ПРЯМОЙ ЭФИР

Жумакын Кайрамбаев: Изобразительное искусство в Казахстане пущено на самотёк

Сельская пастораль - сквозная тема в романтическом творчестве Жумакына Кайрамбаева. Выступая в защиту общечеловеческих ценностей, в наш жестокий век художник ратует за то, чтобы люди жили мирно, любили друг друга, общались, работали, творили

Жумакын Кайрамбаев

Жумакын, любопытный факт из биографии: ваша студенческая копия "Данаи" Рембрандта позволила отреставрировать мировой шедевр, безнадежно испорченный вандалом.

На копии учатся, обычно все копируют то, что можно быстро сделать - Шишкина, Репина. В 1978 году по спец предмету "копия" я, третьекурсник Академии им. Репина, до прихода посетителей в 10 утра, два месяца ежедневно по 4 часа копировал «Данаю» в Эрмитаже. Студенту копировать картину целиком нельзя, только фрагмент: я взял фигуру Данаи. Картине 500 лет, - ни одной трещины, пока в 1985 году ее не сожгла кислота. Все старые мастера писали свет и тень одинаковой толщины краской. Рембрандт писал, как наш современник - неровными, торчащими мазками. Технологию подлинника я старался воспроизвести один в один. Абсолютное, с точностью до миллиметра, сходство помогло реставраторам восстановить «Данаю».

Узнал об этом через пять лет после окончания академии в 1981 году, когда приехал в Ленинград на повышение преподавательской квалификации от Жургеновской академии (тогда театрально-художественный институт). Ректор академии Репина, Еремеев Олег Аркадьевич, мой преподаватель рисунка, рассказал, что от кислоты сильно пострадала именно фигура Данаи. Кроме меня, её никто не копировал. Лучшие реставраторы не знали, какой толщины и в каком объеме были краски. Один из них, наш учитель, вытащил из фондов академии мою работу. «Оказалось, ты воспроизвел всё: толщину жемчуга, мазки в бликах, ногтях, постели, узоры кровати, лессировку!», - благодарил меня Еремеев.

Пастораль-9. 2011, х.м

Сделав бесценную копию, вы поднялись до уровня Рембрандта, - была мысль покорить мир?

Нет, такая мысль - несбыточная мечта. Богатыми и знаменитыми при жизни стали только Сальвадор Дали и Пикассо. Остальные кое-как перебивались, Рембрандт к концу жизни чуть с голоду не умер. Обычно имя художника открывают после смерти, может, и обо мне вспомнят. То, что сообщил Еремеев, казалось естественным, радовался, что моя учебная копия пригодилась. Своих учеников я тоже заставляю копировать, они норовят какой-нибудь этюд взять, лишь бы поскорее оценку получить. Рассказываю свой случай с «Данаей», хожу с ними в Кастеевский музей, советую, на какие детали обратить внимание, - мои дети выросли на этом.

У вас есть любимые работы? Если да, что хотели донести до зрителя?

Свои, даже небольшого размера, работы я долго, по 3 - 4 месяца пишу, быстро не получается. Поэтому мне все картины дороги. Из ранних особенно близка «Жекпе-жек/Поединок» - о противостоянии света и тьмы, добра и зла.

Жекпе-жек. Поединок. 1989, х.м

 

В работе "Двое" хотелось показать идею мощи человека: огромный бык послушно идёт за маленьким ребенком.

Екеуі-3. Двое-3. 2015, х.м

 

Много работ посвятил отцу; картина «Жолаушы/Путник» - о нем: сквозь дождь в горах старик ведет коня.

Жолаушы.Путник. 2004, 120х150, х.м

В пять лет отец остался без родителей, пережил голод, холод. Всю жизнь был колхозным чабаном, слыл умельцем: мастерил посуду из дерева, конское седло, камчу. Абсолютно безграмотный, наизусть знал эпос, прекрасно пел, пять раз на дню читал намаз. Гордился тем, что один из четырех его сыновей писатель, другой художник. Часто говорил: прежде чем умру, надо оставить след. На 100-летней годовщине отца, собрались 52 человека рода Кайрамбаевых.

