышит. Акрил, как синтетический материал, благодаря своей холодности смотрится более современно, с ним хорошо сочетается коллаж. Увидав коллажи Параджанова, я вдохновилась на новое направление. Мне интересно, как соединяясь в пазл, мои кусочки фотографий из журналов дают новое наполнение, и не знаешь наперед, что в итоге получится из этой обрывочной гаммы настроений.

Расскажите, как вы стали художником?

- Со 2 класса по совету школьной учительницы я училась в художественной школе в родном Таразе. Через два года поступила в экспериментальную Республиканскую художественную школу-интернат для одаренных детей в Алма-Ате. Живопись и графику изучала в художественном колледже, руководитель моего диплома был Сергей Маслов (один из зачинателей контемпорари арта в Казахстане). До сих пор встречаюсь со своими преподавателями школы и колледжа, они дали мне очень сильную базу. Мне нравятся импрессионисты, в работах Моне, Гогена, Ван Гога есть музыка, такое впечатление, что их мазки и цвет – это песня; люблю Рембрандта, Леонардо да Винчи, голубой период Пикассо.

Я всегда любила учиться.С красным дипломом окончила колледж и Казахскую государственную художественную академию в 2000 году. Мое первое образование - художник-мастер, а в институте получила профессию дизайнера одежды. При поступлении могла пойти и на станковую живопись, но хотелось чего-то нового, хотелось хорошо одеваться, и я выбрала дизайн одежды. К концу института была уже замужем, и надо было зарабатывать. Работать по специальности не пришлось: в начале нулевых легкая промышленность находилась фактически в умирающем состоянии. Устроилась сначала в рекламное агентство, затем перешла арт-директором в журнал для детей «Шуша», в котором достаточно долго занималась версткой и иллюстрацией журналов, выпустила три детские книги Элены Быстрицкой, две из них в соавторстве.

В замужестве как живописец я остановилась, слишком погрузилась в быт - забыла, потеряла себя. В поисках заработка ушла в графический дизайн. Постепенно, плавно - к пятидесяти годам думаю быть только живописцем. Начинала с маленьких работ, после 12 лет семейной жизни тяжело было заставлять себя писать. Когда устаёшь, не рисуется, вдохновение появляется, если выпадает пара дней отдыха от работы. В прошлом году уже пыталась больше писать, меньше работать, но навалились проекты и последние месяцы были очень загруженные.

Вы представитель молодого поколения художников. Что отличает вас от традиционных станковистов?

- Очевидно, вклинивается мое образование модельера и опыт иллюстратора CG в графическом дизайне. Если сравнивать с другими художниками, я вижу, что они четко знают - к какой цели идут. Я же никогда не ставила себе целей, просто плыла по течению.  Сегодня, оглядываясь на пройденный путь, идет переосмысление, я вижу: у меня неплохой уровень, но это все еще не то. Мой стиль только формируется, специально я его не разрабатываю, это против моей природы. Если он сложится, то сам, специальных усилий не прилагаю.


Читайте также: Сумеречная зона Гани Баянова: как живет самый дорогой художник Казахстана


Каждый новый материал вдохновляет меня на что-то новое, нетрадиционное в живописи. У меня в работе сразу несколько проектов параллельно, и они абсолютно разные, иначе мне скучно, монотонность утомляет. Попав в кино на исторический проект «Томирис», мне понадобились все мои знания и навыки как в дизайне, так и в иллюстрации. Я работала главным ассистентом художника по костюмам. Это мой первый опыт в кино и первая работа в качестве дизайнера одежды. Что понравилось, так это постоянно искать новые материалы по теме древних сакских костюмов. Пришлось вспомнить все, чему учили в институте. До работы в кино этот ресурс долго оставался нерастраченным.

С одной стороны, кажется, что я сильно разбрасываюсь - сначала реклама, потом детский журнал, параллельно верстка, графический дизайн, рисование во взрослых журналах, иллюстрации в детских книгах, кино. С другой стороны, в жизни все не зря, идет наработка жизненного опыта. Есть ощущение, будто иду по тропинке - работа, встречи с людьми – и в какой-то момент весь профессиональный багаж идет мне только на пользу.

Большое спасибо за интервью.

Автор: Дина Дуспулова, арт-эксперт

Поделиться публикацией :

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить

Новости партнёров

Загрузка...
Загрузка...