ПРЯМОЙ ЭФИР

Айгуль Хакимжанова: Я позитивный человек

На художественной сцене Казахстана Айгуль Хакимжанова – интересное явление. Мастер-пастелист, художник-аниматор, книжный иллюстратор, педагог, - она так же многогранна, как многогранен в передаче эмоционального состояния поток света и тона в ее атмосферных произведениях с тонким, добродушным юмором

Айгуль Хакимжанова. Фото: личный архив

Айгуль, как старинные, творческие корни семьи связаны с вашим мировоззрением?

Моя бабушка Мариям Хакимжанова - Народная поэтэсса Казахстана, правнучка Ибрая Алтынсарина. В конце 1920-х годов Бейимбет Майлин, наслышанный о поэтическом даре девушки, приглашает ее из родного Кустаная в Алма-Ату. Здесь она вступает в Союз писателей, выходит замуж за сотрудника ЧК. В 30-х годах его репрессировали, через год расстреляли. Талантливый домбрист-импровизатор, он писал стихи. Перед арестом бабушка успела ликвидировать его дневник и тетради со стихами. Долгие годы ждала мужа, пока 20 лет спустя не получила извещение о его посмертной реабилитации. Когда бабушки не стало, я написала её психологический портрет: в глазах человека, умудренного непростой жизнью, удовлетворение и доверие к миру. Стойкая, не сломленная трудной судьбой, для многих она опора в жизни. Образ внука на плече - символ связи поколений.

Вечное тепло. 2018, картон, пастель, 50х60

Поэзия Мариям Хакимжановой прославляет страну и казахский народ. В 60-х годах её поэма «Маншук» легла в основу фильма Никиты Михалкова с Натальей Аринбасаровой в главной роли. Мама Маншук Маметовой была близкой бабушкиной подругой. Я родилась в 1962, мы с братом, бабушкина отрада, выросли у неё на руках, впитывая любовь родных, их образ жизни, отношение к людям. Двери нашего дома всегда были открыты для гостей, теле- и радиокорреспондентов. Она многим помогала, со всего Казахстана к нам шли люди, известные и неизвестные.

С детства мне нравилось самой иллюстрировать прочитанное, не срисовывать картинки из книг. Я готовилась к поступлению в художественное училище, однако по настоянию родителей-экономистов окончила худграф Казахского педагогического института. По бабушкиной просьбе иллюстрировала творчество Габита Мусрепова, образы легли в основу мультфильмов. Для журнала «Қазақстан әйелдері» делала иллюстрации по произведению Сабита Муканова о казахской красавице, жене персидского поэта Низами. 

За годы преподавания вы наверняка не одно поколение учеников вырастили?

Да. Знаете, сколько у меня выпусков! Я веду академический рисунок - базовый, очень конкретный предмет. Не сказать, что это творчество, наоборот, чёткий алгоритм - ни шаг вправо, ни шаг влево. Айша Галимбаева, подруга бабушки, говорила: Айгуль, это хорошо, что ты преподаешь, ты каждый день учишься. Пойми, ты учишь их, они учат тебя. Позже я осознала: база помогает моему собственному рисунку быть таким, как нужно, и при этом ловить драйв, быть в полете, когда ты на пике творческих сил, полна идей, энергии; иначе работа получается мёртвой. Например, в работе «Шляпка» в стиле Матисса соблюдены все академические пропорции, и передано всё, что хотела: одухотворенность, нежность, тонкость. Когда-то я очень много работала в технике «тушь, перо». В этом направлении много ещё чего собираюсь сделать.

Птица счастья. 2020, картон, пастель, 55x75  

Всё же, почему именно пастель - ваш излюбленный материал?

Я в разных техниках работаю, а вот материал пастели прочувствовала основательно. Впервые попробовала в студенческие годы, стала прибегать к этой технике чаще, пока не поняла: мне нравится свечение многослойности. Работаю очень экспрессивно, включаясь в поток энергий, пускаю в ход все мелки, какие есть под рукой; чувство подсказывает колорит первого, второго плана. Процесс напоминает технику войлочного валяния, там сквозь один слой просвечивает другой. Так и я вплетаю слой за слоем будто сырмак (войлочный ковер) создаю, и выходит многогранный поток света и тона. Люблю, чтобы поверхность дышала (смеется). 

Есть ли у вас секрет создания волшебной атмосферы?

Мои сказочные миры – это серии иллюстраций к казахским народным сказкам. Атмосферность создаю в основном через пастель, окунаюсь в мифическую среду и ищу образ - добрый, злой, героический. Например, мыстан кемпір (злая ведьма) превращается в пери (ангела). Соответственно, атмосфера подавляющая и образ красавицы холодный, волевой. По заявкам внучки придумала свои собственные сказки, но не все моё творчество связано со сказками, в жизни я реалистка. 

Илл. 1 к сказке «Кергула и его лошадь Кендебай». 2012, картон, пастель, 50х60

Как бы вы описали свой уникальный стиль?

По этому поводу самый добрый, красивый комментарий я услышала от мэтра казахской мультипликации Хайдарова Амена Абжановича. А история такая. На 1 курсе худграфа (1979) он набирал анимационную группу на факультете. В то время я сотрудничала с популярным детским журналом «Айголек». Главный редактор мои рисунки высоко ценила: зная твою бабушку, неудивительно, откуда ты, асфальтная казашка, чувствуешь и передаешь в работах казахский запах, дух и нерв народа. Однако, Хайдаров мне отказал: я набираю ребят, а вы девушка, к тому же городская, русскоязычная. Девушки замуж выходят, и обычно бросают, предают анимацию. 

