Старые машины, новые идеи: как меняется автопарк Казахстана
В эфире очередной выпуск программы "Деловое утро". Анар Макашева, президент Казахстанского автомобильного союза, и Стив Гринфилд, создатель венчурного фонда Automotive Ventures, поговорили о тенденциях развития отечественного автопрома
Вы можете прослушать подкаст программы «Деловое утро»:

Более 50% автомобилей в Казахстане — старше 20 лет. Обновление автопарка становится не просто задачей автолюбителей, а частью экономической, экологической и цифровой повестки.
«На сегодняшний день парк Казахстана насчитывает 6,5 миллионов автомобилей, из которых более половины — старше 20 лет», — отмечает Анар Макашева. Такая структура автопарка — вызов для экологии, безопасности и экономики.
Обновление парка возможно через государственные и частные механизмы. Один из действенных инструментов — программы трейд-ин и доступное автокредитование. В некоторых случаях кредитные ставки доходят до 0,1% годовых. В 2025 году продажи новых автомобилей выросли на 26% по сравнению с предыдущим годом — казахстанцы действительно стали активнее обновлять транспорт.
Тем не менее рынок автомобилей с пробегом по-прежнему остаётся нецивилизованным. В ответ на это Казахстанский автомобильный союз запустил цифровой продукт «Авточек» — систему, позволяющую по ВИН-коду проверить юридическую историю машины, включая аварии и ограничения.
«Раньше все верили продавцу на слово — "не бит, не крашен". Сейчас потребитель должен чувствовать себя в безопасности», — говорит Макашева.
Стив Гринфилд подтверждает: «В США такие сервисы уже давно в ходу, и именно они позволили снизить уровень мошенничества, особенно по скручиванию пробега». Он также сравнил масштабы: в США ежегодно продаётся около 15 млн новых и 35 млн поддержанных автомобилей.
Стив Гринфилд приехал в Казахстан не просто поделиться опытом — его фонд Automotive Ventures уже стал партнёром ряда местных инициатив. В начале 2025 года казахстанский предприниматель Нурлан Смагулов инвестировал в американский фонд $3,5 млн, чтобы поддержать внедрение технологичных решений в автосекторе.
Одним из таких шагов стало проведение первого в истории Казахстана аукциона автомобилей с пробегом — онлайн и офлайн, через платформу MyCar. «Мы хотим, чтобы такие аукционы проходили ежедневно. Это повышает конкуренцию и снижает цены на авто», — говорит Макашева.
Доля электромобилей в Казахстане пока не превышает 2%. Основной рост пришёлся на 2022–2023 годы. Причины сдерживания — слабая зарядная инфраструктура и недоверие к запасу хода. Однако, по словам Макашевой, почти все официальные представители уже имеют электромодели в линейке. А в США, как отметил Гринфилд, электрокары занимают 8–9% рынка, в Норвегии — все 100%.
«Молодёжь выбирает технологии, а не двигатель. Им важны интерфейсы, удобство и звук. Но для меня, как для коллекционера, автомобиль с механикой — это душа», — признался Стив Гринфилд.
Казахстанский автомобильный союз подписал соглашение с Национальной академией дилеров США. Ожидается запуск мультибрендовых автозаводов и активное внедрение новых цифровых продуктов. «Мы стремимся к цивилизованному, прозрачному и безопасному рынку. Старые машины будут уходить — но с выгодой для потребителя», — резюмирует Анар Макашева.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram







