ПРЯМОЙ ЭФИР

Чем плохой руководитель отличается от хорошего?

В мире всё чаще появляются лидеры нового типа, к базовым ценностям которых относятся демократия, свобода и гуманность. На первый план выходит уважение к людям и их вкладу в общее дело. Хорошая команда — та, где каждый сотрудник знает и чувствует, что компания ценит его труд

Фото: Pexels

Руководителей нового типа называют лидерами-служителями, или осознанными лидерами. Это не значит, что они слабаки: напротив, такие начальники могут быть жесткими. Они возлагают на сотрудников ответственность за успех и эффективность компании, стремятся к совершенству сами и требуют того же от других, подчеркивает Inc.

Великий лидер

Вы наверняка видели этот мем. Он оброс пародиями, но пероначальная версия была опубликована под названием «Босс vs Лидер». Под «боссом» автор подразумевает плохого начальника. Две картинки противопоставлены друг другу и наглядно демонстрируют, чем великое лидерство отличается от оплачиваемого рабства.

Я обожаю этот мем и часто использую его в лекциях и мастер-классах. На нем удобно показывать характерные черты разных типов управления. Например:

Роль команды

Плохие боссы относятся к подчиненным, как к слугам. Такие менеджеры воспринимают членов команды как расходный материал — рабочих пчел, нанятых выполнять определенную работу. Пчелы работают на износ, но их работу не ценят. Все заслуги босс приписывает себе.

Лидеры нового типа служат команде, чтобы вместе добиваться великих целей. Такие менеджеры ценят и уважают сотрудников, а успехи компании расценивают как достижение всего коллектива.

Роль босса и роль лидера

Боссы командуют другими, чтобы те выполняли работу, которую руководитель не хочет делать сам. Они руководят «издалека и сверху», держат людей в страхе и под постоянным контролем. Их любимое слово: «Приступайте!»

Лидеры никогда не заставляют сотрудников делать работу, чтобы самим избежать ее и заняться чем-то более приятным. Часто лидеры выступают на передовой, подавая пример другим. Они доверяют команде и говорят: «Давайте сделаем это!»

Роль организации

Боссы наслаждаются высоким статусом и авторитетом. Они используют бизнес для самопродвижения, якобы действуя в интересах компании.

Лидеры соотносят собственные цели и цели команды с более масштабными задачами. Их главный приоритет — выполнять миссию компании.

Хорошего лидера легко отличить от плохого босса. Этот простой и изящный мем расставляет всё по местам.

Лидер на эмоциях: зачем руководителю эмпатия и осознанность

Наступит день, когда слово «коучинг» исчезнет из обихода, поскольку он превратится в естественный для всех стиль отношений — как на работе, так и вне ее, уверен Джон Уитмор, английский бизнес-тренер, создатель методов тренинга для достижения целей и соучредитель Performance Consultants International, ведущей коучинговой компании мира. Преображающий коучинг — это практическое применение эмоционального интеллекта, способность относиться к другим людям, исходя из парадигмы доверия, а не страха, пишет Уитмор в своей книге «Коучинг. Основные принципы и практики коучинга и лидерства».

Коучинг один на один или обучение группы лидеров коучинговому стилю, преобразующему людей и организацию, — самый мощный способ развить качества, необходимые для высокого уровня эмоционального интеллекта, а значит, и для высокой эффективности. Все начинается с одного из ключевых столпов коучинга — осознанности. Причина в том, что осознание приводит к исцелению: люди задуманы в качестве самообучающейся системы. Стоит нам осознать что-либо, у нас сразу появляется возможность это изменить.

У осознанности есть несколько аспектов.

- Самосознание — понимание собственных мотивов. Научитесь видеть тенденции в собственном поведении, внутренние помехи и предрассудки — тогда вы сможете сознательно выбирать ответ на ситуацию, а не реагировать автоматически. Это приведет к более высокому результату, поскольку вы будете управлять самим собой и преодолевать внутренние препятствия на пути к полной реализации своего потенциала.

- Осознанность по отношению к другим — умение увидеть человека за его результатами. Научитесь определять сильные стороны, помехи и мотивы других, чтобы управлять взаимоотношениями и успешно вдохновлять людей и команды, сотрудничая с ними. Повысьте свои социальные навыки — проявляйте любознательность, слушайте, становитесь партнерами с теми, с кем вы работаете.

- Осознанность по отношению к организации — позитивное влияние на культуру. Научитесь согласовывать цели конкретных людей и команды с целями организации, развивайте в себе коучинговый стиль, который ведет к высоким результатам, обучению и радости.

Лидер - диктат

Директивный стиль весьма привлекателен: действуешь быстро, особо не затрудняясь, и притом кажется, будто все нити находятся у тебя в руках. Вот только это ощущение контроля всего лишь иллюзия. Диктатор обижает подчиненных и лишает их мотивации, а те не смеют показать обиду и высказать свое мнение, которое в любом случае не будет услышано. В результате подчиненные заискивают перед начальником, а за его спиной ведут себя совершенно иначе: полные возмущения, они плохо работают, а то и портят инструмент и саботируют дело. Так что пусть диктатор не льстит себе мыслью, будто у него все под контролем, — это лишь иллюзия контроля.

Еще одна проблема, вызванная диктаторским стилем руководства, связана с плохим запоминанием. Попросту говоря, никто не может толком припомнить, что ему было велено, если это не опробовано или не продемонстрировано лично. Как-то раз я продемонстрировал этот эффект двум тренерам по парашютному спорту, и они поняли, насколько опасно ограничиваться простым изложением правил при обучении новичков мерам безопасности. Они поспешили изменить всю систему подготовки, не дожидаясь смертельного случая!

Убеждение, или завоевание популярности

Босс выкладывает новые идеи и старается убедить всех в их гениальности. Все понимают, что спорить с шефом чревато неприятностями, а потому покорно улыбаются и столь же покорно отправляются претворять его идеи в жизнь. Пусть такой подход и отдает притворством, он все-таки симпатичнее и внешне демократичен. Демократичен ли он на самом деле, это уже другой вопрос. Подчиненные остаются подчиненными, в точности выполняют решения босса и почти никогда не участвуют в принятии этих решений. А значит, ничего не изменилось.

Дискуссия

К обсуждению привлекаются все человеческие ресурсы, и хороший босс готов выбрать решение, кардинально отличающееся от его собственного, лишь бы оно вело к цели. Сэр Джон Харви-Джоунс в интервью для книги Дэвида Химери «Совершенство в спорте» (Sporting Excellence) отметил, говоря о руководстве с опорой на команду: «Если все предпочитают идти не тем путем, какой предлагал я, я соглашусь… Когда дело стронется с мертвой точки, можно будет и поменять направление: либо я пойму, что другие правы, либо они осознают свою ошибку и вернутся на тот курс, который советовал я, либо мы вместе выберем какую-то не замеченную прежде альтернативу. Любое дело можно осуществить лишь в согласии сердец и умов».

Но как ни привлекательна демократическая процедура общего обсуждения, она отнимает много времени и не всегда приводит к результатам.

И другая крайность:

Предоставить сотруднику поступать как знает, освободить начальнику время для выполнения иных обязанностей, а подчиненному дать свободу выбора. Но и это рискованно для обеих сторон. Босс снимает с себя ответственность, хотя в итоге все равно спросят с него, а сотрудник может и не справиться с заданием, поскольку не знаком со всеми его аспектами.

Иногда менеджеры отказываются от власти из лучших побуждений, желая таким образом подтолкнуть подчиненного к личному росту, помочь ему подняться на новый уровень ответственности. Однако эта стратегия редко приводит к успеху: ответственность навязывается, и сотрудник не воспринимает эту свободу как личный выбор и вообще как свободу, а потому и мотивация, которую начальник надеялся таким образом пробудить, отсутствует, и заметного улучшения в результатах работы не обнаруживается.

Коучинг

Большинство начальников ищет нишу между полюсами всевластия и отказа от начальствования, но коучинг лежит в совершенно иной плоскости. Он сочетает в себе все преимущества описанных методов, но при этом избегает сопряженных с ними рисков.

Отвечая на вопросы проводящего коучинг начальника, подчиненный осмысливает все аспекты задания и понимает, какие действия нужно совершить для его надлежащего выполнения. Ясное понимание обеспечивает уверенность в успехе, и тогда человек охотно принимает ответственность на себя. Со своей стороны, начальник выслушивает ответы сотрудника, выясняет, как тот собирается решать поставленную задачу, и не только обсуждает этот план действий, но и узнает, почему выбран именно такой путь. Теперь начальник понимает, что будет с его заданием, гораздо лучше, чем если бы он просто дал подчиненному инструкции, и поэтому ему будет легче контролировать весь процесс работы. А поскольку диалог и в целом отношения внутри коучинга основаны не на угрозах, а, напротив, предполагают поддержку, исполнитель ведет себя одинаково и в присутствии босса, и без него. Коучинг обеспечивает начальнику подлинный контроль, а не его иллюзию, и наделяет подчиненного настоящей, а не мнимой ответственностью.

Поделиться публикацией :

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить

Новости партнёров

Загрузка...
Загрузка...