И всё же, через двадцать пять (!) лет моя мечта сбылась. В 2005 меня приглашают на Казахфильм в качестве художника-постановщика мультфильма "Мен сенемін/Я верю" - анимационный музыкальный клип из альбома саксафониста Арсена Оспанова - возглавлять группу аниматоров. У Амена Хайдарова стиль изображения диснеевский: контур, заливка. Я же пришла со своей графической, карандашной техникой исполнения. Три дня ребята уговаривали: мы не можем понять, как ты работаешь. Показывая, я объясняла: работайте спонтанно, как чувствуете, будто войлок слоями выкладываете или кошму рисуете, и они начали понимать. Обычно трёхминутный мультфильм делается полгода, моя команда уложилась в 25 дней. 

Илл. 2 к сказке «Кергула и его лошадь Кендебай». 2012, картон, пастель, 50х60

Увидев мультфильм, режиссер Амен Хайдаров сказал: хочу с ней познакомиться. И вот он, уже в почтенном возрасте, пожимая руку, обнимает и целует меня: вы создали высокохудожественное произведение импрессионистического направления, достойное стать визитной карточкой анимации Казахфильма! Его признание - моя путеводная звезда на весь последующий творческий путь. Коллеги-аниматоры удивлялись, почему не напомнила, как четверть века назад он не взял тебя в свою группу? Думаю, хорошо, что я не прошла тогда отбор, и самостоятельно обрела знания, опыт, авторскую технику.

Второй раз в анимацию пришла в 2015 году по собственной инициативе. К 550-летию Казахского ханства задумала создать серию анимационных фильмов - исторические события Казахстана глазами детей, путешествующих во времени по разным эпохам. Этой идеей заразила двух педагогов, ведущих анимационную специализацию в нашем колледже. Мы много труда вложили, на голом энтузиазме создали трейлер-заявку и отправили двухминутный ролик на конкурс фестиваля. По необъяснимой причине его отклонили, трейлер храню у себя до лучших времен (вздыхает).

Можете поделиться ещё одной интересной историей из творческой жизни?

Однажды, во время учебы в КазПИ наш куратор принес на занятие книгу о датском карикатуристе Херлафе Бидструпе. Меня буквально потрясло мастерство, владение линией художника, сюжет прочитывался от и до, как книга. Восхищенная, я сидела во время лекций на последней парте и, придумывая сюжетную линию, рисовала пером и тушью комиксы. Наконец, прибежала к куратору: смотрите, я тоже сделала. Он меня высмеял: ну, у нас объявился второй Херлаф Бидструп, - и что ты теперь хочешь? Его слова подействовали как холодный душ, было так больно, что, сделав небольшую попытку, к комиксам больше не возвращалась. Впрочем, эта история - большой урок, во-первых, я благодарна за знакомство с творчеством Херлафа Бидструпа. Во-вторых, поняла: никогда нельзя педагогу говорить такое детям. Каждое неосторожно брошенное слово негативно отразится на их дальнейшей творческой судьбе. 

Как вы поддерживаете свою креативность?

Я позитивный человек, если что-то случилось, спрашиваю: для чего мне эта ситуация? Ведь ничего зря не бывает, это лишь проверка: сломает – не сломает? Люди творчества поцелованы Богом; у меня есть дар, значит, права не имею останавливаться, опускать руки. Поэтому поднимаюсь, и иду дальше (смеется).

Илл. 3 к сказке «Кергула и его лошадь Кендебай». 2012, картон, пастель, 50х60

Ваши планы на будущее?

Мечтаю заниматься только творчеством, ведь после педагогического института всю жизнь преподаю, сначала в школе, где до меня 11 лет не было специалиста по рисованию, это было ужасно. К счастью, в 1988 году открылась Республиканская художественная школа для одаренных детей со всей страны. Наш первый руководитель Ибрагимов Улыкбек Шарахынович – прогрессивная личность, инициатор непрерывного трехступенчатого образования: школа, колледж, академия. Директор относился к нам по-отечески, талант педагогов был на первом месте и, конечно, мы очень многое успели сделать. В колледже Кастеева, не считая педнагрузки, много лет, порой превозмогая себя, я отдавала административной работе с коллективом, работала заведующей. Наоборот, старалась ещё активнее работать творчески, чтобы не умереть как художник. 

 Домой. 2016, картон, пастель, 50х60

Что бы вы посоветовали начинающим художникам?

Мой совет: постоянно смотреть, читать книги о замечательных художниках. Люблю смотреть сама и, окунаясь в их творчество, видеть руку мастера. У меня на работе много книг - показываю детям: смотрите на цвет, линию, композицию, образы. Помню, к нам приехала выставка великолепного питерского художника Петра Фролова. Купила его книгу - толстая такая, дорогая - принесла на работу. И наблюдаю: скользнув взглядом, кто-то убежал, а кого-то, как когда-то меня от Херлафа Бидструпа, на всю жизнь зацепило. 

Спасибо за интервью.

Дина Дуспулова, арт-эксперт

 

Поделиться публикацией :

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить

Новости партнёров

Загрузка новостей...