ПРЯМОЙ ЭФИР

Почему в IT-бизнесе главное бизнес, а не технологии — манифест предпринимателя

IT — волшебная таблетка от всех проблем бизнеса или фальшивый идол стартаперов? Ни то, ни другое. Есть мнение, что информационные технологии — это просто набор инструментов для бизнеса

Фото: Pexels

Как превратить обычную чебуречную в технологичный стартап, что отпугивает бумеров от IT и какие знания важнее программирования? Ребята из Vctr поговорили с Андреем Комаровским, ex-CEO и основателем акселерационного хаба Sector X, основателем стартапов Cupli Surveys, Pеrsоnik и Friends Forever. Из нашего разговора получился манифест IT-предпринимательства.

Манифест

Привет, у меня есть хорошая новость. Бизнес до сих пор решает проблему человека. Независимо от того, IT-стартап это или булочная.

Мир состоит из огромного количества технологий. Нефть добывали еще до нашей эры, но без технологий она была просто горючей субстанцией, которая никак не влияла на мир. Появились технологии очистки, производства бензина, дизеля, масел — и нефть стала влиять на человечество. Фишка в том, что именно технологии двигают мир вперед.

Современные технологии решают проблемы новыми способами. Просто в условные 90-е проблемы лежали на поверхности: стоишь в очереди за хлебом — идешь и делаешь булочную. Или химчистку, или чебуречную. Но у этой ситуации был жирный минус: кроме тебя, были еще толпы, которые хотели решать те же проблемы.

Хотите работать с чем-то новым? Погружайтесь в рынок, исследуйте людей и их поведение. Вот недавно попалось интересное приложение, которое на ноутбуке убирает внешние шумы во время звонков и оставляет только голос человека. Фантастика! Но до решения этой проблемы не дошел бы человек, который не использовал постоянно Zoom или Google Meet.

Когда-то было модно становиться инженером или ученым. Теперь — предпринимателем. И мне это нравится: можно реализовать свои мечты, желания и амбиции.

Раньше я не привязывался к технологиям. Я и сейчас не считаю себя технически продвинутым — просто умею немного программировать. Хотелось сделать что-то важное и интересное. Так я и погрузился в стартапы — запустил первый, когда вернулся в СНГ в начале нулевых.

Для меня стартапер — это тот, который делает инновационную штуку. Это элита предпринимательства. В стартапах часто в сто раз сложнее, чем в классическом бизнесе. Иногда непонятно, кому нужен твой продукт, как его продавать, какие будут затраты и что с масштабированием.

Глобально же ничего не поменялось. Есть классический бизнес — доставка чебуреков. А есть стартап — приложение с доставкой чебуреков с помощью дрона за 10 минут. Старая проблема доставки — новое IT-решение.

Какая бы крутая технология не лежала в основе стартапа, это всегда в первую очередь про предпринимательство. И по своему опыту работы с акселераторами скажу, что хорошие проекты зачастую запускают гуманитарии.

Чтобы запустить стартап, им не нужно, например, уметь программировать — если только они не собираются делать новый Facebook. Да даже и если собираются. Нужен код? Наймите людей.

Я не знаю, можно ли просто заработать на технологиях. Потому что проекты типа Reface в Украине можно сосчитать по пальцам одной руки. А вот успешных булочных в тысячи раз больше.

Неважно, как ты себя назовешь: продуктовой, сервисной или клиентоориентированной компанией. От этого ничего не поменяется. Ты в любом случае делаешь бизнес и даешь людям ценность, за которую они платят.

Вот этот момент упускают 40–50-летние дядьки с заводов, которые хотят запустить свой бизнес. Они читают про продуктовые подходы, customer journey, UX-дизайн и думают: «Ну нафиг, пойду лучше чебуреки продавать». А по факту ресторан с доставкой — это те же чебуреки, только с приложением для смартфонов, да плюс бизнес-моделька немного поменялась.

Один из моих стартапов — корм для кошек Friends Forever. Делаем его в Италии, везем в СНГ, продаем по модели D2C. В команде этого стартапа-бизнеса работают буквально несколько человек, потому что всё автоматизировано.

Это IT? Нет, это корм для котов. Он производится, доставляется и продается. Продажи – доставка – клиентская связь — всё анализируется. Использовали по максимуму IT-инструменты, чтобы автоматизировать бизнес-процессы. В принципе, его можно было бы сделать и без всех этих технологий, просто это было бы долго, больно и unit-экономика, скорее всего, не сошлась бы.

Набор технологий — это просто коробка с инструментами. Если нужна уборка дома, ты вызываешь уборщицу. А если нужно мобильное приложение — находишь программиста и дизайнера. Предприниматель — вот кто находится в основе бизнеса: классического или IT-стартапа.

Если бы мне через час нужно было выйти на сцену UNIT.City и рассказать 50-летним дядькам с заводами, пароходами и мясорубками, что такое IT-предпринимательство, я бы сказал: «Чуваки, мы строим будущее».

Поделиться публикацией :

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить

Новости партнёров

Загрузка...
Загрузка...