ПРЯМОЙ ЭФИР

Как пандемия изменила поведение потребителей — исследование Havas Group

Коронавирус научил нас наслаждаться каждой мелочью, поддерживать свое сообщество и местных производителей. Но постоянные ограничения и обострения социальных проблем не добавляют оптимизма

Фото: Pexels

Havas Group провели исследование «Prosumer Beyond Covid-19. Part II» о потребительском поведении на семи международных рынках. СЕО Havas Creative Group Ukraine Наталия Морозова объяснила порталу Вектор, на что люди готовы тратить деньги прямо сейчас и чего хотят от брендов.

Просьюмеры и их инсайты

Более десяти лет глобальная группа Havas следит за просьюмерами. Это 15-20% прогрессивных потребителей, которые формируют отношение к новым явлениям в обществе.

Ключевые характеристики просьюмеров:

- влиятельны и проактивны, ведут себя сознательно в социальном и экологическом плане;

- первыми пробуют новые технологии и продукты (обычно на 6-18 месяцев раньше мейнстрима);

- имеют передовое мышление — постоянно учатся, с энтузиазмом используют новые медиа;

- требовательные — имеют свое мнение о брендах и компаниях;

- дают советы и рекомендации друзьям и знакомым.

Havas использует собственную анкету из девяти вопросов, чтобы отделить просьюмеров от мейнстрима. Команда обновляет алгоритм каждые один-три года, чтобы поддерживать его актуальность.

Каждый год специалисты выбирают три-четыре широкие темы, тренды в которых нужно изучить. Группа проводит опросы для cерии Prosumer Reports онлайн среди общей выборки населения в каждой стране.

В апреле 2020 года прошел опрос о влиянии пандемии коронавируса на потребительское поведение. В октябре 2020-го с началом второй волны локдаунов команда решила повторить исследование.

Во втором опросе поучаствовали 4000 респондентов из семи стран: США, Бразилия, Китай, Франция, Германия, Великобритания, Италия. Среди опрошенных были и мужчины, и женщины трех возрастных групп: 18-34, 35-54, 55+ лет. t-тест на погрешность в таблицах — 5%.

Напряжение обострилось

В первой части исследования (апрель 2020-го) о потребительском поведении 94% просьюмеров отметили, что считают солидарность между людьми и брендами лучшим способом пережить трудные времена. Тогда было ощущение, что кризис сплотит мир, выступив в роли общего врага. Но сейчас понятно, что противоречий стало еще больше.

В октябре 2020 года 79% опрошенных согласились, что пандемия увеличила разрыв между богатыми и бедными странами. 59% просьюмеров считают, что COVID-19 обострил напряжение и между разными категориями людей. Молодые против старых, последователи правил против их нарушителей, приверженцы научного подхода против фанатов теорий всемирного заговора.

Большинство опрошенных злятся на тех, кто, в отличие от них, не соблюдают установленные во время пандемии правила.

Трудно строить сплоченное сообщество, если ты третий месяц не выходишь из дома и каждый час меняешь маску, а твой сосед чихать хотел на ограничения и в прямом, и переносном смысле.

Поддерживать своих

Карантинные ограничения пошатнули экономику всех стран. Стало понятно, что некоторые индустрии могут просто не выдержать очередной локдаун и падение потребительской активности. Локальные производители, малый бизнес, крафтовые производства вслух заявили о том, что им будет сложно преодолеть этот этап. Новый виток развития получила культура «донатов» — благотворительных пожертвований бизнесу.

Так, сеть кинотеатров «Планета кино» во время карантина продавала сертификаты, которые зрители могут позже обменять на билеты. За три месяца лояльная аудитория приобрела 112 000 сертификатов на 11 млн грн.

Существование киевского клуба Closer оказалось под угрозой из-за запрета на ночные мероприятия. 8 декабря 2020 года его команда запустила краудфандинговую кампанию, чтобы погасить долги. Уже 18 декабря клуб достиг цели с 34 000 евро на счету.

Львиная доля промокампаний разных сегментов в 2020-м опиралась на месседж «поддержи своих».

Компания Visa в рамках глобального проекта #WhereYouShopMatters запустила в Украине кампанию #ПідтримайСвоїх в поддержку предпринимателей. На протяжении пяти недель потребители покупали товары украинских брендов, публиковали распаковки в соцсетях и получали за это призы. Даже Instagram разработал шаблоны для stories в поддержку локального малого бизнеса.

Закрытые границы также дали толчок развитию локального туризма. 40% просьюмеров хотели проводить больше времени на природе. Но только 23% считают, что они скорее останутся в своей стране, чем отправятся исследовать другие страны после открытия границ.

Жить сегодня, копить на завтра

79% просьюмеров во всем мире понимают: пора перестать ждать возвращения в прежнее русло и привыкнуть к жизни во время пандемии.

Большинство людей разрываются между необходимостью выжить в настоящем и желанием переизобрести свое будущее.

90% просьюмеров устали ждать завершения пандемии. Худшим в ситуации с коронавирусом они считают неопределенность. В связи с этим в октябре 2020-го большинство опрошенных отдали предпочтение мелочам, которые делают их счастливыми прямо сейчас.

Например, 71% французов более склонны жить в моменте, чем планировать будущее. 57% опрошенных жителей США фокусируются на маленьких ежедневных радостях, которые становятся основой их покупок. В целом потребители стали тратить больше денег на еду (52%), товары для спорта и физической активности (57%), вещи для обустройства дома (76%).

В будущем 77% просьюмеров планируют внимательнее и осторожнее относиться к деньгам. После выхода из кризиса 54% настроены копить средства на случай новой всемирной нестабильности.

Безразличие убивает

На фоне коронавируса усилились и другие остросоциальные проблемы. Активизировалось движение Black Lives Matter. Белорусы вышли на уличные протесты против тоталитаризма, а поляки — против запрета абортов. Нарастает борьба за стабилизацию глобального климата.

Это стимулирует желание людей помогать и поддерживать. Более 50% опрошенных говорят, что готовы жертвовать деньги и время для благого дела.

66% просьюмеров глубоко озадачены тем, что будет с миром дальше, и стараются развивать устойчивые привычки. 71% уверен, что в дальнейшем будет покупать только у локальных и экологичных брендов. 73% заявляют, что не будут пользоваться товарами и услугами брендов, которые сейчас игнорируют проблемы и острые моменты в их сообществе. Покупатели хотят слышать позицию бренда по локальным и мировым кризисам в медицине, политике, экономике и других сферах.

Новому времени — новые сервисы

Опираясь на результаты опроса, можно очертить базовую формулу успеха для брендов.

Это сумма двух факторов: облегчение жизни сейчас плюс позитивный взгляд в светлое будущее.

46% просьюмеров считают, что для жизни в эпоху пандемий нам нужны новые продукты и сервисы. 74% опрошенных хотят меньше тратить на материальные ценности. Они готовы вкладывать больше в получение знаний и навыков или приятное времяпровождение. То есть сервисы опережают товары, а главные инвестиции вкладываются во впечатления.

По итогам исследования мы сформировали чек-лист действий для бизнеса, который поможет оставаться на одной волне с потребителями.

- Привносить радость в каждый день покупателя/пользователя.

- Дарить уверенность в светлое будущее.

- Поддерживать новые способы социализации.

- Возобновлять связь между людьми и важными для них моментами.

- Помогать людям становиться двигателями перемен.

- Предлагать новые сервисы.

- Поддерживать покупательскую способность (делать скидки и специальные предложения).

Поделиться публикацией :

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить

Новости партнёров

Загрузка...
Загрузка...