Свой след мечтаю оставить в учениках. Перед пандемией на республиканской выставке искусствоведы обратили внимание на то, что половина живописцев – мои ученики! (смеется). Кроме меня, из преподавателей станковой живописи в академии Жургенова никого не осталось. Выпуская ежегодно по 4 группы, за 42 года обучил около 150 студентов. Пятьдесят из них - активно работающие живописцы, остальные в школе, училище преподают, профессиональные кружки ведут. С советских времен поколение за поколением они - Izder 1, Izder 2, Izder 3. В 2003 году собрал десять известных художников, среди них Досбол Касымов, Талгат Тлеужанов, Мейржан Нургожин. Предложил проект Izder (Следы), цель – показать, на каком уровне сегодня достижения школы Кайрамбаева. Ребята согласились, и работа закипела.

Izder 1, постер

В следующем году мне 70, собираю юбилейную выставку «Izder 4». Люди увидят, чего за последние 40 лет достигли аксакалы живописи, и как, отталкиваясь от них, работает молодое поколение. В апреле 2023 года пройдет выставка в Алматы, в октябре - в Астане. Это нужно не нам, - государству! Каждая страна, чтобы показать себя за рубежом, должна иметь мощное визуальное искусство, иначе у нее низкий рейтинг. Помогать художникам добиться известности - в интересах государства, а я чиновников уломать не могу.

Чтобы в Алматы и Астане бесплатно арендовать музей на месяц, выпустить каталог, сделать хотя бы одну выездную выставку в Киргизию, Узбекистан, или Россию, писали письмо в министерство культуры, - ответа не дождались. Знакомые моих друзей в сенате обращаются в отдел культуры министерства, ребята ищут в мажилисе, кто может помочь выдвинуть известных художников если не на заслуженного деятеля или работника культуры, то хотя бы медалью поощрить. Сам я в 2010 году получил заслуженного деятеля с седьмого раза (!), а меня выдвигали академия Жургенова, музей Кастеева, Союз художников.

В позапрошлом году собрали деньги на выставку в Узбекистане, смогли отправить четырех живописцев, на большее средств не хватило, сами платили за аренду зала, обратную транспортировку работ. Хорошо, узбеки нас встретили, гостиницей обеспечили. А выставка называлась: «Казахстанская живопись"! Сейчас даже в Киргизию поехать не можем, не говоря уже о персональной выставке в России, Китае, про Запад речи нет.

Что необходимо для популяризации искусства Казахстана внутри страны и за рубежом?

Главное, показать, что в республике делается, мастеров у нас много, но мы не можем себя показать. Изобразительное искусство в Казахстане пущено на самотёк. Министерство культуры - самое бедное, денег вообще нет. В августе министр культуры посетил Союз художников и Академию Жургенова. Состоялся разговор, он обещал. Может, действительно хочет что-то сделать, след оставить.

Коммунистов, как не ругай, но музей построили они, произведения собрали они. Помню, как в советском Казахстане все развивалось, ежегодно с 1975 по 1981 год приезжал из Питера в Москву на Всесоюзную выставку в Манеже смотреть шикарный казахстанский раздел! Как только Советский Союз развалился, музей Кастеева ничего купить не может, денег нет.

Важно, чтобы в государственном управлении появился арт-менеджер масштаба личности Темирбека Жургенова, с именем которого в нашей стране связана культурная революция. В 30-х годах Жургенов руководил просвещением, культурой, искусством. Поднял всех первых актеров, музыкантов, певцов, - отправлял их выступать в Москву. Когда в Казахстане появятся известные на весь мир художники, все начнет бурлить. Не надо будет никуда ездить, зарубежные гости сами пожалуют.

Чем вас не устраивает Академия искусств имени Т.К. Жургенова?

Академию искусств Жургенова я ругать не хочу, приятно в одних стенах видеть рядом таких гигантов, как Ашимов Асанали ага, Бибигуль Тулегенова. Однако, на актерской стороне вуза места мало: когда у актеров занятие, в коридорах нашего крыла – дурдом, хохот сотрясает стены вуза. А художникам в аудиториях нужна тишина. Актеру-ректору не до художников: то концерт, то спектакль - беспрерывные конкурсы, поездки, фестивали, айтысы народного пения.

Всю жизнь надеюсь, что государство, как в сказке, повернется к нам лицом, и у нас будет своя учебная академия художеств, где мои студенты будут творить полноправно. Во всех бывших советских республиках есть отдельный художественный вуз со своим планом выставок. Нас постоянно приглашают в Киргизию, Узбекистан, Россию, Таджикистан. Будь у нас свой вуз изобразительного искусства, международный конкурс художников "Тюльпан" проходил бы не с горем пополам, как сейчас. Приглашаем через посольства желающих: приезжают корейцы, китайцы, а денег на награды призерам, гостиницу участникам не выделены, аудиторий не хватает.

Ваше мнение об Академии художеств Амандоса Аканаева?

Это частное сообщество профессиональных художников республики. Случись что c Амандосом, его дети будут наследниками. В Республике Кыргызстан или в Российской Федерации, к примеру, академия художеств - государственная. От Казахстана в составе действительных членов (академиков) Кыргызской академии нас трое: Кенжебай Дюсенбаев, Ерболат Толепбаев и я. Там представители 36 государств, одни известные художники, как Таир Салахов, Зураб Церетели. Кого на базе общественного объединения может пригласить Амандос Аканаев?

За 42 года вы воспитали 150 учеников. Каковы, на ваш взгляд, пути развития изобразительного искусства в Казахстане?

В Казахстане миллионеров много. Купец Павел Третьяков был богатый человек, на свои деньги собирал передвижников – Репина, Серова, Врубеля. На рубеже 19 - 20 веков в Третьяковской галерее в Москве можно было смотреть своеобразное, национальное русское искусство. Глядя на это, царь Николай II, затем Советское государство собрали в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге крупнейшую в мире коллекцию российского искусства. И Россия приобщилась к собственной культуре в дополнение к издавна развитой культуре Запада.

Другой пример из планового опыта Казахской ССР. В начале 80-х Кунаев аксакал запланировал и осуществил пятилетку, в течение которой в каждом колхозе и совхозе всех областей появился дом культуры, клуб, выставочный зал, где люди могли повышать культуру, заниматься художественной самодеятельностью. Помню, в 1985 году по всей республике начался культурный бум! В Союзе художников, особенно у нас, молодежи, было столько заказов! Я с удовольствием объездил всю страну.

Весна. Полосатые горы. 2002, х.м.

От коллективных хозяйств заказы были по 1000 рублей, не то, что моя учительская зарплата в 120 рублей! Сейчас домов культуры на селе не осталось, частники все к рукам прибрали.

За каким искусством, по-вашему, будущее?

Беспредметная живопись меня никогда не интересовала, но и к фотографической точности я не тяготел. Обращался к Серову, и особенно к Врубелю: как он решает портреты, пейзажи, мистические темы, как точно передает Демона, - всегда ищу такое.

Катон-қарағай-5. 2018, х.м

В 90-е до 2003 года каждый день ко мне приходили покупатели. Все посольства тогда находились в Алматы, и работы уходили за рубеж, даже музей в Турине, Италия, купил. Будущее за реализмом, это как вечное течение реки, из которой можно уйти в беспредметную живопись, сюрреализм, гиперреализм, неореализм и так далее. Все они образуют единое, понятное человеку искусство, в котором каждый увидит что-то хорошее для себя. Реализм, в конце концов, победит, без реализма человек не видит мир.

 

Спасибо за интервью.

Дина Дуспулова, арт-эксперт

Поделиться публикацией :

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить

Новости партнёров

Загрузка...
Загрузка...