В Казахстане снизят долю госучастия в гражданской авиации и телекоммуникациях
В правительстве планируют выставить на рынок государственные пакеты акций компаний АО «QazaqAir», АО «AirAstana и АО «Казахтелеком»

Фото: архив пресс-службы
30 марта на площадке Службы центральных коммуникаций при президенте РК состоялась пресс-конференция Агентства по защите и развитию конкуренции РК (АЗРК), в ходе которой первый заместитель председателя Агентства по защите и развитию конкуренции Рустам Ахметов рассказал о том, какие меры принимаются для усиления конкуренции в различных отраслях, сообщили в пресс-службе ведомства, пишет Forbes.kz
Говоря о развитии рынка гражданской авиации в Казахстане, Ахметов подчеркнул, что отрасль имеет ряд проблем. И одна из самых главных - государственное участие.
По его словам, на казахстанском рынке гражданской авиации осуществляют деятельность 3 авиакомпании: АО «AirAstana» и Fly Arystan с долей рынка более 70%, АО «Qazaq Air» - 6% (в которых «Самрук-Казына» владеет пакетами акций), а также АО «Авиакомпания «SCAT» с долей на рынке 24%.
Qazaq Air сегодня имеет пять воздушных судов со средним возрастом 4 года. «Самрук Казына», как отметил спикер, выделил авиакомпании для приобретения в собственность еще пяти самолетов около 35 млрд тенге.
В свою очередь, по словам замглавы АЗРК, FlyArystan, который является структурным подразделением AirAstana, не является отдельным юридическим лицом.
«Таким образом, данный рынок относится к высококонцентрированному типу рынка, с недостаточно развитой конкуренцией. Присутствие же авиакомпаний с государственным участием приводит к уменьшению состязательности между субъектами рынка, незаинтересованности иностранных авиаперевозчиков и инвесторов. Данные факторы в целом негативно влияют на конкуренцию», – пояснил Ахметов.
Другой важной проблемой является отсутствие доступа к инфраструктуре. Например, в структуре стоимости авиабилетов расходы на топливо занимает основную долю расходов. «При этом на сегодняшний день только в аэропорту Астаны присутствует несколько поставщиков авиатоплива (АО «КазМунайГаз-Аэро», ТОО «Тарлан Аэро»). В других аэропортах Казахстана реализация авиатоплива осуществляется исключительно аэропортами. Таким образом, отмечается ограниченность доступа розничных реализаторов авиакеросина к инфраструктуре аэропорта», - подчеркнул замглавы Агентства.
Для усиления конкуренции на рынке правительство планирует провести следующие мероприятия:
- реализация госпакета акций компании QazaqAir, AirAstana;
- выделение как отдельного субъекта рынка FlyArystan до момента приватизации;
- увеличение сроков действия режима «открытое небо» до 2028 года с принятием соответствующего правового акта МИИР, а также обеспечение данного режима для всех 13 международных аэропортов Казахстана с предоставлением всем иностранным авиакомпаниям государств-членов Международной организации гражданской авиации прав на выполнение пассажирских полетов в аэропорты без ограничения частот с учетом технических возможностей аэропортов;
- закрепление недискриминационного доступа розничных реализаторов авиатоплива к топливо-заправочным комплексам аэропортов, а также проработка вопросов по строительству альтернативных топливозаправочных комплексов в аэропортах республики.
Отдельно Рустам Ахметов коснулся и сферы сотовой связи. Рынок сотовой связи в Казахстане является дуополистическим, в котором присутствуют всего два субъекта рынка – группа АО «Казахтелеком» (АО «Kcell», ТОО «Мобайл Телеком–Сервис») с долей 62% и ТОО «Кар-Тел» с долей 38%.
По словам Рустама Ахметова, соотношение доли по владению частотами у «Казахтелекома» составляет - 82%, у «Кар-Тела» - 18%. Показатели по частотам существенно выросли у «Казахтелеком» по итогам проведенного в конце 2022 года аукциона на частоты для сотовой связи пятого поколения (5G).
«Рынок характеризуется высокой концентрацией рынка (CR-2), преобладающей долей участия государства, отсутствием свободных радиочастот, недискриминационного доступа к РЧС и телекоммуникационной инфраструктуре», – пояснил Ахметов.
Замглавы АЗРК отметил, что помимо преимущественного спектрального ресурса, «Казахтелеком» является владельцем более чем 80% подземной кабельной канализации по всей территории республики, которая относится к сфере естественных монополий.
«Монополизация рынка оператором с государственным участием привела к снижению состязательности за клиента между операторами связи, в результате увеличились жалобы абонентов на изменение цен, на навязывание потребителям невостребованных услуг, ухудшение сервиса по обслуживанию абонентов, а также на качество услуг связи и интернета», – сообщил зампредседателя Агентства.
Однако, сегодня государственный ресурс практически полностью распределен между действующими сотовыми операторами, в результате, вход на рынок сотовой связи для новых компаний закрыт.
Для решения вопросов в правительстве утвердили дорожную карту в сфере телекоммуникации, направленную на:
1. Снижение доли государства на рынке связи:
- анализ действующего порядка проведения аукционов по распределению радиочастот (с учетом международного опыта), в целях создания условий для снижения концентрации рынка;
- демонополизация группы компаний «Казахтелеком» путем поэтапной реализации дочерних компаний (операторов сотовой связи);
- внесение изменений и дополнений в НПА, направленных на снижение государственного участия на рынке связи.
2. Доступ к инфраструктуре:
- установление компетенции уполномоченного органа в области связи по перераспределению радиочастот (РЧС);
- внедрение обязательного совместного использования РЧС, инфраструктуры (sharing) для выработки требований к операторам связи в части обеспечения условий доступа новым участникам рынка;
- анализ существующего порядка присоединения и взаимодействия сетей телекоммуникаций операторов связи и внесение в МЦРИАП предложений по устранению возможных барьеров в НПА;
- внесение изменений в НПА, в части установления компетенции уполномоченного органа в области связи по утверждению конкурсного порядка передачи кабельной канализации, построенной за счет бюджетных средств и утверждение соответствующих Правил.