АО «НЦПК «Өрлеу»: Повышение квалификации педагогов и тенденции современного образования
На волнах Business FM очередной выпуск программы «Деловое утро». Асель Мухаметжанова, председатель АО «НЦПК «Өрлеу», рассказала об основном виде деятельности национального центра «Өрлеу» и развитии компетенции педагогов
Вы можете прослушать подкаст программы «Деловое утро»:
Чем занимается «Өрлеу»?
- Это национальный центр повышения квалификации. Основной вид деятельности – повышение квалификации педагогических кадров дошкольного, среднего, колледжей и высшего образования. По всей Республики у нас 17 филиалов. В 2020 году мы обучили порядка 7 тысяч учителей дошкольного образования, порядка 54 тысяч педагогов среднего образования. В этом году из-за пандемии мы проводим курсы в режиме онлайн.
Также проводим посткурсовую поддержку в виде семинаров, вебинаров, чтобы педагог смог реализовать полученные навыки.
В начале пандемии наш центр оказал поддержку в разработке системы цифрового обучения.
У нас есть дополнительные методические пособия для работы с неуспевающими учениками и т.д.
В будущем мы планируем расширить спектр видов деятельности, так как думаю, что «Өрлеу» должен заниматься непрерывным профессиональным развитием педагогов.
На данный момент какой профессиональный уровень у педагогов в нашей стране?
- Порядка 1/5 части – это молодые педагоги, 27% - учителя, старше 50-ти лет.
В XXI веке, конечно, требования к учителю поменялись. В рамках дистанционного обучения IT-компетенция очень важна. Согласно нашим исследованиям, большинство педагогов имеют базовые навыки. Государство уделяет большое внимание деятельности педагогов, поэтому сейчас есть все условия для постоянного саморазвития.
В настоящее время «случайных людей» в школах становится меньше. Все-таки больше тех, кто осознанно выбрал эту профессию.
Большое значение имеет и обновление программ в педагогических ВУЗах.
С какими трудностями сталкиваются учителя при работе с новым поколением учеников?
- Здесь важно затронуть тему инклюзивного образования, при этом в эту категорию можно отнести не только детей с ограниченными возможностями, но и гиперактивных детей. Трудность заключалась и в переходе на дистанционный формат обучения. Конечно, система образования не совсем была готова к этому вызову.
Многие бизнесмены утверждают, что классическое образование изжило себя и детям не нужно изучать все предметы. Стоит выбрать направление и получать знания лишь в определенной области. Согласны ли Вы с таким убеждением?
- Конечно, классическая схема образования должна трансформироваться под новые реалии, потому что меняется поколение.
Большое значение сейчас имеет функциональная грамотность – это те базовые навыки, которые вы можете использовать в повседневной жизни. Педагоги обучаются этому направлению и стремятся включать в методические пособия основы функциональной грамотности.
Я считаю, чтобы система образования соответствовала новому поколению, нужен системный подход во всех ступенях: дошкольном, среднем и высшем образовании. Приобретенные навыки должны соответствовать рынку труда.
Еще одним из основных критериев является приобретение soft skills. Люди должны постоянно совершенствовать свои компетенции.
Какими основными навыками должен обладать педагог?
- Знание своего предмета, умение объяснить и слушать. Важно создавать необходимые условия внутри школы для развития профессиональной компетенции учителя. Большую роль играет наставничество и исследования, чтобы понимать, какие стороны мы должны развивать.
Есть ли у вас совместные проекты с Министерством образования?
- Конечно, наш центр является подведомственной организацией данного Министерства.
Как я уже говорила ранее, необходимо проводить как можно больше исследований. Думаю, что в будущем «Өрлеу» станет поддержкой для Министерства образования в сфере аналитики по педагогам. Мы также разрабатываем стратегические документы по адаптации молодых специалистов.
Полный выпуск программы доступен здесь.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram